Пятница
18 ДекО значении компетенции самообразования в условиях переноса образовательного процесса в онлайн-среду (Климова Т.А., Олефир Л.Н.)
Климова Т.А., Олефир Л.Н. О значении компетенции самообразования в условиях переноса образовательного процесса в онлайн-среду // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
О значении компетенции самообразования в условиях переноса образовательного процесса в онлайн-среду
В статье авторы представили результаты пилотажного опроса пред- ставителей тьюторского сообщества (педагоги школ, преподаватели вузов и СПО, родители детей школьного возраста) с целью оценить уровень стресса, готовность системы образования, компетенции и проблемы педагогов, учащихся и их родителей в условиях переноса обучения в онлайн-среду в связи с мерами по предупреждению распространения коронавируса.
Преставителями тьюторского сообщества весной 2020 года решались задачи выявления оптимальных подходов к организа- ции образовательного процесса и коммуникации его участников в условиях переноса в онлайн-среду в связи с мерами по преду- преждению распространения коронавируса. Необходимо было оценить уровень стресса, готовность системы, компетенции и проблемы педагогов, учащихся и их родителей.
При посредничестве региональных отделений МТА в опросе через социальные сети, профессиональные и родительские чаты в мессенджерах приняли участие 483 респондента (педагоги школ, преподаватели вузов и СПО, родители детей школьного возраста).
Оценка респондентами важнейших компетенций педа- гогов и преподавателей для переноса образовательного про- цесса в онлайн-среду (Рисунок 1) показала, что критически важными большая часть опрошенных (56,7%) считает умение
«организовать самостоятельную работу и обучение», «самоор- ганизацию», «рефлексию», т. е. компетенции работы с собой. На втором месте (51,75%), как критически важные отмечены
«мягкие навыки»: «умение выстроить коммуникацию», «орга- низовать групповую работу», «умение критически восприни- мать информацию». «Знание предмета» отметили в ситуации необходимости перехода на дистанционное обучение как важ- ное (но не критически!) 63,5% участников опроса.
Многие участники опроса, указывая дефициты педагога и учащегося, дают их целый перечень, что может говорить об отсутствии иерархии, трудности выделения главной задачи.
Обратим внимание на ожидаемые:
«Трудно ориентироваться в сервисах, технологиях, он- лайн-инструментах преподавания» — более 52% поставили этот дефицит на первую позицию; еще 4% поставили на первую по- зицию «Сложности в обращении с техникой: компьютером, гарнитурой, камерой»; заметим, что именно эти группы участ- ников отмечают неготовность системы образования к дистан- ционному обучению (коэффициент корреляции 0,72), то есть индивидуальные дефициты распространяются на всю систему. Собственно, педагогический дефицит «Трудно мотиви- ровать учащихся, которым скучно и неинтересно» поставили на первую позицию только 15 участников опроса (3% выбор-
ки), из них 12 — родители.
В период самоизоляции, в условиях вынужденного ди- станционного обучения пересматриваются вопросы, касаю- щиеся особенностей коммуникации в процессе дистанцион- ного сопровождения, преодоления дезадаптации и стресса, при установке, что «никакое дистанционное обучение не за- менит личное общение». Для анализа мы выбрали две линии: переживание стресса и оценка готовности системы образова- ния к тотальному дистанционному обучению.
Как видно на Рисунке 2, кривая нормального распределения признака «Готовности к дистанционному обучению» сильно де- формирована в сторону констатации неготовности к переходу в онлайн. При этом данная констатация не является причиной стресса для всех: так, 78 человек говорят о полном отсутствии готовности к дистанту, при этом 54 из них испытывают опре- деленно высокий уровень стресса, а 20 — вообще не испыты- вают никакого стресса (то есть для этой группы данный факт не является неожиданным).
Кривая распределения признака «Стресс» (Рисунок 3) более нормальна по форме, но только средняя часть кривой невелика. Большинство участников (более 90%) отмечают как «важные и критически важные» все группы навыков для педагогов в усло- виях перехода на онлайн-обучение. Соответственно, «не очень важно» и «совсем не важно» практически никто не отметил. Отсутствие иерархии в структуре желаемых навыков может свидетельствовать как о том, что различия между группами компетенций недостаточно ясно сформулированы и понимаемы, так и о том, что переживаемый стресс более тотален, чем это указали участники опроса. По этим показателям возможно разделение участников на группы:
Интересна группа (18%), которая вообще не испытывает стресса, при этом низко оценивает готовность системы к ДО, при этом для них характерны краткие формы дополнительно- го описания ситуации неопределенности, отсутствие вектора (направления) деятельности:
- Есть возможность подумать над ситуацией
- Важно здоровье детей
- Возможность избежать вируса!
- Переосмыслить жизнь
- Не вижу плюсов
- Не надо посещать учебное заведение
- Если смотреть системно, то замена массовой школы
Сравним: 12% выборки считают, что Система совсем не го- това к ДО и испытывают высокий уровень стресса. Возможно объединение этих двух групп по характеру их персональных высказываний. В целом, именно эту группу можно назвать дезадаптированными, им необходима помощь в анализе и при- нятии ситуации:
- Нет плюсов, одни сплошные минусы
- Последствия. Не настолько закреплены будут темы по урокам, занятиям.
- Мы поняли, что все по-настоящему плохо
- Выявили проблемы и …?
- Обезопасим себя и других, а больше…
- Никакой, государство, как обычно, даст вузам кучу денег, и они их похоронят внутри. А мы, как обычно, останемся.
- Надо ходить в школу, такое обучение не дело
- Самоизоляция необходима, но дети отстанут от программы
- Больше времени у детей уходит на учебу.
По мере повышения самооценки в прохождении стресса участники опроса увеличивают уровень критичности ситуации и проявляют попытки прогноза и предвидения (это еще около 15% выборки):
- Осознание возможностей дистанционного взаимодействия.
- Новые условия вытолкнули нас из зоны комфорта, но предо- ставляют шанс развить новые навыки, в том числе и обучение онлайн.
- Освоение новых методов работы, самоорганизация, приоритеты.
- Учеба продолжается.
- Адаптация повысит вариативность поведения.
- Научиться дистанционно работать.
- В том, что при сложившейся ситуации обучение ВОЗМОЖНО!
- Ответственность за самообразование.
- Самосовершенствование.
- Освоят дистант и технику.
- Проявила, чего стоит наша образовательная система.
- Учатся работать самостоятельно.
- Возможность научить самостоятельности обучающихся.
Еще одна группа около 20% показывает средний уровень стресса и оценивает готовность к ДО как среднюю (4–7 баллов), транслирует как минимум вербальную готовность к изменениям, настроенность на обучение и получение нового опыта. Кстати, именно для этой группы характерны попытки дифференциации видов дефицитов как для педагогов, так и для обучающихся:
- Мобилизовались. Понимаем, что надо учиться в других условиях.
- Больше времени и возможностей для самообразования и саморазвития.
- Вырабатываются навыки самостоятельности.
- Вывести образование на новый уровень. Самостоятельно вы- бирать программы для самообразования.
- Опыт самоорганизации, самообучения.
- Есть простор для самостоятельной работы с любым видом информации.
- Хороший опыт работы дистанционно, так как в будущем образование отчасти перейдёт на работу дистанционно.
- Появилось время подумать в тишине и одиночестве.
- Развитие самодисциплины.
- Приобретение самостоятельности и выстраивание маршрута своего в образовании.
- Безопасность для здоровья ребёнка и окружающих, приручение ребёнка к самостоятельности.
- Самосовершенствование, получение новых навыков работы онлайн.
- Начнём шевелиться.
- Расширение преподавательского инструментария.
- Спокойствие педагога.
- Научить детей самоорганизации.
- Это возможность для учителя адаптироваться под новые условия.
- Это позволит внедрить дистанционную форму на постоянной основе. Это очень удобно, когда нужно возместить занятие во время командировки, например, или восстановить занятие из-за выпавших выходных. Можно больше вспомогательного материала дать студентам.
- В освоении новых технологий в дистанционном обучении, воз- можность общения и обучения, не подвергая себя опасности из-за вирусов
Следующую группу –18% (высокий уровень стресса и средний уровень готовности к ДО), можно назвать группой с вербальной тревожностью:
- Переход на удаленный формат обучения, который ранее назре- вал только в отдельных областях.
- Онлайн-обучение стремительно разовьется. Имеются предпо- сылки окончательно снизить лекционную аудиторную нагрузку.
- Лучше бы ученики учились в школе, чем дистанционно
- Сохраняется процент нездоровых обучающихся, что не позво- ляет продолжать учебный процесс.
- Снижение риска заражения.
- Не заболеть
- Ситуация обнажит проблемы образования, покажет реальную картинку ИКТ компетенций всех участников, оснащенность техни- ческую и доступность онлайн-ресурсов для сельских школ особенно.
- Перемены необходимы
- Студенты поймут важность очного обучения.
- Не отставать от программы.
- Наконец-то образование (государственное) сдвинется с мёрт- вой точки и осознаёт, что находится в 21 веке; перестанет смотреть на «семейников» и заочников с недоумением. Вообще, я думаю, многие родители после такого опыта выберут для себя дистанционное обучение, и огромные здания школ буду стоять полупустыми.
- Поймут важность роли учителя.
Высокий уровень стресса и достаточно высокий уровень оценки готовности к ДО (11%): скорее всего, эти участники имеют достаточно высокий уровень владения ИКТ, но нуждаются в психологической поддержке и условиях для самореализации:
- Девальвация дистанционного образования как приоритетной или/и единственной формы, невозможность и целесообразность «загнать» всех в мудл, осознание того, что образование в этой ситуации оказалось не сводимо к универсальным платформам, схемам и хронотипам, как это предполагалось адептами ди- станционного образования.
- Не вижу плюса для работающего родителя.
- Самоизоляция направлена все же на нераспространение вируса. Для образовательного процесса плюсом это не является вовсе. В сложившейся ситуации выберем самоизоляцию, в режиме онлайн знания все же можно получить.
- Немного детей разгрузили от учебы на время. Но скоро дистант, и это не очень удобно.
- Это встряхнет систему.
- Познание нового, изучение онлайн-платформ.
- Произойдёт переоценка ценностей. Наконец-то обратят внимание на онлайн-обучение.
- Вся ответственность на ребёнке, как позанимался, такие знания и получил.
- Получение практического опыта, катализатор процессов онлайн-обучения.
- Есть возможность более тщательно подготовиться к своим занятиям, а также к всевозможным конкурсам.
- Возможность выйти на другой уровень.
- То, что люди увидели, что много активностей, в том числе об- разовательных, можно проводить онлайн, и очень эффективно. А некоторые очные занятия и вовсе не приносят пользу. Поэтому можно начать развиваться в сторону онлайн-образования.
- Можно заняться самообразованием.
- Полагаю, что у ученика появилась возможность проверить себя на самоорганизацию к самообразованию.
- Ученики больше будут слушать родителей. Родителям придётся заниматься с детьми.
Пилотажное исследование, которое проводилось для выявле- ния установок на разработку содержания программы подготовки тьюторов и форм ее реализации, позволило выявить серьезный вызов к уровню цифровых навыков и управления данными и информацией в условиях перехода на онлайн-обучение.
Также статистически зафиксировано, что значение компе- тенции «знание предмета» снижается в новых условиях и начи- нает уступать компетенциям: «умение учиться самостоятельно», «опыт общения с людьми».
Мы предполагаем, что стрессогенное воздействие самоизо- ляции вытеснило на периферию целеполагания профессиональ- ной деятельности педагогов умение мотивировать учащихся к учебной деятельности, хотя в современном образовании это одна из важнейших задач.
Заметим, практически никто из участников опроса не проиг- норировал возможность дать вербальную оценку своего осмыс- ления ситуации по линиям: стресс и оценка готовности системы образования. В этих высказываниях частотно используется приставка «само-» к словам: развитие, дисциплина, образование, организация, реализация — в различных контекстах и залогах. Сейчас, когда весь мир переживает стресс от карантина, человеку важно ощущать свою жизнь как контролируемую им самим и знать, что от его активности и самоэффективности многое зависит и в жизни других людей (близких и незнакомых). На наш взгляд, это как раз та «жизнестойкость» (Д. А. Леон- тьев), что многие психологи ищут как ресурс для совладания со стрессом. Установки на самоорганизацию и самообразование в условиях пандемии воспринимаются как элементы конструк- тивности, гибкости, адаптивности и психического здоровья личности взрослого.
Члены МТА, сотрудники Института инноваций в образова- нии ТГУ, приняли челлендж и стали инициаторами разработки программы повышения квалификации «Навыки самообразо- вания в подготовке тьюторов». Разрабатывается содержание программы с участием региональных отделений МТА в рамках Летнего университета тьюторства, апробация запланирована на текущий учебный год.
Таким образом, в ситуации переживания стресса дефиниция «самообразование» интерпретируется и как форма образования, и как дефицитарная компетенция, и как ресурс для сохранения психического здоровья.