Образовательные путешествия в городской и природной среде как способ развития субъектности младших подростков (Кокарев В.Г.)
 /  Тьюторство в государственной школе / Образовательные путешествия в городской и природной среде как способ развития субъектности младших подростков (Кокарев В.Г.)

Образовательные путешествия в городской и природной среде как способ развития субъектности младших подростков (Кокарев В.Г.)

Кокарев В.Г.  Образовательные путешествия в городской и природной среде как способ развития субъектности младших подростков // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Образовательные путешествия в городской и природной среде как способ развития субъектности младших подростков

Образовательные путешествия, как одна из тьюторских технологий, позволяют формировать субъектность младших подростков при условии, что тьюторское сопровождение базируется на объективных результатах диагностики субъектности и познавательных интересов, грамотной организации групповых и индивидуальных тьюториалов, предоставляет возможность различных деятельностных проб в го- родском пространстве и в природной среде.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, образовательные путе- шествия, уровень субъектности, познавательный интерес, младшие подростки.

 

О важности формирования субъектных качеств школьни- ка говорится в положениях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, посвященных метапредметным результатам. В частности, эти результаты «должны отражать умение самостоятельно опреде- лять цели своего обучения, мотивы и интересы своей позна- вательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осо- знанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» [3, С. 6].

Все  вышеперечисленные процессы  неразрывно   связаны с формированием у обучающихся таких субъектных качеств, как активность, самостоятельность, способность к выбору и от- ветственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого человека, саморазвитие и спо- собность к рефлексии.

Анализ специальной литературы, посвященной вопро- сам формирования и развития субъектности, показывает, что в отношении школьников младшего подросткового  возра- ста недостаточно используется технология образовательных путешествий.

Образовательные путешествия как ресурс индивидуализа- ции давно вошли в педагогическую практику и доказали свою эффективность, поскольку там «могут быть созданы специ- альные условия, позволяющие школьникам научиться само- стоятельно проектировать собственную образовательную про- грамму, организуя между собой взаимодействие относительно общих познавательных интересов. В отличие от обычной поезд- ки в путешествие отправляется, как правило, тот, кто хочет най- ти ответ на какой-то очень важный для себя вопрос» [1, С. 172].

Образовательные путешествия представляют собой гибкую тьюторскую технологию, позволяющую применять различные форматы, отличающиеся по месту проведения, возрастному со- ставу групп, глубине проникновения в материал исследования, уровню рефлексивного восприятия произведенных действий. Приобретение эмпирического опыта младшими подростками предполагает, что школьники осуществляют цикл образователь- ных путешествий. «Движение личности от цикла к циклу позво- ляет наращивать и оттачивать приобретаемые умения, создает нацеленность на их гармонизацию и складывание в единый

«комплекс систематических знаний  и  представлений,  умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций» [2, С. 166].

В течение 2019–2020 г. учебного года в рамках выполнения моей магистерской выпускной квалификационной работы была разработана и реализована программа образовательных путешествий с группой пятиклассников ГБОУ Школа № 1205. Данный проект имел своей целью развитие субъектных ка- честв вышеуказанной возрастной группы.

По результатам реализации вышеуказанной программы хотелось бы отметить некоторые особенного этого проекта.

Программа содержала диагностический аппарат — опрос- ник по субъектности, разработанный Е. Н. Волковой и И. А. Се- региной. Кроме того, был использован опросник В. Хеннин- га, чтобы провести диагностику познавательных интересов участников с целью предметной работы на последующих тью- ториалах и для формирования минигрупп путешественников по тематическим направлениям.

Данный проект был достаточно протяженным по време- ни — более 6 месяцев, из них порядка 1,5 месяцев было отведе- но на диагностико-организационный этап. Такие временные рамки определялись несколькими обстоятельствами.

Первое: в соответствии с запросами обучающихся работа планировалась как в природной, так и в городской среде, что требовало тщательной организационной подготовки.

Второе: запросы школьников по направлениям (геогра- фическое, биологическое, ОБЖ, журналистика) потребовали поиска волонтеров во внешней среде, работавших помимо педагогов-предметников. В  результате  согласие  на  участие в проекте дали студенты МИИГАиК (географическое направле- ние), сотрудники Государственного Дарвиновского музея, рас- положенного недалеко от ГБОУ Школа № 1205 (биологическое направление),  выпускники  школы  инструкторов   детского и юношеского туризма 2011, 2013, 2014 г. (группа ОБЖ), про- фессиональный журналист (группа журналистики).

Третье: необходимо было провести предварительную под- готовку с взрослыми участниками с тем, чтобы сформировать у них первичные навыки тьюторской работы.

По итогам диагностико-организационного этапа было сформировано четыре направления образовательных путеше- ствий в городской и природной среде, в ходе которых каждый участник занимался поиском ответа на свой личный вопрос.

№ п/п Личный вопрос Автор вопроса
Географическое направление
1. Муравейники как ориентиры в природной среде Валера К.
2. Мхи, лишайники, годовые кольца как ориентиры в при- родной среде Алан Д.
3. Надежность и удобство специальных электронных при- ложений как средств навигации в природной среде Миша К.
Биологическое направление
1. Определение остеологических материалов  (кости, рога) в художественных и декоративно-прикладных изделиях Лев П.
2. Пульсометрия походов выходного дня Милена С.
ОБЖ
1. Организация временных укрытий для ночлега в лесах Московского региона Влад Ш. Иван О. Дамир А.
Видеожурналистика
1. Создание видеофильма «Школа выживания» Илья З. Сева П.

 

В ходе выездной практики обучающиеся совершили цикл путешествий, связанных с ответами на их личные вопросы. Так, например, по географическому направлению два вопро- са касались природных признаков ориентирования — распо- ложение муравейников, мхов, лишайников,  годовых  колец  на пнях и т. д. Обучающиеся выразили желание проверить вышеуказанные признаки в природной среде. Теоретическая часть включала в себя изучение учебников по ОБЖ, различ- ных программ «Школа выживания», форумов путешественни- ков, сайтов, на которых размещаются отчеты о походах.

В результате проведенных исследований обучающиеся пришли к выводу, что муравейники в ряде случаев могут на- ходиться не только с южной стороны деревьев, но и с других сторон света. Что касается угла наклона муравейников, то там, где есть разные углы уклона, с южной стороны они действи- тельно более тупые. Что касается мхов, лишайников и годовых колец, то они, по мнению исследователей, не могут являться надежными ориентирами, поскольку начальная гипотеза ре- бят не подтвердилась.

Не менее интересная работа проводилась участникам дру- гих групп, более подробно с ней можно ознакомиться в тексте моей выпускной квалификационной работы.

Итогово-рефлексивный этап программы включал напи- сание участниками  короткого  эссе  объемом  1–2  страницы  с выражением своих эмоций по поводу образовательных путе- шествий. Ребятам предлагалось рассказать о том, что они ожи- дали от путешествий, получили ли они ответ на свой вопрос, насколько глубоко удалось продвинуться в тематике своего исследования, комфортно ли им было работать в своей мини- группе, каким образом хотелось бы организовать путешествие в будущем году.

Следующим пунктом итогово-рефлексивного этапа стало проведение итогового тьюториала, на котором состоя- лось представление индивидуальных и групповых продуктов участников. В нашей ситуации в большинстве случаев это были презентации, устные выступления, подготовить кото- рые помогал тьютор.

В ходе вышеуказанного представления участники приоб- ретали навыки публичных выступлений, работы в команде,   и, самое главное, информацию о том, в какой степени обра- зовательные путешествия помогли получить ответ на постав- ленный в начале проекта вопрос, какое приращение знаний произошло, как для них поменялся образ будущего.

Итоговый тьюториал был направлен на изложение пла- нов образовательных путешествий на следующий год. Участ- ники договорились, что осенью 2020 г. мы вернемся к этой  таблице с тем, чтобы ее актуализировать.

Непосредственно после представления результатов была проведена завершающая диагностика, в ходе которой участ- ники повторно заполнили опросник по субъектности.

Сопоставление результатов входного и выходного тестиро- вания — одно из важнейших условий для дальнейшей работы тьютора с тьюторантом в плане определения индивидуальной образовательной программы на этапе обучения в основной школе и определения эффективности образовательных путе- шествий как средства формирования и развития субъектно- сти обучающихся.

Сравнительный анализ показал, что у участников произо- шел качественный сдвиг по всем критериям субъектности. Не- обходимо отметить, что повышение субъектности участников происходило в разной степени. Но отчетливо наблюдается яв- ное уменьшение количества участников, которые находились в группах с низким уровнем, они перешли в группы среднего и высокого уровня. Необходимо отметить сильное увеличение показателей по критериям «активность», «понимание и при- нятие другого», «свобода выбора и ответственность за него», «саморазвитие».

Разработка и реализация вышеуказанного проекта по- зволяет сделать вывод, что программа образовательных пу- тешествий может быть использована педагогами, методиста- ми, психологами и родителями для учебных объединений дополнительного образования, классов, а также детских объ- единений, действующих за пределами школьного простран- ства — на базе семейных клубов, объединений досуга и спорта. Возможны модификации данной программы для использова- ния с целью профессионального выбора обучающихся под- росткового возраста.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Программа создана в технологии тьюторского сопровожде- ния, поэтому тьюторантам на всех этапах предоставляется широкий выбор средств самовыражения.
  2. Программа является конструктором, который собирается под запросы конкретной аудитории тьюторантов.
  3. Инструментальными частями программы являются диагно- стика, индивидуальные и групповые тьюториалы, выездные мероприятия.
  4. Рефлексия в любой форме является неотъемлемой частью каждого этапа.
  5. По возможности состав взрослых участников стоит расши- рять за счет привлечения волонтерского корпуса, в том числе студентов — недавних выпускников школы, родительской общественности, экспертов.

 

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Образовательные путешествия как педагогическая технология современного учителя /Т. М. Ковалева //Преподава- тель XXI ВЕК.— 2014.— №
  2. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод// Дисс.— СПб, 2014.— 268 с.
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утвер- ждении федерального государственного образовательного стан- дарта основного общего образования».

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости