Технология Событийно-ресурсного картирования в работе со студентами
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Технология Событийно-ресурсного картирования в работе со студентами

Технология Событийно-ресурсного картирования в работе со студентами

Технология Событийно-ресурсного картирования в работе со студентами

Казакова Юлия Викторовна,

МПГУ, кафедра Индивидуализации и тьюторства,тьютор

В практике тьютор работает с различными категориями: личностный интерес, инициатива, личностные смыслы, мечта и т.д. Его работа проходит в различных режимах и формах: тьюториалы( индивидуальные и групповые), тьюторских консультации, тьюторских события, где для человека становится важным прирост к своему Образу (к себе самому).

Главным инструментом работы тьютора становится карта. «Картирование» (составление карты) является одним из средств реализации идеи знакового опосредствования (по Л.С.Выготскому) наряду со словом.[2] Картирование – современное дидактическое средство совместной работы тьютора и тьюторанта, отражающее возможные направления индивидуального образовательного движения, пространство самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.). [1]. Мы предлагаем рассмотреть технологию работы с отдельным видом карт – событийно-ресурсная карта.

В рамках технологии «Событийно-ресурсное картирование» (авт. Алатов М., Довбыш С., Казакова Ю., Янонис М.), движение студентов в составлении, изменении своего образа мы предлагаем рассматривать с фокусировкой на значимые события, как уже случившиеся в жизни и ставшие наиболее запоминающимися, так и те которые они себе запланировали, наметили или которые просто должны произойти без их воли, то есть стихийно.

Событие является элементом смыслового конструирования действительности, через работу со средой. Важно рассматривать события, как часть целостного жизненного пути, тогда они несут в себе характер неслучайности произошедшего и возможности быть автором, субъектом своей жизни в настоящем и будущем [3]. Мы работаем со студентами, находящимися в процессе освоения педагогической профессии в МПГУ. В связи с этим, « образовательное событие мы будем понимать как изменение, оцениваемое человеком как значимое для его образования и активно включенное в межсобытийны связи» (Ковалева Т.М., Чередилина М.Ю.).

На события можно смотреть в разных приближениях. Внешний контур – рассматривается чужая траектория, “как мы смотрим?” и “что считываем?” в жизненных траекториях других людей. Далее, переводя фокусировку на внутренний контур – свою собственную траекторию: “Что для Вас сейчас является самым личностным смыслом?”, мы, благодаря такому шагу-развороту, делаем возможным взглянуть на свою собственную жизнь через призму ресурсов (что я уже имею?, а чего необходимо восполнить?, чем овладеть исходя из моего главного личностного интереса?, чем это событие стало для меня?). Эти ресурсы становятся способом работы с выделенным событием. Данное событие является уже не случайным, не стихийным, а становится, своего рода “точкой развития” Образа человека.

При подходе к рассмотрению любой событийности, которая остается в памяти человека как значимая, можно говорить о связи трех ресурсных пространств (основываясь на ресурсную схему общего тьюторского действия): антропологического, социального и культурно-предметного.[4] В поле антропологического пространства попадают ресурсы, предметом которых человек делает самого себя: физиологические аспекты (изменение веса, роста, мышечной массы, цвета волос и др.), овладение различными способами мышления, понимания, памяти и т.д. В поле социального пространства, мы относим те ресурсы, которые обеспечивают вхождение человека в событие через социум: легко входите во взаимоотношения/контакт с людьми, важно услышать мнение того или иного значимого или умного человека и т.д. В пространстве культурно-предметном находятся ресурсы, предмет которых “отчужден” в культуре, является культурным образцом: музеи, литература, выставки, кинематограф и т.д.

Студенты, описывая событие, какое-то пространство ресурсов всегда воспринимают как главное в памяти или значимое. Это, своего рода, индивидуальный способ движения, “фишка” конкретного человека. Это является одним из главных моментов развития у студентов ресурсного видения. На этом этапе работы, основной задачей тьютора становится расширение ресурсного видения тьюторанта, обогащение события ресурсами из разных пространств, а не только из привычного для студента.

Таким образом, у студентов появляется возможность взглянуть на события в рамках института или открытом образовательном пространстве как на ресурс для собственного личностного движения и движения в профессиональном плане. Для студентов это может быть основой для последующей реализации собственного личного проекта в условиях еженедельной педагогической практики или осуществления первых самостоятельных профессиональных проб.

1. Т.М.Ковалева, Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12 Международные Чтения памяти Л.С.Выготского. Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011).- М.: РГГУ, 2011.

2. Л.С.Выготский, Орудие и знак в развитии ребенка. – Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.

3. Т.М. Ковалева, М.Ю. Чередилина, Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Серия научно-методических изданий: «Новые ценности образования» под. ред. Н.Б.Крыловой, М.Ю.Жилиной, вып. 1(43), 2010 – С. 98-99.

4. Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща Профессия «тьютор», Ковалева Т.М.. Кобыща Е.И., Попова(Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. М.- Тверь: «СФК-офис».- С.87 – 91.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости