Реализация тьюторской модели в системе дополнительного професионального образования
 /  Без рубрики / Реализация тьюторской модели в системе дополнительного професионального образования

Реализация тьюторской модели в системе дополнительного професионального образования

Одной из главных характеристик жизни в современном мире является непрерывное образование человека. Чтобы прожить в профессиональном мире эффективно и содержательно, любому человеку нужно в течение всей своей жизни переучиваться, обновлять свои знания, овладевать новыми компетентностями.

Это задает новые требования не только к принципиально иному качеству профессионального образования, но и ко всей системе дополнительного профессионального образования, которая должна быть максимально гибкой, открытой и вариативной, чтобы на протяжении всей жизни поддерживать меняющиеся образовательные потребности человека и создавать необходимые условия для их реализации.

В связи с этими новыми образовательными вызовами современного мира в системе дополнительного профессионального образования начались качественные изменения. Позиция слушателя системы повышения квалификации уже давно перестала удовлетворять как самих заказчиков, так и преподавателей. В отечественной системе переподготовки и повышения квалификации сегодня ищутся эффективные способы интерактивного обучения, создаются различные модели. Эта статья посвящена обсуждению процессу разработки и реализации одной из таких моделей- тьюторской модели- в системе дополнительного профессионального образования, связанной с индивидуальным опытом каждого по построению своего собственного профессионального развития.

Сегодня, благодаря активной научно-практической деятельности нашего тьюторского сообщества, принципиально разработаны и представлены в стандарте профессиональной тьюторской деятельности основные этапы так называемого «полного тьюторского действия», которое осуществляется тьютором или педагогом с тьюторской компетентностью по отношению к образующемуся (тьюторанту) с целью сопровождения процесса формирования им (тьюторантом) его собственной индивидуальной образовательной программы (ИОП). [2]

Эти этапы пока имеют в профессиональном тьюторском сообществе еще не устоявшиеся «полуофициальные» названия, но они являются рабочими ориентирами и понимаются в сообществе прежде всего как характеристики определенных целевых действий тьютора в процессе разворачивания тьюторской деятельности. Эти этапы обозначаются как:

– создание образовательной среды,

– навигация,

– масштабирование.

Остановимся теперь подробнее на каждом из перечисленных этапов применительно к реализации их в системе дополнительного профессионального образования.

  1. Создание образовательной среды.Тьюторская позиция осмысливается нами, прежде всего в антропологическом подходе, сущность которого по отношению к образованию заключается в том, что базовой (главной!) характеристикой образования мыслится не освоение культуры или процесс социализации, а развитие самого человека. Процессам трансляции культуры и социализации в антропологическом подходе приписывается лишь сопровождающая роль. [3]На протяжении большого исторического периода позиция тьютора по отношению к человеку сформировалась как особая гуманистическая педагогическая (а точнее – антропопрактическая) позиция, которая в отличие от многих других педагогических позиций, никогда не работает с человеком в логике формирования или прямой трансляции. [1]В связи с этим, первая трудность, с которой сталкивается любой практикующий тьютор или педагог с тьюторской компетентностью в системе дополнительного профессионального образования – это: как возможно работать с сопровождением индивидуальной образовательной программы человека, если у него не оформлен собственный образовательный заказ. Здесь как раз и становится наиболее очевидно, что тьюторство – это, прежде всего «средовая» педагогика [4]. Создание определенной образовательной среды помогает актуализировать у каждого человека запрос к системе ПК и ПП, а тем самым фактически провоцирует запрос на последующую тьюторскую работу.На сегодняшний день мы выделяем четыре характеристики организации такой образовательной среды.

 

 

1) Вариативность:Для того, чтобы образовательный процесс был устроен именно таким образом, необходимо создать реальный выбор в процессе обучения (это может быть как выбор элементов, касающихся содержания обучения, так и методов преподавания, последовательности изложения, стилей преподавания и т.д.…). Таким образом, само учебное пространство в системе дополнительного профессионального образования задается не какой-то внешней единой учебной программой, которую должен освоить каждый пришедший, а различными образовательными возможностями (ресурсами) и их соорганизацией в определенную индивидуальную образовательную программу, которую формирует для себя каждый ученик системы ДПО.            2). Избыточность:Обсуждая принципиальнейшую для нас характеристику – вариативность образовательной среды, мы с самого начала хотели обозначить, что выбор должен быть таким, чтобы его нельзя было не заметить и «пройти мимо». Поэтому мы обозначили вторую характеристику организации образовательной среды, как «избыточность».Нужно отметить, что, видимо, термином «избыточность» мы уловили какую-то важную характеристику современной жизни, так как теперь этот термин все чаще используется уже не только внутри нашего тьюторского сообщества, но и другими современными гуманитарными исследователями для указания на предельно широкий выбор, который предоставляет конкретная ситуация, и который невозможно не заметить… 

3).Неструктурированность:Эта характеристика так же является важной, так как образовательная среда может быть организована как вариативная и избыточная, но в тоже время может оказаться такой жестко организованной и регламентированной, что тем самым сведет ситуацию реального выбора и самоопределения фактически к «нулю».

 4).Открытость:Характеристика открытости очень близка по своему значению к характеристике вариативности. Но принципиальная разница заключается в том, что вариативность предполагает самоопределение и выбор тьюторанта по отношению к заданным (уже существующим) вариантам, в то время как открытость образовательной среды дает возможность самому человеку вносить дополнительные предложения и тем самым задавать новые варианты выбора. Таким образом, только в специально созданной образовательной среде, отвечающей всем этим заданным выше характеристикам, возможно дальнейшее тьюторское сопровождение, и тьютор может осуществлять самую важную часть своей работы – образовательную навигацию.

2.Навигация.Суть этого этапа тьюторского сопровождения заключается в том, что создав ситуацию реального выбора в системе дополнительного профессионального образования, тьютор как специалист, знающий в большой степени различные образовательные ресурсы и имеющий к тому же опыт собственного самоопределения в этой сфере, может обсудить с тьюторантом преимущества и риски, возможности и ограничения каждого конкретного выбора. Это позволит тьюторанту глубже увидеть возможные траектории его собственной образовательной программы; ограничения, которые связаны с тем или иным выбором, ресурсы, которые он может задействовать в реализации своей индивидуальной образовательной программы. Но важно понимать, что сам выбор всегда остается за человеком, который строит свою образовательную программу. Не случайно, в свое время тьюторским сообществом был осознанно выбран, именно, термин «сопровождение», указывающий на процесс поддержки и помощи тьюторанту, но не на формирование и принятие за человека готового решения.

3 Масштабирование.Этот этап на сегодняшний момент является в тьюторском сообществе пока самым мало разработанным. Тем не менее, есть принципиальное понимание, что тьюторское сопровождение как модель средовой педагогики всегда происходит «здесь и теперь». А значит, и в системе дополнительного профессионального образования тьютор всегда работает с конкретным человеком, в конкретной ситуации, с опорой на конкретные ресурсы. Реализация же этого этапа «масштабирование» позволяет посмотреть на динамику конкретных ситуаций тьюторского взаимодействия на протяжении более длительного времени и проанализировать некие открывающиеся в этой динамике закономерности. Например, предпочтения тьюторанта в той или иной профессиональной области, его приоритетные способы в процессе обучения и самообразования, какие-то индивидуальные особенности, проявляющиеся при организации им собственного учебного процесса и т.п. Такие аналитические обсуждения тьютора и тьюторанта в рамках индивидуальных тьюторских консультаций или групповых тьюториалов позволяют задать человеку новый масштаб в реализации им своей индивидуальной образовательной программы и иногда совершить перенос своих действий из одной профессиональной ситуации в другую. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что тьюторская модель в системе дополнительного профессионального образования задает особые требования к содержанию и организации всего процесса обучения. Обучение представляет собой прежде всего не чей-то адаптированный успешный опыт, а индивидуальный опыт пробы «построения себя нового», приобретаемый каждым в процессе так организованного обучения в системе ДПО.

Литература

1.Гордон Эдвард, Гордон Элайн. Столетия тьюторства. – Ижевск, 2008

2.Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении //Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. – М.: АПКиППРО, 2009.

3.В.М. Розин. Философия субъективности. – М.: АПК и ППРО, 2011

4.Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.– Томск, 2005.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости