Пятница
22 ДекШкола тьютора: проектирование замысла тьюторского сопровождения обучающихся в процессе профессионализации. (О.В. Тихомирова и М.П. Кривунь)
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество» 18 октября — 19 октября 2023 г. — М.: ДПК Пресс, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-91976-269-0
Школа тьютора: проектирование замысла тьюторского сопровождения обучающихся в процессе профессионализации.
Тихомирова Ольга Вячеславовна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, доцент кафедры педагогических технологий, руководитель тьюторского центра непрерывного педагогического образования «ТьюторIn» кандидат педагогических наук, г. Ярославль ovtikhomirova@yandex.ru
Кривунь Мария Павловна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики, начальник отдела «Студенческое исследовательское бюро, г. Ярославль mkrivun@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается способ проектирования тьюторского действия в ситуации наставничества в допрофессиональной, профессиональной и постпрофессиональной педагогической подготовки. Раскрывается общая идея тьюторского сопровождения обучающихся в процессе профессионализации. Приводится алгоритм организации проектной деятельности команд образовательных организации интеграции тьюторский деятельности в рабочие процессы.
Ключевые слова. Тьюторское сопровождение, педагогическое образование, профессиональное самоопределение.
В настоящее время происходит развитие и расширение форм наставничества: прямое, опосредованное, скрытое, индивидуальное, коллективное, реверсивное, горизонтальное и другие. Как отмечают исследователи, наставничество для современного образования обладает высокой значимостью, поэтому на сегодняшний день в целях сохранения и повышения качества образовательного процесса наставничеству, его формам и видам уделяется большое внимание [2]. Тьюторство как особое наставничество приобретает все большую актуальность в процессе организации допрофессионального, профессионального и постпрофессионального педагогического образования. Обусловлено это тем, что основополагающими принципами организации профессиональной подготовки педагога являются, согласно научным исследованиям, принципы индивидуализации и непрерывности [1]. В трудах ученых приводятся особенности педагогической деятельности в условиях допрофессиональной и профессиональной подготовки: обеспечение условий для образовательного выбора и профессионального самоопределения обучающихся, индивидуализации образовательной деятельности, субъект-ориентированного подхода к учебному процессу, преемственности и непрерывности формирования и развития психолого-педагогической культуры участников образовательных отношений [8]. Все это актуализирует не просто наставничество в педагогическом образовании, а тьюторскую деятельность по формированию и развитию готовности субъекта к самообразованию и саморазвитию, как основы непрерывности образования. При этом фиксируется дискретность профессионального педагогического образования, которая проявляется в дополнительном профессиональном образовании, на этапах перехода выпускника учреждений высшего профессионального образования к профессиональной деятельности, а также на этапе профессионального выбора выпускника школы [7]. Следовательно, возникает необходимость научного поиска и разработки методологических и методических решений обеспечения непрерывности педагогического образования на основе его индивидуализации и персонализации. Таковым решением стал проект федеральной инновационной площадки (ФИП), идея которого заключается в создании в учреждении высшего образования, как центрообразующего фактора системы не прерывного педагогического образования, особой личностно-развивающей образовательной среды для школьников, ориентированных на педагогическую деятельность, студентов и выпускников организаций профессионального педагогического образования, — среды тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития. Это является возможным в силу ресурсности тьюторского сопровождения для обеспечения необходимых условий индивидуализации и персонализации профессионального образования на основе фасилитации. В ходе реализации инновационного проекта была разработана структурно-функциональная модель, в основе которой лежат сущностные связи и отношения между компонентами системы [3]. Структурные представления разного рода позволяют разделить сложный процесс с большой неопределенностью на подсистемы, лучше поддающиеся анализу, и рассматривать их как отдельные модели или компоненты общей структурно-функциональной модели. При этом структурно-функциональная модель определяет не только компонентный состав системы с присущими ей связями, но и ее функциональную ориентированность, характеризующуюся концептуальным, теоретическим, системным и технологическим уровнями [6]. На концептуальном уровне была определена и проработана основная идея, заключающаяся в тезисе о том, что непрерывность образования субъекта обеспечивается, главным образом, его готовностью к саморазвитию, а именно способностью осознавать свои образовательные потребности и мотивы, прогнозировать результат, определять и оценивать пути его достижения. На теоретическом уровне исследованы основания и условия реализации концептуальной идеи, выявление базового процесса тьюторского сопровождения, т.е. такого субъективного процесса, осознание и осмысление которого субъектом приводит к позитивным изменениям в формировании готовности к саморазвитию. В качестве базового процесса был определен процесс профессионализации, рассматриваемый в контексте социальной ситуации, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностями и уровень реализации ведущей деятельности (ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности) [5, 9]. В таком понимании профессионализации в процессах профессионального становления на первый план выдвигается становление личности как субъекта жизни и профессиональной деятельности, способность быть субъектом своего профессионального развития в условиях социальной неопределенности, самостоятельно выявлять и находить решения социально и профессионально значимых проблем [5]. Далее на системном уровне структурно-функциональной модели должны были быть созданы и апробированы частные модели как структурные компоненты системы непрерывного образования, характеризующие специфику реализации принципа индивидуализации в разных образовательных системах согласно целевой направленности тьюторского сопровождения субъекта на конкретном уровне образования. Для реализации данного этапа проектных мероприятий была организована «Школа тьютора», в работе которой приняли участие команды образовательных организаций соисполнителей ФИП. Основной целью Школы стало проектирование замысла тьюторского сопровождения обучающихся на разных стадиях профессионализации. Для достижения цели участники распределились по группам:
1. Тьюторское сопровождение младших школьников в период ранней оптации
2. Тьюторское сопровождение обучающихся психолого-педагогических классов/групп в период оптации
3. Тьюторское сопровождение студентов в период профессиональной подготовки
4. Тьюторское сопровождение молодых педагогов в период профессиональной адаптации и первичной профессионализации.
Каждой группой решались задачи: 1) проработать рабочий процесс профессионализации субъектов в образовательной организации; 2) определить место тьюторской деятельности в рабочем процессе образовательной организации; 3) разработать дорожную карту интеграции тьюторской деятельности в рабочий процесс образовательной организации.
Соответственно работа групп была организована в три такта.
Такт 1. «Профессионализация в рабочих процессах образовательных организаций» разворачивался в следующей логике. Определение рабочего процесса, в котором происходит профессионализация субъектов сопровождения. Участники отвечали на вопросы «Какие процессы в ваших образовательных организациях способствуют (или могли бы способствовать) профессионализации обучающихся/молодых педагогов? Какие из перечисленных процессов имеют наибольший потенциал для профессионализации обучающихся/молодых педагогов? Почему именно эти?» и выбирали для проработки один наиболее привлекательный процесс. Схематизация рабочего процесса: «Как разворачивается выбранный процесс? Какова последовательность мероприятий? Какие мероприятия основные/обязательные? Какие вспомогательные? Какими символами их лучше изобразить? Насколько будет понятна эта схема стороннему человеку? Далее необходимо было указать, где (в какой части рабочего процесса) живет процесс профессионализации, в каких компонентах (или этапах, мероприятиях) рабочего процесса происходит профессионализация субъектов. И затем определить, как проявляется осознанность субъектом своей профессионализации: «Что наблюдаем в деятельности субъекта? Как проявляется профессионализация субъектов в ходе выделенных мероприятий? В каких действиях, словах, продуктах? Как проявляется осознанность субъектом своей профессионализации? По каким признаком мы можем говорить об осознанности?» Последние два вопроса определили дефициты рабочего процесса с точки зрения процесса профессионализации и обусловили поиск средств их восполнения. Это стало выходом на следующий такт работы.
Такт 2. «Тьюторское сопровождение как средство объективации процесса профессионализации»
Участники оформляли матрицу тьюторского сопровождения, отвечая на вопросы: «Кто является субъектом сопровождения? Что является рабочим процессом сопровождения? Какие изменения в осознании процесса профессионализации ожидаем (результат ТД)? Кто в позиции тьютора? Что тьютор делает (содержание ТД/функции тьютора)? Где и когда тьютор осуществляет свою деятельность? С помощью чего работает тьютор? В каких продуктах совместной детальности тьютора и тьюторанта фиксируются изменения?».
При выполнении задания необходимо было удерживать фокус тьюторской деятельности, отличие тьюторского действия от педагогического, методического, управленческого. Собственно, в этом такте сформировался проектный замысел тьюторской деятельности в рабочем процессе образовательной организации, после представления которого на пленарной встрече, группы перешли к заключительному такту работы.
Такт 3. «Дорожная карта интеграции тьюторской деятельности в рабочий процесс образовательной организации»
На основе схемы рабочего процесса и матрицы тьюторского замысла сопровождения на определенной стадии профессионализации участники спланировали разворачивание тьюторской деятельности в школе/колледже/университет/муниципалитете в учебном году; внесли в схему рабочего процесса конкретные мероприятия (события) тьюторского сопровождения с указанием сроков и исполнителей; составили на основе «сборки» дорожную карту.
В результате работы Школы тьютора были созданы:
• Схемы рабочих процессов, в которых осуществляется профориентационная работа образовательной организации и происходит профессионализация субъектов образования. Каждая схема в дальнейшем может стать основой локального акта образовательной организации (положения, порядка) по профориентационной работе.
В качестве рабочих процессов были выбраны: подготовка и участие младших школьников детском чемпионате «Юный мастер», обучение по дополнительной образовательной программе «Школа вожатых», прохождение учебной и производственной педагогической практики, программа профессиональной адаптации «Адвенты молодого педагога».
• Матрицы тьюторского сопровождения субъектов профессионализации. Интеграция компонентов матрицы в схему рабочего процесса стало основой для частных моделей тьюторского сопровождения обучающихся в процессе профессионализации.
• Дорожная карта интеграции тьюторской деятельности, которая при планировании работы в школе, колледже, университете, муниципальной методической службе станет составляющей планов методической, учебной, профориентационной работы организации, что обеспечит жизнеспособность тьюторских замыслов.
В заключение осветим несколько перспективных направлений полученного опыта. Во-первых, он дает нам возможность сделать следующий шаг проектирования — проработку технологического уровня модели, на котором апробируются, преобразуются, создаются новые тьюторские технологии на каждом этапе тьюторского действия в соответствии с выделенной образовательной спецификой и выбранным рабочим процессом. Во-вторых, апробация на различных целевых категориях представленного алгоритма проектирования тьюторского замысла и последующее обобщение позволяет разработать и описать технологию тьюторского действия по сопровождению обучающихся в процессе профессионализации. Это прогнозируемо будет иметь не только научную, но прикладную значимость, поскольку применение технологии поможет подготовке образовательных организаций к реализации профориентационного минимума для образовательных организаций, определенного правительственными рекомендациями. В-третьих, полученные практические и исследовательские результаты станут вкладом в развитие отечественного тьюторства.
Список источников:
1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В.Концепция и модели допрофессиональной педагогической. подготовки школьников: монография / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021 — 282 с.
2. Ваганова, О. И. Формы и виды наставничества педагогических работников в образовательных организациях / О. И. Ваганова, М. Н. Гладкова, А. А. Кобалян // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 76-3. — С. 49–52.
3. Горячова М.В. Моделирование педагогических процессов // Успехи современного естествознания. — 2008. — № 1. — С. 74–75
4. Заводчиков Д. П., Шаров А.А. Вклад научной школы психологии профессионального развития Э.Ф. Зеера в систему профессионального образования // Профессиональное образование и рынок тру да. — 2020. — №1. — С. 66–74. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10107.
5. Инновационный образовательный проект организации-соискателя «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования» URL: https://yspu.org/TutorIN (Доступ 07.04.2023 14:00)
6. Лодатко, Е. А. Типология педагогических моделей / Е. А. Лодатко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2014. — № 1(16). — С. 126–128.
7. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/для%20новостейКонцепция%20создания%20единой%20федеральной%20систе мы%20научно-методического%20сопровождения%20пед.%20ра ботников.pdf (Доступ 07.04.2023 14:00)
8. Тихомирова, О. В. Диагностический инструментарий выявления профессиональных дефицитов педагогов допрофессиональной педагогической подготовки / О. В. Тихомирова, Н. А. Мухамедьярова // Непрерывное образование: XXI век. — 2022. — № 4(40). — С. 142–156. 9. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: учебно-методическое пособие/ Н.В. Бородкина, А.В. Золотарева, А.Л. Пикина, О.В. Тихомирова — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 326 с