Тьюторское сопровождение студентов тьюторской магистратуры в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций. (В.Е. Карастелев и Л.А. Шилохвостова)
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Тьюторство в цифровой среде / Тьюторское сопровождение студентов тьюторской магистратуры в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций. (В.Е. Карастелев и Л.А. Шилохвостова)

Тьюторское сопровождение студентов тьюторской магистратуры в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций. (В.Е. Карастелев и Л.А. Шилохвостова)

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество» 18 октября — 19 октября 2023 г. — М.: ДПК Пресс, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-91976-269-0

Тьюторское сопровождение студентов тьюторской магистратуры в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций.
Шилохвостова Лидия Александровна, тьютор, студент 2-го курса магистратуры «Тьюторство в цифровой образовательной среде» МГПУ, г. Бердск Новосибирская область. shilli@list.ru
Карастелев Вадим Евгеньевич, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор лаборатории интерактивного вопрошания, кандидат политических наук г. Москва vprutin@gmail.com
Аннотация. В статье описываются этапы работы над построением индивидуального образовательного маршрута студентами тьюторской магистратуры в рамках участия в научно-практической конференциях, описываются используемые техники, аргументируются причины их применения.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), научно-практическая конференция (НПК), тьютор, тьюторант, интерактивное вопрошание, образовательное решение.

В настоящее время важной задачей образования становится не только определение его содержания, но и создание условий для появления ученика, занимающего активную исследовательскую позицию, умеющего и любящего узнавать новое [5]. Важную роль в формировании таких условий играет тьютор, который способствует выявлению, поддержке и развитию у ученика способностей и талантов, направленных на самоопределение, саморазвитие и самообразование согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам [4]. С другой стороны, в статье «Рефлексивная коммуникация как условие проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры» В. Л. Данилова и В. Е. Карастелев пишут, что невозможно помогать индивидуальному и личному развитию другого человека, не имея собственного опыта такого развития. Ведь тьютор — одна из профессий, которая требует от профессионала осознанного отношения к собственному развитию. В частности, позиция тьютора требует честной рефлексии собственных профессиональных действий, умения строить планы и менять их [2]. В то же самое время процесс обучения в школе и ВУЗе обычно позволяет студентам оставаться пассивным «материалом» педагогических воздействий и не только не требует студенческой инициативы, но и препятствует ее проявлению [1]. Поэтому, как правило, студенты тьюторской магистратуры не имеют собственного опыта построения индивидуальной образовательной программы (ИОП). Для решения этого противоречия нами было разработано образовательное решение для создания и реализации собственного образовательного маршрута во время научно-практических конференций (НПК) студентами тьюторской магистратуры. Под образовательным решением мы подразумеваем продукт, разработанный с целью обеспечить эффективное и системное обучение и/или образование. Образовательные решения могут включать в себя широкий спектр методов, технологий, материалов и подходов, направленных на достижение учебных целей, стимулирование активности и самостоятельности учащихся, а также на содействие процессу усвоения знаний, развитию навыков и компетенций. Основной целью образовательного решения является создание условий для качественного образования, учитывая особенности и потребности обучающихся. Такие решения могут быть применены в различных образовательных контекстах и имеют гибкую подстройку под запрос пользователя. Образовательные решения часто разрабатываются с использованием педагогических и методических принципов с целью оптимизации учебного процесса и достижения максимальных образовательных результатов. По нашему мнению, целесообразно использовать именно образовательное решение, поскольку оно является готовым продуктом: полностью упакованным и готовым к использованию. Поскольку основным методом работы тьютора являются личностно-значимые вопросы для тьюторанта, формулируемые как тьютором, так и тьюторантом, нами были выбраны техники интерактивного вопрошания как ключевые для формирования образовательного решения. Интерактивное вопрошание является специально организованной работой с вопросами, где ключевую роль играет не ответ, но сам вопрос, а точнее сам процесс вопрошания. Образовательное решение, описываемое в данной статье, рассматривает два уровня: уровень работы тьютора и уровень собственной деятельности студентов. Таким образом, благополучателями от применения этого образовательного решения становятся тьюторы как те, кто использует конкретные инструменты, и тьюторанты, которые осуществляют свою образовательную деятельность в рамках участия в НПК посредством данного образовательного решения. Косвенным благополучателем являются так же устроители конференции, которые в итоге получают личностно заинтересованных и вовлеченных участников. Основополагающим принципом данного решения является добровольность участия.
Для составления собственного образовательного маршрута во время НПК тьюторантам необходимо осуществить четыре этапа:
1. Глубокое чтение программы.
2. Работа с образом будущего.
3. Составление маршрута движения.
4. Рефлексия участия.
Тьютор сопровождает тьюторантов на всех этапах работы. Глубокое чтение программы на данном этапе работы подразумевается осмысленное вдумчивое чтение программы научно-практической конференции, формирование собственных личностно значимых вопросов к ней и групповая работа с вопросами участников в малых группах. Задача тьютора фасилитировать процесс. Ход работы:
1. Студенты самостоятельно прочитывают программу НПК и формируют к ней личностно значимые вопросы (время выполнения 15 минут).
2. Студенты объединяются в малые группы 5–7 человек. Все личностно значимые вопросы участников объединяются в группы по смыслу (20 минут).
3. К каждой тематической группе вопросов участники в малых группах согласовано формулируют главный вопрос (15 минут).
4. Участники выбирают представителя группы.
5. В общей группе участники обсуждают проделанную работу. Фиксируют для себя важные вопросы для участия в НПК (25 минут). Общее время выполнения этапа составляет два академических часа.
Работа с образом будущего. Для данного этапа работы нами выбрана техника интерактивного вопрошания «Тьюторские планшеты» (техника разработана В. Даниловой и В. Карастелевым), которая позволяет построить образ желаемого будущего, проработать ресурсы достижения планируемых результатов через задавание собственных вопросов. При этом тьютор фасилитирует процесс, а тьюторанты в индивидуальном и групповом форматах работают над образом желаемого результата.
Ход работы:
1. Участники в индивидуальном формате с опорой на личностно значимые вопросы, сформулированные на этапе глубокого чтения программы, создают образ своего профессионального будущего. Определяют три вида ресурсов, которые важны для достижения желаемого образа и фиксируют это на доске Jamboard (10 минут).
2. Участники в индивидуальном формате вспоминают событие из прошлого, которое может стать опорой для образа будущего и фиксируют его на доске Jamboard (5 минут).
3. Из точки желаемого будущего результата участники задают вопросы к выбранным ресурсам в настоящем (10 минут).
4. Из выбранной точки в прошлом участники задают вопросы к ресурсам в настоящем (10 минут). 5. Участники, используя Google Jambord, читают фреймы двух других участников и задают вопросы к сформулированным ими вопросам (10 минут).
6. Участники возвращаются на свои фреймы и формулируют про что для них вопросы их коллег (5 минут).
7. В общей группе тьюторанты рассказывают о результатах своей работы (20 минут). Общее время выполнения этапа составляет два академических часа.
Составление маршрута движения
Предыдущие этапы позволят тьюторантам увидеть ресурс конференции и осознать свой собственный фокус интересов в ней. А стадия составления маршрута движения даст возможность сформировать конкретный план работы на конференции, учесть требуемые ресурсы, проработать точки взаиморесурсности студентов. Тьютор в данном случае фасилитирует процесс работы студентов.
Ход работы:
Индивидуальный этап (30 минут).
1. В таблице excel в столбце с темами выступлений студенты в индивидуальном формате выделяют строки с названием активности по двум категориям: «точно пойду» и «интересно». Строки в соответствии с категорией выделяются разными цветами.
2. В таблице excel в столбце с фамилиями спикеров студенты выбирают те активности, в которых им интересен именно спикер.
3. Студенты скрывают строки, которые не выделены цветом, сокращая таким образом общий список до личностно-интересного.
4. Студенты сортируют список по времени проведения мероприятий и выбирают из пересекающихся активностей наиболее важную для себя.
5. В отдельном столбце напротив каждой выбранной активности студенты фиксируют вопрос, на который они хотят получить ответ по теме этой активности.
6. В отдельном столбце напротив каждой выбранной активности студенты фиксируют, что они будут делать с полученным ответом.
Групповой этап в малых группах 3–5 человек (45 минут).
1. На доску Jamboard каждый студент выносит минимум три важных для себя активности и свой личностно значимый вопрос к ним.
2. Студенты читают вопросы друг друга и задают собственные вопросы к вопросам коллег, т. о. показывая возможные точки пересечения профессиональных интересов.
3. В общей группе обсуждается проделанная работа.
Общее время выполнения этапа составляет два академических часа.
Рефлексия участия.
Работа по предыдущим этапам предполагает, что студент во время НПК займет деятельностную позицию и будет искать ответы на личностно-значимые вопросы, поэтому для рефлексии деятельности используется техника интерактивного вопрошания «Дырявое зеркало» [3], которая позволяет обратиться к процессу собственной деятельности во время конференции и не только зафиксировать личностно значимые результаты, но и наметить дальнейшие профессиональные действия. Использование техник интерактивного вопрошания позволяет тьюторанту выявить собственный интерес во время НПК, а не просто получить информацию. Вопросы могут подтолкнуть тьюторанта к размышлениям и, как следствие, привести к активному участию в НПК. Кроме того, когда тьюторанты активно участвуют в процессе генерации собственных вопросов они чувствуют себя более вовлеченными и мотивированными. Задавая вопросы, студенты адаптируют программу НПК к своим собственным интересам, что позволяет сделать участие в НПК более индивидуализированным. Помимо вышесказанного, групповой этап работы в технике интерактивного вопрошания позволяет студентам увидеть программу НПК с разных точек зрения, обогатив тем самым индивидуальное восприятие программы. Основные направления в системе образования направлены на переход к более сложным задачам формирования универсальных компетенций и личностных качеств учащихся. В связи с этим собственный опыт составления, проживания и рефлексии ИОП во время НПК дает студентам не только «предметное» знание технологий, но и собственный опыт работы с ИОП.

Список источников:
1. Данилова В.Л. Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы помогает развиваться/ Вера Данилова, Вадим Карастелев, Вадим Розин. — [б.м.]: Издательские решения, 2023. — 282 с. 342 Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 343
2. Карастелев В.Е., Данилова В.Л. Рефлексивная коммуникация как условие проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(4):17–24.
3. Карастелев В.Е., Сомова Н.С. Самоопределение: рефлексивная сборка VS обратная связь // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции М.: Ресурс, 2020. с. 119–127.
4. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»: Утвержден Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ №53н от 30.01.2023.
5. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Научное издание под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина, при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости