Аронов А.М. Яковлева О.В. Роль исследовательской программы университета в организации образовательного пространства школы
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Аронов А.М. Яковлева О.В. Роль исследовательской программы университета в организации образовательного пространства школы

Аронов А.М. Яковлева О.В. Роль исследовательской программы университета в организации образовательного пространства школы

А.М. Аронов, О.В. Яковлева

В настоящее время наблюдается повышенный интерес высших учебных заведений к общеобразовательной школе. При этом, как правило, вузы выходят на школу с образовательными программами для школьников,

фактически превращая старшие классы школы в подготовительные отделения для вузов. Это является условием выживания как школ, так и вузов.

Отдельные вузы ставят более широкие задачи сотрудничества со школой, например, вводя в образовательную программу предметно-исследовательскую компоненту: ученые вуза проводят предметные исследования, и для этого привлекаются наиболее способные школьники.

Красноярский государственный университет относится к тем немногим высшим учебным заведениям, которые проводят со школой совместные психолого-педагогические исследования, ставя исследовательско-проектные задачи (например, проект Г.Н. Прозументовой “Школа совместной деятельности” в Томске, проект A.M. Аронова “Школа развивающего обучения” в Красноярске). Подобные проекты неизбежно порождают существенную трансформацию учебно-образовательного пространства школы, поскольку педагоги и школьники вовлекаются в образовательное исследование. В частности, участие в проекте требует от педагога освоения исследовательской позиции. Учитель имеет возможность участвовать, а школьник – быть свидетелем приращения нового знания. Участвуя в проекте, педагог не только приобщается к исследованию, но, усиливая деятельностиые элементы в своей педагогической работе, превращает ее в педагогическую деятельность.

Важным последствием такого рода сотрудничества вуза и школы является проникновение в школу и представленность в ней различных видов деятельности: педагогической, исследовательской, учебной и др., что поляризует образовательное пространство школы и увеличивает степени свободы индивидуального движения учителя и ребенка в нем.

Охарактеризуем подробнее структуру учебно-образовательного пространства развивающего обучения математике (исследовательская площадка – 1-9 классы школы “Универс” N106 г. Красноярска).

Введем представление об учебно-образовательном пространстве, которое позволит, с одной стороны, вычленить из представления об образовательном пространстве (Д.Б. Эльконин, И.Д. Фрумин) часть, непосредственно связанную со школой (в отличие от внешкольного образования пли образования “от родителей”) и, с другой стороны, усилить учебные и педагогические его характеристики.
В традиционном обучения основная учебная форма – самостоятельное, без сотрудничества с другими учениками, выполнение задания учителя. Поскольку требование такой самостоятельности внешне исходит от учителя и учителем же удерживается, естественное стремление человека к преодолению внешних ограничений приводит к тому, что постепенно она вырождается в списывание. Условия, удерживающие от такого вырождения, социальны и лежат вне учебно-образовательного пространства.

Развивающее обучение предлагает другую учебную форму – коллективно-распределенное решение учебной задачи, также часто вырождающееся в имитацию учебной деятельности, разыгрывание заранее, до урока написанного учителем сценария. На принятие и освоение этих форм уходит примерно два года (1-2 классы), и объединяет их то, что учебное содержание привносится и определяется учителем и стоящими за ним методистом, проектировщиком и ученым. Динамика соотношения этих двух форм, существующих в пространстве обязательного урока, является одним из факторов, обусловливающих содержание учебной деятельности.

Вторым фактором, обусловливающим учебную деятельность, является вырастающий, создающийся на уроках усилиями учителя и, со временем, все более усилиями учеников учебный предмет, принимающий к концу второго класса форму сложно-структурированного объекта. Однако лишь небольшая часть учеников 1-2 класса удерживает его на уровне знания, остальные школьники удерживают только отдельные умения и навыки, отдельные правила и таблицы.

Третьим фактором, обусловливающим учебную деятельность, является растущий опыт выполнения учебных действий и развитие мышления и сознания учащихся, что не только требует оформления этого опыта, но и делает это оформление возможным содержанием зоны ближайшего развития.

Динамика этих характеристик отделяет первые два класса в особый период учебной деятельности и задает необходимость в 3-4 классах структурного усложнения учебно-образовательного пространства.

Если в 1-2 классах единственной формой организации учебной деятельности является обязательный урок, то в 3-4 классах к нему должен добавиться “сопровождающий факультатив”. На сопровождающем факультативе происходит оформление учебного опыта школьников. При этом существенна возможность “ре-старта”, то есть проявления себя в новых учебных ситуациях, характерных для 1-2 классов, на материале новой темы, не имеющей таких глубоких корней, как предмет урока.

Итак, на переходе из второго в третий класс должна происходить поляризация учебно-образовательного пространства, обеспечивающая возможность выбора для детей, по принципу обязательности / факультативности.

Отметим, что реализация двусоставной структуры учебно-образовательного пространства требует не только разработок содержания подходящих факультативных курсов, но и решения в  данной школе “проблемы пятого класса”, то есть организации 4-х летней начальной школы, в которой четвертый год обучения продолжает первые три. Учителя, ведущие предметы по программе и учебному плану 5 класса, знают, что делалось в первых трех классах и завершают формирование учебной деятельности.

Заметим, что нелепая трехлетняя начальная школа ставит и профессиональное развитие учителя развивающего обучения (РО) в странные условия. Первые три года он, по существу, осваивает “новый” предмет, новую программу, имитируя учебную деятельность и применяя старые учебные формы (выполнение заданий). Новый материал и искренний интерес учителя к этому материалу позволяет добиваться неплохих показателей развития детей. Вторые три года учитель учится учить детей, не просто организуя отдельные учебные ситуации, но учится организации целостной учебной деятельности, замечая и выделяя не только ситуационные, но и динамические характеристики класса. При существующей системе переподготовки только через шесть лет можно рассчитывать на нормативную организацию учебной деятельности. Опыт иной организации профессионального развития учителя накоплен в школе “Универс” N106 г. Красноярска.

УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В 6-9 КЛАССАХ

Переход в 6 класс требует нового усложнения структуры учебно-образовательного  пространства,  введения нового типа отношений со взрослым. В 6-7 классах структура учебно-образовательного пространства включает в себя четыре элемента: обязательные – урок и сопровождающий курс, и по выбору школьника – факультатив и предметный клуб.

1. Уроки математики

Математика в 6 классе представлена двумя отдельными предметами -пропедевтическими курсами “Начала алгебры” и “Введение в геометрию”.

Основным предметным действием, освоенным ребенком в начальной школе и представленным ему, было изобретение, порождающее малорасчлененную предметную единицу (формирование научно-теоретического понятия числа занимает большой промежуток времени, поэтому не представлено учащимся как предметное действие). Однако появление уже в 6 классе необходимости в оперировании со сложноструктурированными математическими объектами требует освоения учащимися нового предметного действия – исследования, позволяющего удерживать и преобразовывать целостную расчлененную предметную единицу.

Качественное изменение предметной деятельности, а именно, появление качественно новых математических объектов и новых предметных действий, с самого начала 6-го класса предъявляет новые требования к учащимся. Они вынуждены заново выстраивать отношения к изме­нившемуся предмету и к самой урочной форме.

В качестве одного из критериев успешного функционирования учебно-образовательного пространства можно рассматривать структурирование для учащихся пространства урока, выделение в нем разных функциональных и смысловых элементов, появление представления об уроке как о культурной форме.

2. Факультатив

Факультатив предназначен для учащихся, ориентированных на математическое содержание, характерное для младшей школы, и проводится учителем математики.

На факультативе учащиеся, ориентированные на изобретательство, получают возможность реализовать свой интерес к предмету, “включиться” в содержание урока и сохранить положительное отношение к математике.

Содержание факультатива структурно проще содержания урока. Здесь отрабатывается искусство применения способов, приемов и знаний, полученных на уроке, решаются нетривиальные и занимательные задачи, некоторые олимпиадные задачи.

Материал факультатива тематически связан с материалом урока: материалу урока здесь задается прикладной контекст.

3. Математический клуб

Организуется усилиями двух взрослых: “математиком” и “учителем”, задача которых – передать учащимся свое функциональное отношение к клубу.

Цель клуба – задание некоторых норм математической деятельности, не следующих из. математической практики учащихся; предъявление позиции “культурного взрослого” – математика.

Клуб – это место, где возможна социальная проба как ученика (задать домашнее задание взрослым или “заставить” всех решать свою задачу), так и учителя. Учителю на клубе представляется возможность исследования (определения зоны ближайшего развития класса, зон интереса в предмете) и опробования новых учебных ситуаций. Для детей клуб – это возможность реализовать интерес к математике и обсуждать (оформлять) свое отношение к ней; место, где возможно неформальное общение со старшими.

Математический материал клуба, как правило, связан с материалом урока. 

4.
 Сопровождающий курс

Проводит учитель математики, имеющий психологическое образование.

Цель сопровождающего курса – оформление собственной учебно -исследовательской и нормативной математической деятельности, как отличных, и их отношений. На уроке математики формируются, а на уроке сопровождающего курса оформляются способы математического мышления. На этом предмете строятся средства работы с собственным опытом решения задач и средства для оформления предметной пробы.

Содержанием предмета сопровождающего курса являются математические метапонятия: отношение, задача, доказательство и т.д., основным материалом – детские представления и опыт.

 

Для 8-9 классов, когда развитие подростка определяется личностным самоопределением, когда к концу обязательного школьного образования (9 класс) в норме класс распадается, и группы школьников составляют проекты своего дальнейшего образования, структура учебно- образовательного пространства пока не имеет достаточных эмпирических и/или теоретических обоснований.

 

Школа и открытое образование, Москва-Томск, 1999

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости