Сперанский Б.В. Практическое применение тьюторства в РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина филиал в г. Оренбург
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Сперанский Б.В. Практическое применение тьюторства в РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина филиал в г. Оренбург

Сперанский Б.В. Практическое применение тьюторства в РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина филиал в г. Оренбург

к.т.н. Сперанский Б.В.,
к.х.н., доцент, Бусыгина Н.В.,
к.т.н., доцент, Борисов В.В.


Крайнова И.В.
Степашева Ю.В.
Чалышкова М.О.

Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях.

На данном этапе развития образовательных услуг возникает необходимость вводить новые методы и средства обучения, с целью повышения их качества.

В РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина филиал в г. Оренбурге с открытием заочного отделения возникла потребность в координации учебного процесса. Такая потребность возникла по причине того, что студенты, поступившие на заочное отделение, в основном являются жителями Оренбургской области, различных регионов страны и ближнего зарубежья, а также работающие вахтовым методом.

Для осуществления координации, а также повышения качества образовательных услуг была организована группа тьюторов.

Тьютор — это полномочный и полноправный представитель администрации филиала, обеспечивающий реализацию учебно-воспитательной программы ВУЗа в студенческой группе.

В функциональные обязанности тьютора филиала входит:

  • сформировать учебную группу;
  • помогать студенту получать максимальную отдачу от учебы;
  • заинтересовать студента в обучении.

Тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение студента в учебном процессе: социальное, культурно-предметное, антропологическое. На данный момент в филиале применяется социальное и культурно-предметное сопровождение.

Методы и средства работы тьюторов:

  1. Изучение учебного плана по специальности.
  2. Изучение индивидуально-психологических и социальных качеств личностей студентов.
  3. Обучение студентов научным основам организации собственного труда.
  4. Предоставление студентам заданий для контрольных и курсовых работ.
  5. Обеспечение студентов учебными пособиями и методическими материалами.
  6. Обеспечение связи студентов с преподавателями для проведения консультаций.
  7. Обеспечение контроля выполнения студентами заданий и курсовых работ. Один раз в неделю проводится контрольный звонок студентам для:
    • выявления возможных вопросов и затруднений при выполнении заданий;
    • получения информации о выполненных работах;
    • информирования о сроках сдачи контрольных и курсовых работ.
  8. Обучение навыкам пользования информационно-методической, справочно-нормативной и литературной базой вуза.
  9. Организация ликвидации переводных задолженностей.
  10. Проведение встреч со студентами с целью решения текущих вопросов.
  11. Мониторинг формирования личности студента, изучение запросов, потребностей и предложений.

Перечисленные методы осуществляются посредством:

  • личных встреч;
  • телефонных переговоров;
  • почты;
  • факса;
  • интернет переписки;
  • интернет – конференций с помощью программы Skype.

Требования при подборе тьюторов:

  • иметь высшее или незаконченное высшее образование, соответствующее одной из специальностей филиала;
  • обладать определенными личными качествами, такими как, забота об учащихся, готовность помочь студенту преодолеть трудности, поддерживать заинтересованность студента в обучении на протяжении всего курса;
  • обладать управленческими и психологическими навыками.

На данном этапе в филиале существует два вида распределения тьюторов, закрепленных за студентами:

  • по специальности;
  • по территориальной принадлежности региона (места жительства и работы студента).

Распределение «по специальности» распространяется на студентов, обучающихся в г. Оренбурге. Такой вид распределения нацелен не только на организацию учебного процесса, но и на консультирование по спец. предметам.

Распределение «по территориальной принадлежности региона» распространяется на студентов, обучающихся в Казахстане. Такой вид распределения обусловлен небольшим количеством студентов.

Тьюторская деятельность охватывает две формы обучения:

  • заочное;
  • дистанционное.

В настоящее время большее количество студентов обучается на заочной форме обучения, но в дальнейшем, с развитием тьюторской деятельности, будет расширяться круг студентов, обучающихся дистанционно.

Перспективы развития тьюторской деятельности в филиале:

 

  1. На данный момент проводится анкетирование для студентов, закрепленных за тьюторами.

    Социологическое исследование будет проводиться с целью повышения качества работы тьюторов и заочного отделения филиала. В дальнейшем предлагается проводить ежегодный мониторинг для:

    • получения информации о работе тьюторов и заочного отделения филиала;
    • определения эффективности организации учебного процесса;
    • улучшения качества работы.
  2. Расширение штата тьюторов, для охвата всех удаленных студентов.
  3. Введение в эксплуатацию сайта филиала, а именно раздела индивидуальной работы со студентами.
  4. Увеличение количества студентов, использующих интернет-ресурсы в процессе обучения.
  5. Комплексирование активных методов обучения с достижениями IT.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости