Среда
9 ДекСперанский Б.В. Практическое применение тьюторства в РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина филиал в г. Оренбург
к.т.н. Сперанский Б.В.,
к.х.н., доцент, Бусыгина Н.В.,
к.т.н., доцент, Борисов В.В.
Крайнова И.В.
Степашева Ю.В.
Чалышкова М.О.
Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях.
На данном этапе развития образовательных услуг возникает необходимость вводить новые методы и средства обучения, с целью повышения их качества.
В РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина филиал в г. Оренбурге с открытием заочного отделения возникла потребность в координации учебного процесса. Такая потребность возникла по причине того, что студенты, поступившие на заочное отделение, в основном являются жителями Оренбургской области, различных регионов страны и ближнего зарубежья, а также работающие вахтовым методом.
Для осуществления координации, а также повышения качества образовательных услуг была организована группа тьюторов.
Тьютор — это полномочный и полноправный представитель администрации филиала, обеспечивающий реализацию учебно-воспитательной программы ВУЗа в студенческой группе.
В функциональные обязанности тьютора филиала входит:
- сформировать учебную группу;
- помогать студенту получать максимальную отдачу от учебы;
- заинтересовать студента в обучении.
Тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение студента в учебном процессе: социальное, культурно-предметное, антропологическое. На данный момент в филиале применяется социальное и культурно-предметное сопровождение.
Методы и средства работы тьюторов:
- Изучение учебного плана по специальности.
- Изучение индивидуально-психологических и социальных качеств личностей студентов.
- Обучение студентов научным основам организации собственного труда.
- Предоставление студентам заданий для контрольных и курсовых работ.
- Обеспечение студентов учебными пособиями и методическими материалами.
- Обеспечение связи студентов с преподавателями для проведения консультаций.
- Обеспечение контроля выполнения студентами заданий и курсовых работ. Один раз в неделю проводится контрольный звонок студентам для:
- выявления возможных вопросов и затруднений при выполнении заданий;
- получения информации о выполненных работах;
- информирования о сроках сдачи контрольных и курсовых работ.
- Обучение навыкам пользования информационно-методической, справочно-нормативной и литературной базой вуза.
- Организация ликвидации переводных задолженностей.
- Проведение встреч со студентами с целью решения текущих вопросов.
- Мониторинг формирования личности студента, изучение запросов, потребностей и предложений.
Перечисленные методы осуществляются посредством:
- личных встреч;
- телефонных переговоров;
- почты;
- факса;
- интернет переписки;
- интернет – конференций с помощью программы Skype.
Требования при подборе тьюторов:
- иметь высшее или незаконченное высшее образование, соответствующее одной из специальностей филиала;
- обладать определенными личными качествами, такими как, забота об учащихся, готовность помочь студенту преодолеть трудности, поддерживать заинтересованность студента в обучении на протяжении всего курса;
- обладать управленческими и психологическими навыками.
На данном этапе в филиале существует два вида распределения тьюторов, закрепленных за студентами:
- по специальности;
- по территориальной принадлежности региона (места жительства и работы студента).
Распределение «по специальности» распространяется на студентов, обучающихся в г. Оренбурге. Такой вид распределения нацелен не только на организацию учебного процесса, но и на консультирование по спец. предметам.
Распределение «по территориальной принадлежности региона» распространяется на студентов, обучающихся в Казахстане. Такой вид распределения обусловлен небольшим количеством студентов.
Тьюторская деятельность охватывает две формы обучения:
- заочное;
- дистанционное.
В настоящее время большее количество студентов обучается на заочной форме обучения, но в дальнейшем, с развитием тьюторской деятельности, будет расширяться круг студентов, обучающихся дистанционно.
Перспективы развития тьюторской деятельности в филиале:
- На данный момент проводится анкетирование для студентов, закрепленных за тьюторами.
Социологическое исследование будет проводиться с целью повышения качества работы тьюторов и заочного отделения филиала. В дальнейшем предлагается проводить ежегодный мониторинг для:
- получения информации о работе тьюторов и заочного отделения филиала;
- определения эффективности организации учебного процесса;
- улучшения качества работы.
- Расширение штата тьюторов, для охвата всех удаленных студентов.
- Введение в эксплуатацию сайта филиала, а именно раздела индивидуальной работы со студентами.
- Увеличение количества студентов, использующих интернет-ресурсы в процессе обучения.
- Комплексирование активных методов обучения с достижениями IT.