Пятница
22 ДекОсобенности освоения технологии развития критического мышления в процессе профессиональной подготовки тьюторов. (Э.В. Хачатрян)
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество» 18 октября — 19 октября 2023 г. — М.: ДПК Пресс, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-91976-269-0
Особенности освоения технологии развития критического мышления в процессе профессиональной подготовки тьюторов
Хачатрян Эля Ванушевна, ГАОУ ВО МГПУ, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации, непрерывного образования и тьюторства ИНО, кандидат педагогических наук, г. Москва elialogos@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основания использования технологии развития критического мышления в деятельности тьютора, особенности реализации учебной дисциплины «Технология развития критического мышления» в процессе профессиональной подготовки тьюторов.
Ключевые слова. Технологии открытого образования, критическое мышление, тьюторское сопровождение, текстовая образовательная среда, профессиональная подготовка, тьютор, тьюториал.
Современные тенденции развития и динамичного изменения рынка труда образовательных услуг требуют от выпускников вузов, в том числе педагогических образовательной мобильности, стремления познавать новое, инициативности, восприимчивости к инновациям, готовности осваивать и использовать в профессиональной и образовательной деятельности инновационные технологии, в том числе открытого образования. В процессе профессиональной подготовки магистрантов-тьюторов по образовательной программе «Тьюторство в сфере образования» реализуются, в том числе учебные программы, направленные на освоение обучающимися образовательных технологий портфолио, кейс-стади, проектной, исследовательской деятельности, развития критического мышления и др. Это так называемые технологии открытого образования, которые в настоящее время достаточно широко используются не только в школе, но и в тьюторской практике, тьюторском сопровождении образовательной деятельности обучающихся, их профессионального и образовательного самоопределения [2;3;4]. К таким технологиям относится и технология развития критического мышления (РКМ), базовая модель и технологический инструментарий которой применяются на разных этапах тьюторского сопровождения и в процессе реализации тьюторского действия. Рассмотрим теоретические основания применения технологии РКМ в деятельности тьютора. Во-первых, поскольку технология РКМ, как было указано выше, относится к технологиям открытого образования, ей свойственны все характеристики таких технологий, в том числе открытость. Тьютор в своей практике работает с людьми разного возраста, использует в работе любой предметный материал и разные формы и форматы организации взаимодействия со своими тьюторантами — технология РКМ даёт такую возможность. Во-вторых, принципы, на которых базируется технология РКМ, пронизывают всю деятельность тьютора. Это создание атмосферы сотрудничества, установление с тьюторантом / тьюторантами способов и норм взаимодействия, рефлексия своих мыслей, решений и действий, умение посмотреть на них со стороны, корректировать их. На всех технологических стадиях работы присутствует рефлексия, но третья стадия посвящена полностью рефлексивной деятельности обучающихся и направлена на прояснение обучающимися / тьюторантами своего познавательного или образовательного интереса, понимание ими смысла приобретённого в процессе работы опыта и видение направлений дальнейшего развития познавательного или образовательного интереса на основе этого опыта. В деятельности тьютора рефлексия тоже занимает важное место. Например, аналитический этап тьюторского сопровождения направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, результатов, достигнутых на данном этапе. В-третьих, базовая модель технологии развития критического мышления позволяет использовать алгоритм её реализации для организации и проведения индивидуальных и групповых тьюториалов, а также создания текстовой открытой среды (стадия «вызов»), осуществления технологической инструментальной навигации с использованием приёмов и стратегий технологии РКМ («смысловая стадия») и масштабирования («стадия рефлексии»). Рассмотрим этапы деятельности тьютора, организованной на основе технологии РКМ. Определив на первой консультации предметный интерес тьюторанта, тьютор готовится к проведению первого тьюториала. При подготовке к его проведению он разрабатывает вариативные задания с использованием приёмов технологии РКМ для уточнения и / или корректировки выявленного по итогам проведения консультации познавательного интереса. Приведём пример. На консультации совместно с тьюторантом была определена тема его познавательного интереса, например, «Реформы Петра». На индивидуальном тьюториале тьютор организует работу для его уточнения, конкретизации, выявления того, что в большей степени интересует тьюторанта, например, какие реформы (в армии, в быту, в области управления страной) или, может быть, его интересует отношение людей к преобразованиям Петра. По результатам совместной работы оформляется кластер с вопросами тьюторанта. Далее тьютор предлагает тьюторанту выполнить сконструированные им задания с использованием определённых технологических приёмов: «ключевые слова», «вопросительные слова», «верные-неверные утверждения» и др. Этот этап работы соответствует целям стадии технологии РКМ «вызов». Здесь нам хотелось бы обратить внимание на то, что приёмы технологии РКМ дают возможность и учителю, и тьютору конструировать для обучающихся или тьюторантов различные по уровню сложности варианты заданий и предлагать для выбора любые задания, самостоятельно выстраивать последовательность выполнения этих заданий, а также формулировать те, которые им хотелось бы выполнить. Образовательным продуктом на данном этапе работы будут вопросы тьюторантов, которые им хотелось бы обсудить и в дальнейшем исследовать. Второй тьюториал может быть направлен на совместный поиск предметных ресурсов: текстов, лекций, видеоматериалов, докладов и др. Тексты собраны, но среда — это не просто набор текстов. Среда может представлять собой совокупность условий, которые обусловливают субъектную позицию тьюторанта и дают ему следующие возможности:
– выбрать позицию прочтения текста (позицию критика, автора, режиссера, сценариста и др.) или определённую роль читателя («подразумеваемого читателя» Вольфганга Изера, который силой воображения, сотворчества заполняет пробелы и зияния в тексте, выявляет «потенциальную множественность взаимосвязей»); «эмпирического читателя» (читателя, для которого не существует закона, диктующего ему, как именно нужно читать тот или иной текст) или «образцового читателя» У. Эко (читателя, который является «последовательностью текстуальных инструкций»)
— тьюторант может задавать себе позицию прочтения текста;
– структурировать тексты и выстроить порядок их прочтения;
– осуществить отбор собранного материала (тьюторант приобретает опыт выработки своих критериев, на основе которых он будет отбирать тексты);
– рассмотреть тексты и проблемы, выявленные в процессе про чтения, с разных позиций, что позволит тьюторанту выйти на более глубокое понимание проблемы, а в случае работы с художественными текстами — на понимание их многогранности.
Для проработки текстов, выбора приёма, адекватного для их освоения, необходимо владеть определённым технологическим инструментарием, стратегиями работы с текстами. Вдумчивая работа с текстами позволит выявить противоречия, сформулировать новые вопросы, провести рефлексию полученных знаний и замотивирует тьюторанта на более глубокое изучение предмета своего интереса, что позволит выйти на новый масштаб своей образовательной деятельности. В рамках изучения учебной дисциплины «Технология развития критического мышления» магистрантам, будущим тьюторам, на первом занятии мы предоставляем возможность выбора одного из треков: базовый уровень изучения дисциплины предназначен для тех, у кого нет знаний о технологии развития критического мышления и опыта работы с ней; вариант курса для углублённого изучения предназначен для магистрантов, у которых уже есть какие-то представления о технологии развития критического мышления, знания или опыт работы; третий вариант трека — для самостоятельного изучения, он предназначен для тех, кто по какой-то причине не может осваивать курс вместе с остальными студентами. Поскольку технология развития критического мышления предполагает работу с текстами, для магистрантов создаётся текстовая образовательная среда, в которой они могут выбрать сконструированные преподавателем задания или самостоятельно сформулировать свои задания и выполнить их; могут выбрать позицию прочтения текстов, освоить приёмы и стратегии технологии развития критического мышления, а также осуществить пробу и на последнем занятии представить свою методическую разработку. При этом следует отметить, что и здесь тоже мы предоставляем магистрантам возможность выбора формы или формата разработки: это может быть учебное занятие, тьюториал, образовательное событие или любое другое мероприятие. По итогам обучения проводится рефлексия процесса освоения курса. Таким образом, мы рассмотрели особенности реализации учебной дисциплины «Технология развития критического мышления» в процессе профессиональной подготовки тьюторов: возможность выбора одного из трёх вариантов курса для освоения, технологического инструментария, формы и формата итоговой аттестации.
Список источников:
1. Дудчик С.В., Ковалева Т.М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369–375.
2. Дудчик С.В. Современные образовательные технологии как ресурс формирования профессионального самоопределения студентов вуза // Бизнес. Образование. Право. 2016. № 1 (34). С. 250–253.
3. Теров А.А. Использование возможностей тьюторского сопровождения формирования и реализации педагогами индивидуальных программ профессионального становления // Повышение профессиональной квалификации руководящих и педагогических работников в условиях модернизации образования. Сборник тезисов по материалам 2-й городской научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Рябова, Ю.В. Фролова. 2011. С. 91–93