Кобзева Л.В. Фронтир тьюторского корпуса
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Кобзева Л.В. Фронтир тьюторского корпуса

Кобзева Л.В. Фронтир тьюторского корпуса

Продолжая серию публикаций о направлениях исследований и разработок в области тьюторства, в данной статье предлагается рассмотреть функции тьютора, которые определяют его место в инновационной экономике, складывающемся разделении труда в инновационном секторе.

 

Перечисление и контурное описание функций основано на рефлексии опыта работы автора с инновационными компаниями, университетами, органами государственной власти, подготовки Томского инновационного форума, участии в модернизации региональной инновационной политики для встраивания региона в глобальную инновационную систему, а также тьюторской практике в Открытом университете Сколково в Томске.

Для обсуждения функций важно восстановить ключевые процессы, влияющие на технологическое развитие. Что тьюторское сообщество должно учитывать, определяя свое место в инновационной экономике?

Первое. Мир, ключевым процессом в котором является технологическое развитие, усложняется, ускоряется и становится нестабильным. Ключевые работы фабрик мысли, аналитических и проектных центров отвечают на вопрос о том, как ограничить развитие и поддержать стабильность. Все передовые инженерные разработки ориентированы на удержание этого мира и поддержание стабильности в нем. Они продолжают тенденцию в политическом и экономическом сообществе на создание новой институциональной матрицы, обеспечивающей новый этап развития, а главное ограничивающей его, задающей новые рамки. Например, в робототехнике одной из прорывных характеристик современных летающих роботов является способность стабилизироваться в короткие сроки, быстро возобновлять функционирование после нестандартных ситуаций. В энергетике в качестве подобного примера могут выступить Smart Grid (Умные сети) – энергосистема, под которой понимаются активно-адаптивные сети, способные самовосстанавливаться после системных аварий, продлевать свой жизненный цикл. Таким образом, способность быстро стабилизироваться, осуществлять сборку (пересборку) себя – ключевая характеристика всех инженерных и социальных систем будущего.

Второе. Согласно европейским исследованиям новая инновационная политика должна быть направлена на поиск скрытых ресурсов для построения экономики знаний и вовлечения всего населения. Одновременно это является вызовом для социальной политики, потому что для осуществления следующего этапа технологического развития необходима более сложная социальная структура. Это неизбежно запустит процесс «новой стратификации». Сложность новой социальной структуры должна быть такой, чтобы поддерживать определенность (стабильность) и вовлеченность населения в инновационные процессы.

Третье. Новым драйвером мировой экономики являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Города этого региона станут местом применения новейших инженерных технологий и представлений о пространственном развитии в следующем десятилетии. Соответственно этот регион будет притягивать и сосредотачивать передовые деятельности. Для тьюторства это означает необходимость проектирования новой когнитивной и географической логистики с учетом динамики развития стран АТР.

Четвертое. Сегодня для того, чтобы стать полноценным участником технологического развития принципиально необходимо постоянное обновление представлений о технологиях и их верификация с ключевыми сообществами, например, с сообществом системной инженерии. Это одновременно станет процедурой определения и уточнения места тьюторства в инновационной экономике.

Итак, исходя из указанных выше процессов, сформулируем функции тьютора.

  • 1. Управление потоками Согласно данным совместного исследования компаний IDC и EMC, информация по всему миру составляет более 1,8 зеттабайт (это 1,8 трлн. гигабайт данных). К 2020 году объем информации увеличится в 50 раз. Это уже не ситуация когда есть один преподаватель в университете, студент и тьютор. В современном мире десятки источников информации претендуют на выполнение образовательных функций и десятки сервисов несут в себе элементарные тьюторские инструменты. Гораздо важнее теперь не конкурировать за внимание, а строить управление информационными и знаниевыми потоками. Без этой работы невозможно складывание образования, адекватного ситуации смены парадигмы технологического развития и ускорения его темпов. Важнейшей задачей для выполнения этой функции становится создание протоколов коммуникации, обмена знаниями и информацией, обеспечивающих тьюторскую практику вне сферы образования.
  • 2. Открытие нового пространства. Открытие нового пространства, перспективы – традиционная тьюторская функция, которая подробно обсуждена тьюторским сообществом, сегодня должна быть переосмыслена в контексте технологического развития от принципиальных представлений до конкретных методик. Массовизация высшего образования постепенно вытеснила из университетов исследования и разработки, а значит, озарения и открытия. В настоящий момент место для этих важнейших процессов, открывающих новое пространство проблем, тем и практики восстанавливается в корпорациях в формате R&D-центров и глобальных сетей исследователей и разработчиков. Наиболее эффективным форматом реализации функции открытия нового пространства вне сферы образования является участие в развитии приоритетных направлений науки и технологий – начиная от определения перспективных исследований и разработок, упаковки команд и проектов, заканчивая менторством в технологическом предпринимательстве. Последнее предполагает построение системы воспроизводства деятельности по созданию нового. Фактически задача заключается в формировании вклада тьюторского сообщества в развитие теории и практики менторства в технологическом предпринимательстве, на котором лежит функция открытия пространства и прокладывания по нему пути новых технологических компаний. Важным вопросом, который приходит к нам из научного и инженерного сообщества является вопрос о том, с чем нужно экспериментировать, что должно быть объектом эксперимента, чтобы появилось новое пространство работ?
  • 3. Инжиниринг пути Можно утверждать, что тьютор является инженером, а мышление тьютора – инженерным. Почему? Ключевыми для тьюторства являются понятия «путь», «карта», «навигация», указывая на значимость работы с пространством в тьюторской теории и практике. Но за счет чего тьютор описывает пространство и как прокладывается путь по нему? Фрагмент пространства описывает карта, а инструментом навигации является компас. Подобно тому, как Галилей создал науки нового времени – карту нового пространства, а Гюйгенс показал, как в этих науках двигаться, прокладывать путь, тьютор должен создать «карту» и «компас», которые и будут обеспечивать путь. Это не что иное, как решение инженерной задачи. Как инженер тьютор ответственен не только за разработку, но и за весь жизненный цикл предоставляемого инструмента. Этапы жизненного цикла этих инструментов формируют требования к разделению труда в тьюторстве. При этом важно учесть, что на высшем этаже разделения труда находится тьютор, который вместе с созданием карты и компаса создает метод их разработки, передает представления, в которых эти инструменты созданы и формирует принципы работы тьюторского корпуса, технологические, квалификационные и функциональные требования. Принимая этот тезис, можно предположить, что наряду с тьютором, создающим метод, возникает место для, например, тьютора-оператора, который двигается по готовой карте вместе с проходящим путь, следуя введенным протоколам коммуникации.

Важнейшими вопросами для разработки остаются:

    • – инструменты работы со временем, задание метрики и ритма пути
    • – как и кто работает с тем, что за пределами карты?
    • – как и за счет чего задается новая детализация пространства, разрешающая способность карты, как в ней сводятся мыслительное пространство, социальное пространство, личностное пространство?
    • – кто проходит путь? Тема «коллективизм, группизм, коллективные стратегии» должна быть снова обсуждена тьюторским сообществом.
  • 4. Антропологическая перестройка

Обсуждение функции связанной с новым антропологическим проектом может быть обозначено в формате проблем, которые значительно ограничивают развитие ключевых областей науки и технологий и образования:

  • Технологическое развитие в области биомедицинской инженерии ограничивается двумя пределами. Первый – отсутствует новая концепция человека, в которой человек представляется как искусственно-естественная система (часть человека – часть второй природы), поскольку имеет искусственно-выращенные (например, напечатанные на биопринтере) органы. Второй – отсутствует новая этика, позволяющая работать с человеком как ИЕ-системой, формулировать ответственность за безопасность искусственной и сохранение естественной «компонент» перед следующими поколениями.
  • В развитии образования упущен этический аспект. В условиях сдвига технологических парадигм, совершенно не проработан вопрос об этике, морали и способах адекватного и рационального существования человека в усложняющемся мире.
  • В современном мире потеряна важность эстетики и этики. Человек, неспособный видеть красивый мир и быть заказчиком на него, не может осуществлять красивого и этичного действия. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции утверждает, что «эстетика – мать этики; понятие «хорошо» и «плохо» – понятия, прежде всего, эстетические, предваряющие категории «добра» и «зла». В этике не «все позволено» потому, что в эстетике не «все позволено».
  • Важнейшим вопросом является жизненный цикл этических принципов, процедура перехода от одного принципа к другому, то есть способность перестройки себя, команды, группы людей на уровне принципов мышления, деятельности, пребывания в этом мире.

Благодарю за обсуждение идей и соображений при подготовке данной статьи Евгения Грибова и Анастасию Шевелеву.

Журнал «Тьюторское сопровождение» №3, 2012г.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости