Суббота
19 ДекЖенщина в отпуске по уходу за ребенком. Работа с тьютором (Чернис Ю.А.)
Чернис Ю.А. Женщина в отпуске по уходу за ребенком. Работа с тьютором // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Женщина в отпуске по уходу за ребенком. Работа с тьютором
В статье рассматриваются период нахождения женщины в декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком, проблемы завершения этого периода, причины их вызывающие. Анализируются результа- ты исследования, подтверждающие актуальность этих проблем. Перечисляются типичные стратегии решения женщинами проблемы выхода из декретного отпуска. Рассматриваются возможности ра- боты тьютора в сопровождении личностного и профессионального самоопределения женщин.
Ключевые слова: женщина, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, актуальность проблемы самоопределения женщины после декретного отпуска/отпуска по уходу за ребенком, возможно- сти тьюторского сопровождения личностного и профессионального самоопределения женщин.
С рождением ребенка мир мамы переворачивается. Ра- дость, новые открытия каждый день! Ее взгляд на окружаю- щее сильно меняется. То, что раньше было важно, теперь несу- щественно, все события оцениваются с точки зрения здоровья и развития малыша! А еще — это однообразие дней, недоста- ток общения, чувство растерянности при мысли о будущем.
Как практикующий тьютор наблюдаю трудности, с кото- рыми сталкиваются молодые женщины в этот период жизни. Женщины проводят в отпуске по уходу за ребенком от полу- тора до трех лет, многие более трех лет. Впоследствии завер- шение этого периода становится камнем преткновения в си- туации выхода молодой мамы из декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком.
Это вызвано объективными изменениями, связанными непосредственно с беременностью, родами и уходом за ребен- ком. Изменениями, которые происходят во всех областях жиз- ни женщины.
- Изменения в психоэмоциональном и физическом состоянии женщины. Необходимость психологической поддержки близких.
- Изменение внутрисемейного распределения обязанностей, ответственности. Принятие супругами новых ролей.
- Социальные перемены, смена вектора от человека рабо- тающего к ведущему домашнее хозяйство и воспитываю- щему детей.
- Разрыв в актуальной профессиональной информированно- сти, навыках и приемах работы, владении технологиями, особенно заметный на фоне динамичных изменений в мире.
- Активное развитие, углубление знаний в других, новых для себя областях, порой не связанных с предыдущим профес- сиональной траекторией. Здоровый образ жизни, правиль- ное питание ребенка и всей семьи, развитие, воспитание, образование.
Именно поэтому после рождения ребенка у многих жен- щин меняется отношение к себе, к жизни, своему месту в ней, смещаются личные приоритеты и взгляд на свое профессио- нальное развитие, появляются мысли о возможной смене на- правления деятельности.
В России это достаточно уязвимое в социальном плане по- ложение женщины защищено законодательно. В соответствии с действующими нормами, оформляется вначале декретный отпуск (семьдесят дней до и столько же после рождения ребенка), а позднее — отпуск по уходу за ребенком [1]. Причем это время учи- тывается в общем и непрерывном трудовом стаже, засчитывает- ся в стаж работы по специальности. Есть возможность работать при условии неполного рабочего времени или на дому с сохра- нением пособия [2]. Сразу после рождения ребенка выделяется единовременное пособие. В первые полтора года жизни малы- ша — ежемесячное пособие, оформляемое через социальные службы. Следующие полтора года мама находится в отпуске по уходу за ребенком, который продолжается без выплаты по- собий, но с сохранением за ней рабочего места. Эти меры со- циальной защиты и материальная поддержка подчеркивают важность роли мамы в семье и государстве, дают возможность женщине уделить много внимания, времени своему ребенку, в самый нужный для него период.
С другой стороны, реализация женщин вне семьи через профессиональную деятельность — общемировая тенденция. Это вызвано формированием постиндустриального информационного общества, подверженного глобальным изменениям и становлением современного типа гендерных отношений. Этот процесс известный российский социолог И. Кон охарактеризовал как «три в одном» — семейную, сексуальную и ген- дерную революции [3]. И если в СССР это стало результатом политики «государственного феминизма», то выход женщин на рынок труда в развитых странах, стремление женщин к про- фессиональной самореализации и отказ от традиционной роли домохозяйки стали следствием естественных процессов в экономике и приватной сфере [4]. Однако профессиональное самоопределение женщины не может осуществляться так же, как у мужчины. Дополнительно следует заметить, что боль- шинство престижных профессий требуют от женщин проявления «мужских» качеств, выхода в «большой» внешний мир, агрессии по отношению к конкурентам, несвойственных их природе. Материнство — основная причина этого отличия. Беременность, роды и материнство вносят весомые коррективы в профессиональные планы женщин, даже в странах северо- западной Европы с хорошо развитой социальной сферой [5]. Уже сам факт того, что женщине приходится хранить очаг, воспитывать детей и достигать профессиональных целей, ставит ее в невыгодное положение на рынке труда по отношению к мужчине. Кроме того, это раздваивает женщину, заставляя совмещать в своем мировоззрении противоречивые ценности и идеалы, не говоря уже о времени, необходимом для семьи и профессии [6]. Мужчины же, как правило, не испытывают конфликта между карьерой и семейными обязанностями.
Ребенок подрастает. Все чаще у женщины возникают во- просы. Когда выходить из «тихой гавани»? Обратимся к стати- стике. Варианты решения женщинами для себя этого вопроса представлены в небольшом анонимном опросе, проведенном мной в электронном виде в марте 2020 года. Участники опро- са — 109 женщин разных возрастов, от 25 до 40 лет и старше. Женщины, принимавшие участие в опросе, до декретного отпуска работали в государственных, бюджетных, в коммер- ческих организациях. Причем стаж большей части из них по первой профессии (64%) составил более пяти лет. Место проживания — преимущественно Москва (99%). Семейное положение — замужем (73%), не замужем (16%). Количество детей — двое (54%), один (24%), три и более (22%). Образова- ние — высшее (94%), среднее специальное (6%). Проиллюстри- рую типичные варианты ответами респондентов.
Через два месяца после рождения малыша, оставив его с бабушкой, тетей, няней, даже с папой (такой вариант развития событий тоже предусмотрен законом). Причем чаще всего — при рождении первого ребенка. В таком случае женщина дей- ствует чаще всего исходя из карьерных соображений. Краткое время отсутствия на рабочем месте не может оказать суще- ственного влияния на ее профессиональный рост. Или же, на- оборот, ее поступок продиктован необходимостью финансово- го обеспечения семьи. В нашей стране это достаточно редкое явление. Только около 15% опрошенных провели в отпуске по уходу за ребенком менее одного года.
Через полтора года (это еще 9% наших респондентов). Достаточный возраст малыша для завершения грудного вскармливания, возможности привлечения няни, который одновременно совпадает с завершением выплат пособий социального страхования.
Через три года (прибавим еще 21% женщин, прошедших наш опрос). Здесь проблему выхода на работу или увольнения с нее приходится поневоле решать, ведь отпуск по уходу за ре- бенком завершен, и обязанности работодателя по сохранению за женщиной рабочего места — тоже. Выходить на прежнее место или искать что-то новое?
И, наконец, выйти на работу, проведя более трех лет дома, воспитывая одного и/или более детей (55% опрошенных име- ли именно такой жизненный опыт).
Роли в обществе по-прежнему распределены так, что основная доля забот о семье лежит на женщине. При продолжи- тельном отпуске по уходу за ребенком наблюдается феномен «отложенной жизни» — пауза в личностном и профессиональ- ном развитии. В итоге женщине часто приходится выбирать должность, профессию и место работы исходя из потребностей семьи, а не по собственному желанию. Находить компромисс- ные варианты «похуже работа — поближе к дому, зато удобно детей из садика забирать». Это часто приводит к дезориентации в профессиональном становлении у женской части населения нашей страны. В большинстве случаев женщина перестает заду- мываться о таких сторонах развития, как карьера, профессия, и идет на компромисс между заработной платой и удобными условиями работы для семьи, уже не претендуя на получение удовольствия от развития себя в профессии [5], что и обусловли- вает профессиональное развитие «в минус» — часто это профес- сиональный регресс. Кроме того, находясь в отпуске по уходу за ребенком, женщина сталкивается с сужением сферы соци- альных контактов, снижением самооценки и почти полным пе- реключением на исполнение традиционной роли в семье.
Женщина перестает спрашивать себя:«А чего я хочу? Что интересно мне самой?» Ее выбор вектора личностного развития, профессиональной деятельности определяется факторами, не имеющими отношения к ее личным приоритетам, зачастую исходя из стереотипов поведения.
Именно на этапе затишья, перехода будет интересна и продуктивна работа с тьютором. Тьютор — антропопрак- тик, специалист педагогической профессии, который будет рядом, умело задавая вопросы, используя специальные тех- ники. Ответы на них будут неожиданны для самих тьюторан- ток. Определение своего опыта, личных качеств, дефицитов, возможностей, предоставляемых социумом. Все это позволит женщине определить свой истинный интерес, направление личностного развития и профессионального движения, вы- строить индивидуальный образовательный маршрут. Распо- лагая этим, женщина самостоятельно сможет двигаться к сво- ей профессиональной цели быстро или медленно, в своем темпе и направлении, главное — осознанно. Использовать этот период как ресурсный трамплин будущего жизненного этапа. Тьюторское сопровождение — это процесс сопрово- ждения развития человека, основанный на принципе инди- видуализации, когда за человеком признается способность и право определять свой образовательный путь исходя из соб- ственных интересов, с опорой на опыт, инициативу и лич- ные стратегии реализации своих замыслов [7]. Тьютор дол- жен быть там, где наблюдается, чувствуется напряженность, есть потребность в действии и невозможность выйти в него, назревшая ситуация принятия решения и собственная несостоятельность в оценке вариантов.
Так все-таки надо ли самим мамам после декрета «искать себя», профессионально развиваться?
Возвращаясь к нашему опросу, следует отметить, что почти половина женщин (49,5%), принявших в нем участие, указала, что имела место смена профессии и произошло это именно после декретного отпуска. 40% женщин потребовалось прой- ти дополнительное обучение, используя для этого период временного «затишья» в работе. Однако почти 40% респондентов отметили, что все еще не считают свой личностный интерес/ потенциал реализованным. Таким образом, есть запрос жен- щин на развитие, профессиональную самореализацию.
На данный момент, к сожалению, мы можем констатиро- вать, что планирование большинством женщин своей карьеры, управление ею имеет спонтанный характер. Этот процесс усу- губляется непростыми жизненными обстоятельствами, связан- ными с приведенными выше противоречиями современного мира. Профессиональное развитие женщин носит нестабиль- ный характер, затруднено планирование, собственная ценность как профессионала женщинами зачастую сведена к минимуму, для многих характерен синдром отложенной жизни.
Многообразие образовательных стратегий современного мира, гибкость подходов к обучению, используемых техно- логий, в том числе дистанционных, и непрерывность обра- зования делают многовариантным дальнейшее личностное и профессиональное развитие женщин. Учитывая также ре- зультаты нашего исследования, можно предположить, что планирование, выстраивание женщинами своего индивиду- ального образовательного маршрута в сопровождении специа- листа-тьютора позволит учесть личные интересы и приорите- ты, а также подобрать ресурсы, правильно расставив акценты, выбрать оптимальный маршрут и распределить силы. Это по- зволит использовать декретное время как «полосу разгона».
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 04.2020). Статья 255 «Отпуск по беременности и родам». Статья 256 «Отпуск по уходу за ребенком».
- О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федера- ции, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утра- тившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30.06.2006 N90-ФЗ, от 21.07.2014 N216-ФЗ
- Воронина О. А. Гендер и государство в постсоветской России // Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России / Под ред. Н. М. Римашевской, О. А. Ворониной, Е. А. Бал- лаевой. Научный совет по проблемам гендерных отношений при ООН РАН. МАКС-ПРЕСС, 2010.— С. 351–360.
- Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишер,
- Бойко И. М. Психологические факторы профессионального раз- вития женщины.— Екатеринбург: Педагогическое образование в России,
- Саввина О. В., Кругликова Е. В. Самоопределение женщины в про- фессии: современные противоречия.— М.: РУДН,
- Ковалева Т. М., Климова Т. А., Лазарева Л. И., Митрошина Т. М., Тюмина М. В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора.— М.: Ресурс,