Рыбалкина Л.В. Технология тьюторского сопровождения образовательного туризма
 /  Тьюторство в открытом образовании / Рыбалкина Л.В. Технология тьюторского сопровождения образовательного туризма

Рыбалкина Л.В. Технология тьюторского сопровождения образовательного туризма

Рыбалкина Н. В. 

1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ. 
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ: ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

 

История научно-познавательных и образовательных путешествий восходит, по крайней мере, к античности: к путешествиям ученых греков и римской аристократии. В средние века – в Европе странствуют школяры, переходя от одного университетского кампуса к другому. Начиная с середины XVI века, посещение памятников великих цивилизаций становится одним из условий признания положения молодого человека в обществе: в путешествие, длившееся по 2 – 3 года, он отправлялся в сопровождении наставника.

В России эта традиция берет начало с петровских времен: вхождение в семью европейских держав подразумевало образовательные путешествия «государевых слуг» за рубеж. В годы царствования Екатерины II в среде придворной аристократии было принято отправлять своих отпрысков “на сыскание наук” за границу. В противовес приглашению иностранцев стала поощряться временная эмиграция соотечественников с научно-познавательными целями. По возвращении на родину они, как правило, отличались высокой степенью социальной активности, способствовали становлению передовых научных школ и развитию общественных институтов.

Традиция была продолжена и государственным образованием. В годы директорства И.И. Бецкого в Санкт-Петербургском кадетском корпусе, где обучались не имевшие собственного дохода дворянские дети, появился прецедент: медалисты могли три года путешествовать за границей за казенный счет. В инструкции для таковых было записано: “всякое путешествие должно иметь предметом просвещение”. Помимо путешествий за границу – особенно для будущих учителей – считались необходимыми и путешествия по России – “для примечания достойного к сведению в своем отечестве”.

С конца XVIII века широко распространяется опыт включения в программы частных пансионов непродолжительных путешествий по Европе – для усовершенствования воспитанников в иностранных языках и приобретения полезного опыта. В 1777 году содержатель частного благородного пансиона в Москве Вениамин Генш пишет «План приемлемого путешествия в чужие край». План включал знакомство с университетами, искусством и постановкой фабричного дела. Это было первой попыткой организовать коллективную поездку за границу с туристскими целями.

***

В 1995 – 1996 годах небольшой проектной группой в рамках деятельности Международной Гуманитарной Школы Свободного университета «Эврика» была предпринята попытка объединить в новой технологии две давних традиции: тьюторства и образовательных путешествий. Экспедиции школяров побывали почти во всех странах, где пролегла столбовая дорога нашей цивилизации. Молчание пирамид, величественность Акрополя, гордыня Колизея, тайна Вифлеема, ветреность Версаля, туманный Альбион, Кремлевская старина были с ними “ты”. Каждый из школяров задал им свой вопрос и получил свой ответ.

В настоящее время авторская разработка оформилась в технологию тьюторского сопровождения образовательного туризма.

2. ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Концепция технологии образовательного туризма основывается на ценностях открытого образования:

  • образовательной мобильности,
  • культурной грамотности,
  • индивидуальной истории,
  • является ответом на вызовы нашего времени.

Сегодня привязанность к учебному учреждению, установка на получение знания от учителя, предметный подход к узнаванию мира становится тормозом в образовании. Время требует умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы. Но образовательная мобильность – качество как нельзя более актуальное, практически не представлена в технологиях российского образования.

Складывается образовательная мобильность не только из возможности перемещаться в поисках образовательных ресурсов, но подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по книге самой истории, освоение культуры самообразования -основы будущей профессиональной и социальной мобильности.

Образовательные путешествия являются проверенным временем способом формирования этого востребованного в условиях развития качества. Они позволяют познать мир, больший, чем привычное окружение, посмотреть на свою образованность со стороны другой культуры, дополнить отечественное образование до целостного, до «мировых стандартов».

Новое поколение не может воспитываться в изоляции от современных проблем. Самые радикальные инновационные проекты в образовании ориентированы социально: на приобщение к практическим решениям экономических, экологических, социальных проблем, на формирование мышления, как основной компетенции гражданина мира. Однако именно «культура – это возможность действовать в условиях неполного знания». Сегодня в море информации и инициатив культурная грамотность продолжает оставаться первичной для образования, с той поправкой, что книжного знания истории культуры становится недостаточно, необходима личная Встреча с ней.

В нашей трактовке образовательные путешествия совершаются не только в пространстве — в другие страны, но во времени – к очагам, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации. Это путешествия в историю наших учителей, прародителей, предшественников. Предмет нашего интереса – общечеловеческие вопросы и ценности, вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в памятниках культуры.

Наши школяры – это будущий средний класс. Мы исходим из того, что рядовой бизнесмен, общественный деятель или представитель свободной профессии только тогда станет опорой страны, когда будет знаком с мировой культурой – очно.

Большая история открывается через малые. Смысл наследия человечества – через жизненные смыслы тех, кто привнес в него свой вклад. Жизнеописания великих помогают найти ответы о том, как нам строить свою судьбу. Наши экспедиции – это шанс найти ответ на Вопрос – индивидуально значимый для школяра, Ответ – необходимый сегодня.

Вопрос больше ответа. Техника постановки образовательного вопроса исходит из концепции о базовой проблеме, лежащей в основании становления личности: конфликта культурного, родового и индивидуального – концепт, восходящий к идеям Льва Выготского. Вопрос ? это то, что рождается на пересечении индивидуальной жизни и истории рода человеческого, резонанс, через который возможна встреча личности с культурой.

Ценность индивидуальной образовательной истории в том, что на каждый вопрос можно найти ответ именно в тот момент твоей жизни, когда он для тебя актуален.

3. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ

Проблема, на решение которой нацелена технология образовательного туризма, досталась педагогике в наследство от «трансляционной парадигмы» знания и закрепилась в традиции школьного обучения. Наблюдаемые последствия этой проблемы ? образовательная пассивность и потребительское отношение к культуре, неумение использовать знание и безликость образовательного потенциала выпускника школы.

Самые востребованные педагогические инновации направлены на решение именно этой проблемы, однако в большинстве своем ограничиваются рамками учебной деятельности. Самообразование остается за пределами педагогического внимания и технологического подхода.

Технология образовательного туризма осваивает ресурс каникулярного времени и ставит перед собой задачу формирования образовательной деятельности у школяров.

Теоретические идеи технология черпает из наследия Льва Выготского о знаковой природе культуры и ее роли в овладении первой природы человека; С.Гессена о трех ступенях образования и образовательном путешествии как самопознании в чужеродной среде, в духовном странствии к истинной родине; Дж. Дьюи о присущих ребенку формах познавательной активности: исследовательской, коммуникативной, деятельной, о роли проектного подхода в обучении. В основе технологии ? авторская интерпретации английский университетской традиции тьюторской поддержки процесса самообразования.

Теоретическими конструктами технологии являются концепты образовательного пространства и типов культурных практик, ведущей деятельности и командной организации деятельности, индивидуальной траектории и стиля образования (ведущей модальности психики).

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Технология предполагает переведение ценностных ориентиров в принципы организации деятельности. Технологическая карта связывает воедино все элементы технологии, является практическим руководством, позволяющим видеть и осваивать образовательное пространство. В процессе сверки карты и “местности” (реального разворачивания образовательных действий) удобно оперировать технологическими проекциями содержания, запечатленными на отдельных планшетах, вместе составляющих портфели технологии.

4.1. Образовательное пространство. Маршруты и экспедиция. 
Образовательное пространство очерчивается неким горизонтом и должно иметь несколько измерений. Технологический подход подразумевает, что изначально прорисовывается пространство, задается система отсчета, в рамках которой становится возможным самоопределение ? полагание границ. Задача тьютора ? поддержка самообразования школяра через проявление для него ? возможной системы координат.

В технологии образовательного туризма образовательное пространство задается, как минимум, двумя измерениями: культурного наследия и базовых человеческих практик. Культурные памятники географически находятся на территории какой-либо современной страны, однако принадлежат, как правило, разным эпохам и народам. Карта образовательного пространства (выстраиваемая тьютором) должна отразить все наиболее значимые для человечества следы, запечатленные на данной территории поступью культуры. В каждой конкретной экспедиции карта будет привязана к масштабу и глубине планируемого исследования «местности».

Координатами, едиными для всех карт — выступают типы практик, во все времена составлявших основу человеческой жизнедеятельности: мирообустропства, общежития и самостроительства. Рассмотрение многообразия культурного наследия через призму базовых практик, позволяет охватить его одновременно целостно и единообразно.

Для того, чтобы образовательное пространство открылось полностью для каждого школяра технология сочетает индивидуальные и командные формы работы. Индивидуальные образовательные траектории сходятся на маршрутах движения команд, а экспедиция в целом ? проходит путь, на котором важны все пройденные шаги. Школяры реализуя индивидуальные образовательные проекты, объединяются в экспедиционные команды, а пространство экспедиции представляет панораму проектов, позволяющую каждому путешественнику увидеть свои находки в целостном окружении других.

4.2. Проектирование. Этапы образования: вопрос – ответ – знание – образ. 
Технология исходит из положения о том, что самообразование – это не только самостоятельное образование, но самостроительство. Для культурного возраста, с которым преимущественно работает технология образовательного туризма – старшая школа – ведущей деятельностью является построение проектов будущей жизни: ценностное, экзистенциальное проектирование, подразумевающее культурное самоопределение: присоединение к той или иной культурной традиции. Знание, необходимое для построения таких проектов, становится личностным.

Технология опирается на три простых постулата, одновременно являющимися и технологическими этапами. 

Знание человечества становится твоим, если ты:

  1. сам ставишь ВОПРОС – и это путь к личному знанию;
  2. сам ищешь способ ответа и ОТВЕТ — путь к образовательной мобильности и культурной грамотности;
  3. можешь представить найденное ЗНАНИЕ как приращение твоего ОБРАЗА – увидеть себя нового в других, как в зеркале.

В результате такого образования за спиной оказывается не багаж знаний, прихваченный «на всякий случай», постепенно непомерно накапливающийся и равномерно убывающий через дырки памяти, но индивидуальная образовательная история – то, что не забывается.

Объединение вопроса (вопрошания), ответа (отвечания) и события жизни знания и составляют индивидуальный образовательный проект, ради которого школяр отправляется в путешествие. 

4.3. Вопрос. Культурное наследие и основные человеческие практики. 
Вопрос (вопрошание) предполагает самоопределение школяра в сфере интереса (темы): что ты хочешь узнать и что будет источником твоего знания.

Полем добывания знания – является культурное наследие человечества (ответы на вечные вопросы), запечатленная в знаках история культурно-цивилизационных эпох: памятники истории и культуры, искусства, предметы культа и быта, архитектура, среда, энергетика, следы событий…

Тематическими фокусами в технологии являются основные человеческие практики: обустройства мира, взаимоотношений и построения себя. Они помогают типологизировать вопросы и ориентироваться в материале – видеть его в определенном фокусе:

  1. мир (представления об устройстве и обустройстве мира);
  2. общество (законы общежития, взаимодействия и коммуникации);
  3. человек (события индивидуальной жизни, биографии).

В соответствии с типами практик в технологии образовательного туризма введены модули освоения культурного содержания: наука, коммуникация, игра.

Например, вопрос «В чем заключалось магическое значение египетских иероглифов?» тяготеет к научному модулю, “Кому на Руси жить хорошо?” – к коммуникативному, “Русский Гамлет – каков он?” – к игровому.

На языке индивидуального проекта этап постановки вопроса – это определение проблемы и цели образовательного путешествия. 

4.4. Ответ. Знаки культуры и типы образовательного исследования. 
Ответ (отвечание) подразумевает самоопределение школяра в способе образовательного исследования: как ты будешь искать ответ на свой вопрос.

Для того, чтобы культурные следы заговорили необходимо читать их языки. Это:

  • язык символов (архитектура, живопись, предметы обихода);
  • язык слов (литература, фольклор, традиции общения);
  • язык поступков (легенды, обычаи, хроники событий).

Каждый язык открывает свои тайны при соответствующем подходе:

  1. знаковое исследование (интерпретация знаков),
  2. коммуникативное исследование (исследование словом);
  3. ролевое исследование (исследование действием).

Образовательное исследование отличается от исследования, 
как самодостаточной деятельности, по целям. Если второе имеет целью найти знание, которого еще нет у человечества, то первое – поможет тебе строить свою жизнь и свою историю.

Этап отвечания делится на два такта: планирования исследования и собственно поисков – уже в экспедиции (план реализации и реализация индивидуального образовательного проекта). 

4.5. Знание-Образ. Образовательное действие и образовательный продукт. 
Данный этап подразумевает умение школяра видеть свое будущее: как ты будешь использовать знание, как измениться твой образ. Получить свой статус знание может только после проверки на «образуемость».

Каждый школярский проект включает этапы замысла, поиска, но обязательно и – представления. Каждый этап подразумевает свое образовательное действие, а все вместе осваиваются как деятельность.

Последний шаг в индивидуальном образовательном проекте -представление своего опыта познания как важного для других, использование знание, подтверждающее владение им. Знание-средство отличает знание от информации, знание-цель включено в деятельность, в жизнедеятельность как ее образ.

Заключительная часть экспедиции сопровождается такими действами, моделирующими формы жизни знания в:

  1. науке и образовании (конференция, публичные чтения,урок);
  2. политике и праве (суд, парламентские слушания, СМИ);
  3. искусстве и игре (символическая среда, театр или карнавал).

В технологии образовательного туризма наука, коммуникация и игра – осваиваются как самоценные – образовательные – формы овладения собой.

Если для всех участников экспедиция заканчивается такими командными действами, то для каждого школяра в отдельности она также должна оставить след. Индивидуальный проект должен не только достигнуть своей цели (ответа на поставленный вопрос) – быть результативным, но и иметь свой образовательный продукт – то, что может быть использовано в будущей, пусть пока индивидуальной образовательной истории, а также то, что может быть использовано другими -это делает знание культурным. Цикл образования заканчивается для школяра таким созданием, выполненным в духе одной из практик: научном, публицистическом или художественном.

5. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Также как классно-урочная система держится на согласованной работе учителей-предметников, так технология образовательного туризма — на поддержке тьюторов – наставников в образовательном путешествии.

Тьютор (в нашем понимании) – профессиональная позиция, необходимая для поддержки процесса самообразования. 

5.1. Техники поддержки: этапов, стилей, образовательного эффекта. 
Каждый этап школярского действия сопровождается тьюторским.

Тьютор сопровождает постановку Вопроса: вместе со школяром разыскивает его непреходящий интерес на перекрестках большой и малой истории, обращаясь на помощью к хранителям и архивам культуры.

Тьютор сопровождает проектирование способа Ответа на вопрос: изучает предпочтительный стиль образовательного действия школяра и помогает переложить его проект на карту.

Тьютор организует командную работу в экспедиции по добыванию Знания и коллективные действа по созданию Образов.

Задача тьютора – удерживая технологию, помогать школяру ее осваивать.

Этап «Вопрос»
Этап постановки вопроса – это этап определения образовательной проблемы и зоны поиска ее возможного разрешения, ответа.

Образовательная проблема находится на пересечении некоторой общезначимой проблемы и индивидуального интереса. По-другому: некоторому интересу можно придать статус образовательной проблемы, если он соприкасается с общечеловеческим.

Задача тьютора все время удерживать эти два фокуса в отношении проекта школяра, несмотря на то, что сам школяр этого может не еще не уметь, подводить его к общезначимому фокусу его интереса.

Определение зоны поиска обращает проблему в вопрос – к тому культурному наследию, которое хранит ответ на него и будет доступно в экспедиции. Для выявления «резонирующих» тем можно использовать самые разные формы погружения в культурную среду: музей, книга, лекция, театр, дискуссии, сталкивающие интересы.

Связать источник вопроса и его цель, имеющую отношение к образу, помогает его отнесение к одной из общечеловеческих практик. Где себя видит школяр: на границе мир — человек, человек — общество, человек – человек? Одним из концептуально-педагогических ходов постановки вопроса может быть восстановление – пути других (великих) исследователей и путешественников и их вопросов.

Прохождение этапа постановки вопроса запечатляется школяром в форме эссе и определением точек индивидуального маршрута, подразумевающую работу с картами и путеводителями, записками путешественников.

Экспедиция – является центральным моментом технологии. Но для того, чтобы заговорили древние камни и повороты дорог, следы событий и судеб, образы наших предшественников, на этапе подготовки к экспедиции должны происходить совместные с тьютором изучения источников (литературы и экспонатов), консультации с экспертами (лекции и интервью), знакомство с вариантами ответов на поставленные вопросы (фильмы, интернет-кафе). Каждый школяр собирает свою виртуальную библиотеку, видеотеку, музей. Наиболее ценные и информативные экземпляры из личного архива школяры берут с собой в экспедицию – для сравнения с опытом личного знакомства или совместных вечерних чтений.

Именно определение недостающего в собранном материале для ответа на Вопрос школяра и того, что можно узнать только на месте – в экспедиции, с чем надо встретиться – и является основным образовательным мотивом в технологии. 

Этап «Ответ» 
Способы поиска ответа на вопрос заданы в технологии образовательного туризма тремя типами образовательного исследования: знаковым, коммуникативным и ролевым. Остается только придумать форму его проведения, позволяющей на данном материале ответить на образовательный вопрос – это и есть главная часть проектирования – идея нахождения ответа.

Типы образовательного исследования соответствуют стилям образования: кто-то из школяров тяготеет к кропотливой работе по расшифровке символических форм, понимание других активно только при обсуждении, третьи для того, чтобы узнать что-то наверняка, должны сами прожить это. Уже постановка вопроса может происходить в специальных игровых тренингах, параллельно выявляющих способности к моделирующему наблюдению, дискурсивному мышлению, ролевому воображению.

Определение стиля образования школяра в сочетании с выбранной на предыдущем этапе тематикой поиска подскажет идею формы проведения исследования. Это может оказаться изыскание ученого монаха по восстановлению архитектуры храма, или странствие трубадура по местам подвигов рыцарей короля Артура, или путешествие Маленького Принца по жизненному пути Антуана де Сент-Экзюпери.

План исследования свяжет точки маршрута. С момента вступления на маршрут они свяжутся не только на карте, но и путевыми заметками школяров. Уже на этапе разработки индивидуального экспедиционного проекта тьютор помогает школярам найти себе спутников, чьи вопросы перекликаются, а поиски дополняют друг друга.

Команда может складываться вокруг некоторой (достаточно обширной, представляющей один из ведущих мотивов культуры страны) темы или собирать исследователей одного стиля (типа действия). Каждый проект получает свое название. Каждая команда – имя.

Соорганизация командной работы требует от тьютора особого управленческого умения – сценарного мышления: на материале культуры надо найти сверхиндивидуальную задачу, связывающую индивидуальные интересы в необходимое целое. Образом такого целого может стать замысел представления командных находок, над воплощением которого школяры работают в течение экспедиции параллельно с индивидуальными исследованиями.

В экспедиции задача тьютора – найти ритм рабочего дня и организовать командные образовательные действия: командных советов, полевых разведок и исследований, вечерних чтений или ведения журнала экспедиции, так чтобы программа действий превращалась в театр образовательных событий. Наряду с этим – успевать с каждым из подопечных осваивать намеченный тип исследования, анализировать удачи и корректировать способы работы – реализовывать индивидуальный образовательный проект.

Тьюторская работа помимо организации зримых образовательных событий заключается в сопровождении незримых образовательных эффектов. Для того, чтобы это было возможно, тьютор должен вести свой дневник на каждого их школяров. Одной из техник, помогающих выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, является техника портфолио. Она применима и к команде – как временному, но индивидуальному целому. 

Этап “Знание-Образ” 
Итак, экспедиция подходит к концу. Команды двигались по одному маршруту, следующему от одной достопримечательности к другой, при этом

  1. одна из команд могла быть была ведущей в одном месте, другая в другом, привлекая остальных школяров в качестве зрителей;
  2. или команды работали параллельно, расходясь по разным маршрутам в каждом городе;
  3. или команды, стартовав в одной точке (например, Париже), затем двигались по разным маршрутам (например, разошлись – в Руан – вслед за Жанной де’Арк, Долину Лауры – к древним замкам и Реймс — к месту коронации королей и знаменитым заводам Шампани);
  4. но в конце экспедиции они снова сходятся для взаимной презентации трофеев.

Для того, чтобы организовать заключительные представления тьютору снова понадобятся техники образовательного сценирования. Его задача – помочь сложиться сценарию, в которой добытое школярами знание может быть предъявлено, т.е. стать явным для других в твоем образе. А также донести до школяров мысль о том, что, только сделав свое открытие достоянием остальных участников — мы получаем личное знание, в отличие от личного мнения.

Смысл личного знания может быть в том, чтобы:

  1. транслировать свои ценности, цели – через целостное чувство-знание;
  2. превращать свое мнение в мнение общества, отстаивать позицию, завоевывать сторонников, управлять с помощью знания;
  3. открывая новые грани мира, открывать свое мировоззрение другим.

Социальные формы жизни личного знания должны быть, с одной стороны, обыграны в духе исследованной эпохи и традиций, с другой – и содержать индивидуальные открытия школяров.

В игровом модуле это могут быть: разыгрывание сцены из пьесы или представление типичного события эпохи, биографического события или символического события – перформанса. Жанр любой – пантомима, мюзикл, хэппенинг, подразумевающий включение в игру зрителей. Действо на выбор: мистерия, карнавал, домашний театр…

Цель представления в игровом модуле — передать основу жизни героев, способ решения ими некоторой наиважнейшей проблемы и его истоки. Индивидуальным образовательным продуктом в ролевого исследовании может явиться текст роли или письмо потомкам, сказание или мемуары, галерея рисунков или сборник баллад…

5.2. Подготовка тьюторов. Модельный метод. Портфели. Клуб.
В технологии образовательного туризма тьюторское сопровождение является ключевым элементом, а значит, первым для ее запуска становится подготовка тьюторов.

Изначально тьюторами в системе классического английского университетского образования повязались те, кто сам уже прошел университетский курс и наставлял младших коллег, как освоить положенные для достижения ученого звания науки.

В технологии образовательного туризма подготовка тьюторов также предполагает, что тьютор прежде сам проходит тот путь, на который потом наставляет школяров: учится ставить вопрос, находить ответ и владеть знанием.

Программа подготовки строится как матрица с технологии. Состоит из тех же этапов: постановки вопроса и проектирования исследования, проведения исследования и предъявления знания. Каждый этап включает теоретическую подготовку, модельные тренинги или реализацию, рефлексию опыта по линиям задач и техник этапа.

Подготовка тьюторов проходит в модельном режиме: стажеры на время становятся школярами, с той только разницей, что стремятся стать идеальными школярами. Затем они учатся рефлексировать свой опыт и действия тьюторов-координаторов, под руководством которых проходит их подготовка, и постепенно – выходят в позицию тьютора, где снова учатся…

Особый раздел подготовки тьюторов посвящен техникам создания открытого образовательного пространства: как к исследованию одной и той же культурной темы подойти разными способами; разрозненных вопросами школяров объединить в исследовательские команды; из индивидуальных проектных находок сложить целостное видение эпохи – в коллективном представлении и отразить его в летописи экспедиции.

В процессе обучения тьюторы анализируют и систематизируют свою работу через создание портфелей технологии. Последнее является обязательным не только для работы начинающего тьютора, но тьютора как становящейся позиции в сфере открытого образования и является образовательным продуктом. Каждый этап обучения методически закрепляется в создании таких портфелей. Например, в результате разработки индивидуальных исследовательских планов складывается портфель “Исследование”.

Помимо тренинговых техник, работы с источниками и истоковедами, моделирования практик и сценирования ситуаций, образовательного исследования и проектирования, организации командной работы, технологий case-study и portfolio, тьютор должен владеть искусством – PR. Разработка рекламной программы (реальная всегда формируется в ходе работы со школярами) – один из его инструментов.

 

Подготовка тьюторов мерно переходит в их самоподготовку. Здесь незаменимой формой взаимной поддержки является умение создавать свою – тьюторскую – команду, создание клуба тьюторов и программы тематических встреч для обсуждения сложных моментов технологии. Другим вариантом пролонгированной поддержки становления позиции – являются все так же тьюторская поддрежка – тьюторовстажеров тьюторами-координаторами – на этапе перехода от модельной подготовки к реальной работе школярами.

 

// Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник 1996-2005. Томск, 2005

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости