Пятница
18 ДекО развитии самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (Карастелев В.Е., Сомова Н.С.)
Карастелев В.Е., Сомова Н.С. Самоопределение: рефлексивная сборка VS обратная связь // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Самоопределение: рефлексивная сборка VS обратная связь
Рефлексивная сборка содержания является массовой и пока нерешенной задачей в сфере обучения взрослых. На основе опыта в Летнем университете тьюторства, представлено описание техники «Дырявое зеркало», построенной на гипотезе о том, что самоопределение по отношению к своему жизненному пути должно быть выстроено на основе самостоятельной постановки вопросов в ретроспективном и проспективном тактах.
Ключевые слова: интерактивное вопрошание, обратная связь, постановка вопросов, рефлексия, рефлексивная сборка, самоопределение, тьютор.
«Искусство жить с вопросами состоит в том, чтобы дорожить вопросом. Иначе говоря, не отмахиваться от вопроса, а “допустить” его, не превращать его в проблему, которую надо быстро решить, а сделать мотивом поисков, инициативы, совершения открытий» [1; 22].
Обязательной частью любого современного коллективного обучения или действия (игры, дискуссии, мастер-классы, тренинги) теперь является рефлексия и осмысление обучающимися полученного опыта, знаний, компетенций с целью остановки и совершения акта самоопределения. Поскольку содержание не дано в этом случае в готовом виде и должно быть специально извлечено, то необходимы специальные процедуры и техники. Кроме того, нужно еще и самоопределиться по отношению к из- влекаемому. Чаще всего эту задачу пытаются решить через по- строение так называемой «обратной связи» (далее — ОС) от участ- ников, которая проводится в самых разнообразных форматах. Например, предлагается заполнить анкету, поставить смайлик или коллективно ответить на вопросы «что было положительным и что можно улучшить». Чаще всего результаты оказываются неудовлетворительными или некорректными по причинам ил- люзии, что ОС можно построить, просто обратившись с запросом к участникам. В качестве заметки на полях отметим, что термин ОС появился в 1860-е годы при описании процесса возвращения энергии импульсов в исходную точку, затем был применен для описания петель в электрических цепях, а позже в кибернетике. Именно из последней, по-видимому, этот термин перекочевал в теорию управления, а затем и в менеджмент, особенно когда был провозглашен курс на клиентоориентированность. В свя- зи с этим сформировались три базовых установки, во-первых,
«слушать клиентов», во-вторых, представлять любую реакцию,
критику, скандал как вид ОС [2], в-третьих, к созданию все более изощренных каналов и инструментов ОС [3]. Тем не менее все большее число предпринимателей и практиков не считают эти установки надежным способом получения информации, а наиболее радикальные считает подобную ОС дорогостоящим самообманом [4].
На наш взгляд, получение ОС камуфлирует задачу на рефлек- сивную сборку в контексте самоопределения, которая является еще более сложным делом, чем, в нашем случае, организация обучения взрослых. Кроме того что рефлексивная сборка должна быть простой в использовании, наглядной, воспроизводимой и эффективной, она еще должна иметь дело с ближайшими шагами каждого из участников тренинга или учебной программы. Т. е. если полученное содержание не получает места для реали- зации, то оно элементарно забудется или останется в лучшем случае в виде приятного воспоминания. Чтобы этого избежать, рефлексивная сборка должна включать в себя как минимум сле- дующие компоненты: ретроспективный такт — восстановление фактичности («Что происходило в ходе обучения?») и установление собственных значений происходящего в противовес приписыва- нию действиям других собственных смыслов («Что содержание значит для меня?»); проспективный такт — нахождение места для реализации содержания в ближайшем будущем («Как я соби- раюсь использовать полученное содержание?», «Какой результат будет для меня значимым и почему?», «Что буду делать, когда получу запланированный результат?»). Аналогом рефлексивной сборки является метод обзора после действия или AAR (After- Action Review), который был разработан для армии США, а потом прочно вошел в систему управления знаниями. Однако AAR, как и большинство методик, построены на том, что участники только отвечают на заготовленный заранее список вопросов [5]. На основе идей Московского методологического кружка [6]
и разработок Лаборатории интерактивного вопрошания [7–9],
была создана техника «Дырявое зеркало» (далее — техника), которая реализует идею рефлексивной сборки через восста- новление заданных и формулирование собственных вопросов в ретроспективном и проспективном тактах в контексте само- определения в тьюторском сообществе. Техника была разра- ботана совместно с кандидатом психологических наук Верой Даниловой и тренером Еленой Елизаровой.
Техника предназначена для актуализации отношений с дру- гими людьми и собственных смыслов через невысказанные вопросы: «А кто же я?», «Как мне стать я-настоящим и что для этого надо сделать?», «Кто из моего окружения задаёт мне про- двигающие вопросы?». С помощью техники как в офлайн-, так и в онлайн-форматах были проведены тьюториалы для взрослых.
Несмотря на то что данная техника ориентирована на индиви- дуальную работу, ее можно использовать и для групповых заня- тий, особенно для профессий, сопровождающих образование человека, в частности тьютора [10–11]. С ее помощью Наталия Сомова в течение 90 минут произвела рефлексивную сборку семидневной работы в рамках Летнего университета тьютор- ства (далее — ЛУТ). Далее описан ход тьюториала, построенного на принципах интерактивного вопрошания.
Ведущим была предложена тема, которая в нашем случае — подходящий к концу ЛУТ и актуализация смыслов, приростов, дефицитов каждого участника в отдельности. К работе был приглашен доброволец, который был заранее предупрежден, что представляемая техника может потребовать откровенности, поэтому ему предстоит решить, насколько он готов поделиться с другими личным содержанием. Остальные участники (их было 23 человека) выполняли задания в своем конспекте, а в конце им было предложено высказаться о своих наблюдениях.
В центре доски (листа) рисуется центральная фигура (напри- мер, круг) и там подписывается собственное имя добровольца, например, Мария. Также доброволец может там же обозначить себя каким-то визуальным символом, например смайликом.
От круга исходят четыре луча, которые делят пространство листа на четыре равных части. Получаются два подпространства по горизонтали и два по вертикали.
Заполнение начинается с левого горизонтального подпространства.
Марии было предложено написать вопросы, которые ей задавали в ходе ЛУТа и подписать, кто их задавал (подпростран- ство А). В демоверсии можно ограничиться тремя вопросами. В полной версии выписываются все вопросы, которые могут вспомнить участники тьюториала.
В правом горизонтальном подпространстве надо было на- писать три вопроса, которые на ЛУТе задавала Мария и кому (подпространство Б).
Далее помечаются «звездочкой» те вопросы, которые про- двигают (имеют позитивную сторону для Марии, открывают новое пространство для ответов, актуализируют собственные смыслы). Отмечаются те, кто задает или кому задаются эти вопросы. Кроме того, Марии было предложено объяснить зна- чение этих вопросов.
Получилась следующая картина — ниже приводится на- звание подпространства, вопрос и его значение (выделено кур- сивом), имена адресатов и адресантов вопросов пропущены, звездочкой помечены продвигающие вопросы.
Подпространство А: 1. Как вы создавали региональное от- деление (тьюторской ассоциации)? — Рефлексивное отношение к своему опыту; 2. Что вы делаете, чтобы была команда? — Сохра- нить достигнутое для будущего; 3. Чего ты боишься?* — Cохранение психологического баланса в своем организме.
Подпространство Б: 1. Можно ли использовать схему пред- ставления о человеке для работы с образовательной програм- мой школы?* — Передо мной стоит рабочая задача по проведению семинара с учителями инновационной школы, поэтому хочу понять, можно ли ответственно использовать эту схему для работы. Данный вопрос продвинул Марию, поскольку она смогла отказаться от предыдущего замысла, приняла важное для себя решение.
- Является ли вопрошание компетенцией? — Различить компе- тенции, умения и ценности; Какие ситуации в жизни можешь зафиксировать, где был «прыжок» в самообразование? — Зафик- сировать многообразие вариантов.
В верхнее вертикальное подпространство записываются вопросы, которые Мария хотела бы получить и от кого. Задание звучит так: «Какие вопросы и от кого вам хотелось бы получить?» (Подпространство В).
Были получены следующие ответы. Подпространство В: 1. Как ты работаешь в частной практике тьютором? 2. Как ты себя чувствуешь в новом жизненном этапе («серебряный возраст»)?
- Чем тебе можно помочь?
В нижнее вертикальное подпространство записываются вопросы, которые Мария хотела бы задать — следует подписать адресатов вопросов, если они есть (Подпространство Г).
Ведущий ставит вопрос: «Что Мария будет делать, если получит ответ на свои вопросы?».
Ниже приводятся результаты работы Марии (ответы выде- лены курсивом).
Подпространство Г: 1. Кто и как реализуется в частной тьюторской практике? — Установлю контакт: 2. Какие онлайн- ресурсы очень хороши для тьютора? — Когда узнаю, то начну их осваивать; 3. На чем (на каком содержании) можно объединить разные поколения тьюторов? — Добавлю ответ на этот вопрос в свою копилку. Буду это иметь в виду, когда продолжу работать в своем сообществе.
В завершение проводится рефлексия «Что было ценного для участника в этой технике и как вы дальше будете ее исполь- зовать?». Первой выступила Мария, а затем остальные, ответы в краткой форме ведущий зафиксировал на листе флипчарта. Мария сообщила, что смогла подняться над своей практи-
кой и посмотреть, в чем там смысл, перевела не заданные ей вопросы в заданные, на одном из вопросов («Чего ты боишься?») ей натурально хотелось плакать, и этот вопрос по-прежнему актуален.
Одна из участниц сказала, что, накладывая заполненные пространства друг на друга, она видит многомерность и соб- ственные «дыры» — это дает богатую почву для анализа и са- моанализа, техника будет полезна для людей, которые хотят разобраться с собой и увидеть Другого.
Остальные участники также отметили, что техника способ- ствует проблематизации, актуализации смыслов, выстраиванию приоритетов, принятию решений, а продвигающие вопросы становятся точками кристаллизации смысла и способствуют самоопределению. Участники заявили, что они почувствовали единение с Марией, и им это помогло заглянуть в себя, перестать прятаться от себя, сформулировать ожидания от других людей. По отзывам участников, логика техники позволяет человеку постепенно углубляться в процесс самовопрошания, что создаёт честную среду для прояснения важного, а фиксация продви- гающих вопросов даёт понять, что является точками роста для человека и где брать ресурсы для дальнейшего развития.
Также было отмечено, что техника позволяет сформулиро- вать такие наполненные смыслом вопросы, ответы на которые в данный момент времени не требуются, они нужны в качестве проводников для дальнейшей деятельности человека — как своеобразный фильтр, отсеивающий продвигающие вопросы, действия, события от всех остальных.
На ретроспективном такте часто обнаруживается, что человек был удобен другим, но не себе. Особенно это становится отчет- ливо видно после того, как участнику предлагается «звездочкой» отметить продвигающие для него вопросы. У некоторых такие
«звезды» даже не обнаруживаются. Тут может произойти открытие, что через пустые и незначимые вопросы человек как бы «взят в плен» своим окружением, ему некуда продвигаться или, что подобное «кольцо вопросов» — одна из форм речевого поведения. В проспективном такте идет развертывание новых вопросов, ра- нее не оформленных и незаданных, как правило, открывающих новые возможности и места (топику), куда можно думать. Благо- даря вопросу «А что ты будешь делать, когда получишь ответы на свои вопросы?» строится мостик к образу будущего человека, происходит самоопределение и пересборка смыслов и целей.
Переходя к заключению, можно сказать, что технику «Ды- рявое зеркало» можно использовать вместо традиционных форм ОС, например, при проведении онлайн-конференций, стратегических и проектных сессий, образовательных интен- сивов в конце первого дня или при завершении, задав тему в контексте проводимого мероприятия.
Кроме того, «Дырявое зеркало» может быть использовано в качестве техники работы тьютора в образовательном процессе, особенно на начальной стадии проявления интересов тьюторан- та, а также в момент остановки и осмысления своего движения. В конечном итоге человек в ходе рефлексивной сборки достигает такой актуальной точки, когда, по выражению фило- софа Владимира Бибихина, «впервые перестает узнавать себя и впервые узнает себя» [12; 59], т. е. осуществляет акт самоопределения в своем жизненном пути.
Литература:
- Брюг Й., Лохер К. Инициатива в собственной биографии.— М.: Evidentis, 2006. 292 с.
- Хин Ш. Стоун Д. Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь.— М.: Попурри, 2014.— 448 с.
- Манн И., Золина Е. Фидбек. Получите обратную связь! Руковод- ство для всех, у кого есть клиенты.— М.: Манн, Иванов, Фербер, — 304 с.
- Фитцпатрик Р. Спроси маму: как общаться с клиентами и под- твердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? — М.: Альпина Паблишер», 2019.— 156 с.
- Румизен М. К. Управление знаниями. Полное руководство.— М.: ACT, Астрель, 2004.— 318 с.
- Георгий Петрович Щедровицкий / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой.— М.: Российская политическая энциклопедия, 2010.— 600 с.
- Данилова В. Л., Елизарова Е. М., Карастелев В. Е. Интерактивное вопрошание как одна из технологий современного образования // Интерактивное образование.— 2020.— № 2. С. 12–18.
- Данилова В., Елизарова Е., Карастелев В. Исследование результатов сессий интерактивного вопрошания // Интерактивное образова- ние.— 2020.— № 2. С. 72–75.
- Данилова В. Л., Карастелев В. Е. Поддержание вопрошания как компетентность тьютора // Тьюторство в открытом образователь- ном пространстве: идея и реализация функции посредничества. Материалы XI Международной научно-практической конферен- ции (XXIII Всероссийской конференции) 30–31 октября 2018 г., 2018. С. 190–196.
- Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование «self skills» // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тью- торская деятельность. Материалы XII Международной науч.— практ. тьюторской конф. М.: Ресурс, 2019. С. 11–16.
- Ковалева Т. М. Индивидуализация как принцип непрерывности образования // Сборник научных статей по материалам II Между- народной науч.— практ. конф.— М.: МГПУ, С. 31–35.
- Бибихин В. В. Мир. Язык философии.— СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2020.— 448 с.