Портфолио обучающегося с ООП как инструмент его саморазвития (Карпенкова И.В. )
 /  Тьюторство в инклюзивном образовании / Портфолио обучающегося с ООП как инструмент его саморазвития (Карпенкова И.В. )

Портфолио обучающегося с ООП как инструмент его саморазвития (Карпенкова И.В. )

Карпенкова И.В. Портфолио обучающегося с ООП как инструмент его саморазвития // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Портфолио обучающегося с ООП как инструмент его саморазвития

Статья посвящена актуальности развития технологии «Портфолио» как инструмента тьюторского сопровождения и саморазвития обучающихся с особыми образовательными потребностями в инклюзии. Ключевые слова: инклюзия, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, портфолио, межпрофессиональная кооперация.

Современный этап развития инклюзии в России претерпева- ет фазу активного развития. От первых попыток формирования представлений об инклюзии и информирования об инклю- зивных моделях мы шагнули к разработкам и апробированию российских моделей.

Специалисты, реализующую инклюзивную практику, стал- киваются с множеством возникающих проблем. Одной из ключе- вых является, по мнению аналитиков инклюзивного процесса, дефицит межпрофессиональной кооперации. Что это значит? Обучение детей с особыми образовательными потребно- стями (ООП) затрагивает различные сферы научного знания: педагогическую, психологическую и медицинскую. В каждой из этих сфер есть своя терминология, методики, подходы. А ре- бёнок с ООП, с которым работают специалисты, один и тот же. Родителям ребёнка и самому ребёнку достаточно сложно ориен- тироваться в огромном потоке разнонаправленной информации от специалистов разных профилей. Нередко, рекомендации специалистов разного профиля бывают диаметрально проти- воположны по своим направлениям. Например, врач может рекомендовать ребёнку меньшую нагрузку в решении той или иной проблемы, а специалист в сфере коррекции считает, что нагрузка должна быть существенно увеличена. Специалисты могут рекомендовать тот или иной метод, но врач посчитает, что для этого ребёнка он противопоказан.

Таким образом, родителям приходится по многу раз пере- сказывать содержание медицинской карты и историю жизни ребёнка. Нередко, сделав круг по врачам-специалистам, они возвращаются в исходную точку и не имеют понимания, как выстроить правильно образовательный маршрут ребёнка с учё- том всех его особенностей.

Особенно много вопросов у специалистов и родителей воз- никает при переходе с одного уровня образования на другой. Выписки, характеристики, рекомендации — большой набор раз- розненных по языку и стилю документов предъявляют вопросы:

  1. Кто их будет анализировать?
  2. Даст ли эта информация объёмное представление о лично- сти и об образовательных потребностях самого ребёнка?

Как совершенно справедливо утверждают Т. М. Ковалёва и её коллеги, современный мир характеризуется ростом инди- видуального самосознания» [1].

Тьютор, как специалист по сопровождению индивидуаль- ного образовательного маршрута обучающихся, в том числе   с ОВЗ, имеет различные инструменты для того, чтобы стать организатором процесса межпрофессиональной кооперации. Профстандарт тьютора предполагает получение тьютором зна- ний (разной степени глубины) во всех областях, так или иначе затрагивающих вопросы образования детей с ООП.

Одним из действенных инструментов в работе тьютора по ре- шению проблемы межведомственной кооперации может стать Портфолио обучающегося. Желательно, чтобы этот инструмент стал неким отражением успешности и творческого потенциала личности с самого раннего возраста ребёнка и сопровождал человека  так  же,  как  сопровождают  медицинская  карта его здоровье, или СНИЛС и ИНН его финансовые и трудовые отно- шения с государством.

Технология «Портфолио» (её различные определения, содер- жание, вариативность) появились в наших отечественных раз- работках достаточно недавно [2]. Ну а в отношении детей с ООП можно считать, что разработок по данной теме недостаточно и уж точно технология мало внедрена в общую практику. Неко- торыми инклюзивными садами и школами делаются попытки оформления папок достижений, куда складываются работы обучающихся, фото с событий, в которых ученик принимал участие. С точки зрения тьюторского подхода в таком портфолио одним из существенных компонентов должна быть личностная оценка ребёнком каждого события и мероприятия. Это позволит ребёнку накапливать опыт осознанности и рефлексивности.

Цель создания портфолио учащегося может сводиться к до- казательству прогресса в обучении по результатам, при- ложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т. д. [2]

Задача тьютора в этом процессе — помочь ребёнку (или уже взрослому юноше, девушке) проявить себя как личность, более осознанно развивать (а возможно, даже и отстаивать!) свои интересы, а родителям, педагогам, психологам, врачам — выстраивать субъектные отношения. Акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку [2].

Портфолио — это различные материалы,  собранные и оформленные в  наглядное  представление  о  достижениях и способностях ученика. В нём содержится основная информация об ученике: фотографии, фото с друзьями, эссе «Мои интересы и увлечения», «Мои таланты». В него могут быть включены работы ребёнка (сочинения, фото поделок, сделанных сво- ими руками). В разделе «Мои достижения» хорошо поместить фотографии с мероприятий, в которых ребёнок принял актив- ное участие, грамоты, информация об успехах в учёбе и спорте. Портфолио должно быть оформлено ярко и понятно. Благо- даря портфолио мы можем судить о положительной динамике

в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. [3] Обобщив работы по теме «Портфолио», К. В. Сапегин [2] пишет, что оно содержит:

  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирую- щую не только его учебные результаты, но и усилия, при- ложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его преды- дущими результатами;
  • выставку учебных достижений учащегося по данному пред- мету (или нескольким предметам) за данный период обуче- ния (четверть, полугодие, год);
  • форму целенаправленной, систематической и непрерыв- ной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  • антологию работ учащегося, предполагающую его непо- средственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

Портфолио должно представлять собой и форму, и процесс организации, и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для де- монстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности [2].

Портфолио может иметь стандартизированный вид (это дело разработчиков-методологов ближайшего будущего), как, например, дневник, в котором будут разделы, в которые будет добавляться информация в печатном бумажном виде. Может быть портфолио и в электронном виде. Любой специалист, осо- бенно при переходе с одного образовательного уровня на другой, ознакомившись с портфолио, изучив успехи ребёнка,  когда он был в детском саду, может проследить, как менялись или, наоборот, были устойчивы его интересы на протяжении жиз- ни. И разговор с ребёнком приобретёт более организованный, системный характер.

Хотелось бы, чтобы времена, когда родители приходят на приём к очередному специалисту и первое, что говорят:

«У нас — ДЦП», или «У нас — аутизм»  ушли в  прошлое. ДЦП и аутизм совершенно ничего не говорят о личности ребёнка,  о его потенциале, интересах. Хотя, безусловно, мы не можем игнорировать трудности и проблемы здоровья, с которыми    к специалистам приходит ребёнок. Ведь специалисты и должны работать с проблемами. Но сам ребёнок слышит, что у него  сначала проблемы, а потом уже интересы… Если первым делом ребёнок будет выкладывать на стол специалиста красочно оформ- ленное портфолио, то, надо думать, любой, даже врач, спросит ребёнка: «И какие же проблемы мешают вам, юное дарование, идти к своей мечте?..» Согласитесь, с таким специалистом гораздо интереснее выстраивать алгоритм решения своей проблемы! Да и специалисту будет интересно поговорить с таким разно- сторонне образованным пациентом, а не с кем-то, у кого  ДЦП.

 

Литература:

  1. Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Тёров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «Тьютор».— М., СФК-офис, 2012.
  2. Сапегин К. В. Образовательная технология «Портфолио». http://rudocs.exdat.com/docs/index-165101.html
  3. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Курс лекций — М.: «Наш Солнечный Мир»,
  4. Большая книга о маленькой школе / Под ред.  Т. В.  Светенко, И. В. Галковской.— Псков: ПГПИ, 2003.— с.
  5. Пейп С. Дж., Чошанов М. Учебные  портфолио — новая  фор- ма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы.— 1998.— № 3.— с. 76.

 

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости