Назарова Т.Н. Моделирование системы тьюторского сопровождения обучающихся в открытом образовательном пространстве
 /  Тьюторство в открытом образовании / Назарова Т.Н. Моделирование системы тьюторского сопровождения обучающихся в открытом образовательном пространстве

Назарова Т.Н. Моделирование системы тьюторского сопровождения обучающихся в открытом образовательном пространстве

Назарова Т.Н. ,
директор МОУ СОШ № 89 г. Волгограда

В современном мире все большее значение приобретает необходимость поиска педагогических путей развития индивидуальности человека,

формирования плодотворной жизненной ориентации, сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному самосовершенствованию, любви к себе и другим, предупреждения конфликтных ситуаций, ведь, несмотря на глубокие социально-экономические и социокультурные изменения, переживаемые современным российским обществом, сегодня не снижена потребность в духовности, морали, нравственных ценностях, гармонии чувств и поступков, слова и дела, чувства и общения.

Любой человек, а ребенок особенно, нуждается в понимании, принятии и поддержке — в тех социально-педагогических условиях, при которых он сможет состояться как личность. В сегодняшней школе функции сопровождения ученика должны занять равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация — система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.

В 2009 году педагогический коллектив МОУ СОШ № 89, накопивший опыт работы в инновационном режиме, активно включился в экспериментальную деятельность по теме «Тьюторское сопровождение обучающихся в муниципальном открытом образовательном пространстве», которая ставит своей целью создание педагогического комплекса средств, обеспечивающих становление позитивной активности личности. В общеобразовательном учреждении сложились условия, позволяющие успешно реализовывать основные направления эксперимента: кадровый состав; организация образовательного процесса; система социального партнерства школы; материально-техническое оснащение; инновационные направления развития образовательного учреждения. Приоритетные направления инновационной деятельности школы:

  • создание культурно-образовательного комплекса «Школа — социальное окружение»;
  • реализация воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности;
  • отработка модели профильного обучения через ключевые организационно-педагогические характеристики учебного процесса: профильная дифференциация, индивидуализация, социализация;
  • развитие системы ученического самоуправления;
  • создание методической службы, осуществляющей организацию и координацию экспериментальной деятельности;
  • оптимизация воспитательных возможностей предметно-эстетической среды.

На этапе реализации задач инновационной деятельности через создание системы, обеспечивающей образование современного качества, ведущим принципом которой является приоритет индивидуально-личностного развития обучающегося, в качестве основополагающей педагогический коллектив выбрал познавательную деятельность. Условия для достижения этой цели были созданы в ходе работы над общешкольным проектом «Великая Россия».В течение учебного года ученики основной и старшей школы знакомились с определенной эпохой в истории нашей страны, ее духовным и материальным наследием, знаменитыми россиянами, чтобы в главном творческом событии года — презентации своего проекта «История и судьбы» — проявить видение эпохи, отношение к ее великим представителям. Начальная школа работала над своим разделом проекта. В прошедшем учебном году им стал спектакль «Мой Пушкин».

Еще одной новой традицией школы в 2009-2010 учебном году стал «Школьный форум» — праздничное подведение итогов учебного года, публичная презентация и широкое обсуждение его результатов. Считаем символичным посвящение нового школьного праздника великому общероссийскому празднику Дню Победы. Очень хочется, чтобы сегодняшние подростки не воспринимали Великую Отечественную войну как событие далекого прошлого, которое можно забыть. Мы ощущаем ответственность за историческую память наших учеников, за их отношение к собственной стране, нашему любимому городу, его боевому подвигу.

Результатом эффективности решения задач воспитательной работы через реализацию принципов событийности и сотрудничества явились позитивное отношение обучающихся к миру, их активность в делах школы и деятельность по созданию новых творческих конкурсов, общешкольных праздников, организации выставок, формированию традиций школы. Постепенно стержневой в воспитательном пространстве нашей школы становится система отсчета: «я», «моя семья», «моя школа», «мой город», «мое Отечество».

Системообразующей деятельностью всех участников образовательного процесса в нашем образовательном учреждении становится деятельность, направленная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка. Важнейший приоритет, определенный программой развития школы, — личность каждого участника образовательного процесса. Ведущий принцип организации школьной жизни — природосообразность — учет возрастных особенностей, закономерностей природного развития обучающихся. Наши педагоги стремятся через освоение универсальных способов деятельности научить своих учеников мыслить, творить, и добиваться успеха.

В школе I ступени (мотивационный этап) обучающиеся знакомятся с такими универсальными способами деятельности, как творчество, проектирование, исследование, которыми овладевают в основной школе (этап становления). В школе III (этап опыта) ступени эти способы деятельности становятся ведущими. Этапы становления активных позиций наших учеников в творчестве можно представить как цепочку: зритель — мастер — творец; в проектировании — помощник — участник — организатор; в исследовании — слушатель — последователь — исследователь. Необходимо дать возможность школьникам реализовать свой собственный личностный опыт, познавать, изучать что-либо способом и путем, который ему наиболее близок, удобен, в котором он чувствует себя комфортно.

Творчество, проектирование и исследование являются также и основой саморазвития педагогов школы, позволяя в стремлении к повышению результативности образовательного процесса обретать устойчивую потребность в самовыражении.

На этапе экспериментальной деятельности перед педагогическим коллективом школы стоит задача создания развивающей образовательной среды, предоставляющей максимальные возможности для раскрытия сущностных сил, самореализации каждого. Один из путей решения этой задачи мы видим в создании единого деятельностного пространства учебной и внеурочной деятельности, насыщения главных составляющих образовательной среды школы — пространства учебной деятельности и пространства творческой, социальной реализации и рефлексии — содержательными компонентами, учитывающими возраст школьника. Если в учебной деятельности школьники могут осваивать теоретические основы различных систем ценностей, то при осуществлении внеучебной деятельности они будут овладевать практическими способами их реализации в различных ситуациях общения, в различных коллективах, осознавая свое место в культурном и социальном пространствах. Такая организация образовательной среды способна создать пространства самоопределения ребенка.

Пространство учебной деятельности

Использование воспитательных возможностей урока — непременное условие построения воспитательной системы, а воспитывающие уроки — основа, на которой она строится. Воспитывающий аспект цели урока предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для становления различных качеств личности. Определить воспитательные возможности изучаемого материала и отыскать пути использования знаний для оказания определенного воспитательного воздействия на учеников — это одна из задач в подготовке урока. Необходимо также через систему отношений, складывающихся на уроке, организовать воспитательное влияние на личность.

Пространство предпрофильной подготовки

Система предпрофильной подготовки школы создает образовательное пространство для осуществления предварительного самоопределения и является планомерной деятельностью по профориентационному сопровождению выпускника основной школы. Эта работа продолжается в ходе «Недели профориентации» во второй половине учебного года. Тьюторские позиции в предпрофильной подготовке четко распределены: завуч создаёт организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки школьников; психолог осуществляет диагностическую помощь ученикам; классный руководитель отвечает за осуществление предпрофильной подготовки обучающихся в сво¬ем классе. Тьюторская деятельность на этапе выпускного класса основной школы особенно остро диктует необходимость расширения представлений о профессиональных функциях классного руководителя, с обязательным включением в обычный перечень (воспитывающая, развивающая и поддерживающая) сопровождающей функции.

Пространство творческой, социальной реализации и рефлексии

Главным наполнением этого пространства являются образовательные события, которые организованы через реализацию общешкольного проекта, систем дополнительного образования школы и ученического самоуправления. В ходе подготовки и организации образовательных событий тьюторское сопровождение проявляется, прежде всего, как особое содержание детско-взрослых отношений. Модель открытого образовательного пространства включает так же образовательные возможности социальных партнеров школы.

Особого внимания заслуживает образовательное пространство старшего школьного возраста, представленное двумя пересекающимися линиями: предметной и социальной. Под предметной линией мы подразумеваем содержание учебных предметов и формы обучения: учебные предметы профильного и базового уровней, элективные курсы, проектная, исследовательская и самостоятельная учебная деятельность, профильная учебная практика.

Изменением в организации образовательного пространства старшей школы стали индивидуальные учебные проекты. Выбор образовательной области, темы проекта, учителя-наставника самостоятельно осуществляет старшеклассник. Учитель-предметник выступает в качестве консультанта, который помогает конкретизировать тему, выбрать средство и наметить план работы. Сотворчество ученика и учителя обеспечивает одновременно проявление индивидуальности учителя и становления индивидуальности ученика.

Новыми для нашей педагогической практики являются также самостоятельная работа старшеклассников на базе Центра информационных технологий школы и учебная практика, реализующая возможности музейной педагогики. В ходе учебной практики, построенной на технологии модульного обучения, позволяющего создавать ситуации «погружения» в предмет, проходит заочное знакомство с великими художественными музеями мира и посещение музеев города, что открывает новые возможности в становлении активной позиции ученика.

Для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный учебный план, включающий совокупность учебных тем и творческих заданий, выбираемых для индивидуальной или групповой работы. К особенностям организации образовательного процесса в профильном классе следует отнести отработку многофакторной мотивации к успешной учебе через рейтинговую систему оценки результатов обучения, которая позволяет ученику проследить свое продвижение в каждом учебном предмете по итогам четверти, полугодия, года.

Социальная линия — социальные пробы старшеклассников, включающие опыт публичной деятельности (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), опыт участия в социально-значимых программах различного уровня — находит свое продолжение в ученическом самоуправлении. Социальное тьюторство в школе реализуется через создание условий, при которых способны проявиться позитивная активность и творческая инициатива каждого старшеклассника. С этой целью в школе работает система ученического самоуправления. Новое понимание социализации — активное включение детей и подростков в жизнь на демократических принципах сотрудничества — позволяет увидеть в социализации активную деятельность по созданию новой социокультурной среды школы. Это достигается за счет предоставления старшеклассникам определенных прав и обязанностей, реальной включенности их в совершенствование норм общественной жизни.

Во время тьюторских встреч проектируется индивидуальная образовательная программа старшеклассника в предметной и социальной линиях.

Социальное партнерство

Выделяя среди приоритетных задач эксперимента создание культурно-образовательного комплекса, интегрирующего воспитательные возможности общего и дополнительного образований не только самого образовательного учреждения, но и его окружения, мы используем возможности расширения образовательного пространства путем привлечения ресурсов социальных партнеров школы. Они представлены внеклассной работой Центра детского творчества через деятельность кружков: технология (девочки), технология (мальчики), хореография, театр, клуб интернациональной дружбы, право. Содержание работы большинства перечисленных кружков направлено на реализацию программы «Творчество». Спортивная направленность, обеспеченная работой преподавателей детско-юношеской спортивной школы в группах начальной подготовки и спортивно-оздоровительных, является составляющей программы «Здоровье». Сотрудничество с Центром патриотического воспитания и библиотеками района позволяют реализовывать программу «Патриотизм». Создание культурно-образовательного комплекса «Школа — социальное окружение» призвано обеспечить становление у наших учеников образовательной мобильности — умения находить и максимально использовать все возможные ресурсы для собственного образовательного движения в разных культурных средах.

Изменение статуса учреждения, работа в режиме экспериментальной деятельности неминуемо влечет за собой предъявление новых требований к участникам образовательного процесса. Однако сегодня объективно существует проблема педагогической готовности к осуществлению воспитательной деятельности. Среди некоторых педагогов школы по-прежнему бытует мнение, что на уроке педагог должен давать знания, а воспитывать надо после уроков. Существуют определенные трудности, с которыми сталкиваются учителя в ходе экспериментальной деятельности: отсутствие психологической готовности работать в условиях открытости, прозрачности результатов; недостаточно высокие методологическая культура и уровень владения способами педагогической рефлексии. Еще много нерешенных вопросов стоит перед педагогами школы. Важнейшие среди них: где и через какие технологии осуществляется школьное воспитание?; как создать систему тьюторской поддержки?; как определить тьюторские функции учителей-предметников, социальных педагогов, школьных психологов, педагогов дополнительного образования, членов школьной администрации. И, наконец, что считать результатом воспитания? что должно стать объектом диагностики и что необходимо изучить для оценки эффективности воспитательной системы? Экспериментальная деятельность призвана ответить на многие проблемные вопросы. В ходе реализации эксперимента педагогам школы представится возможность самоопределиться в проблемном поле теории и практики воспитания, а также выработать свою профессиональную позицию по отношению к воспитательной деятельности.

 

Первый шаг в создании системы тьюторского сопровождения обучающихся педагогическим коллективом школы сделан — условия вариативности и многообразия в образовательном пространстве создают определенную возможность для реализации принципа его открытости. Второй шаг будет сделан тогда, когда заданное многообразие станет ресурсом для конкретной образовательной программы конкретного человека. И если сегодня наш ученик сможет явиться творцом своего образовательного пути, то в будущем он, возможно, станет человеком открытого общества.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости