Модель индивидуализированного образования в условиях применения педагогических профессиональных стандартов
 /  Тьюторство в открытом образовании / Модель индивидуализированного образования в условиях применения педагогических профессиональных стандартов

Модель индивидуализированного образования в условиях применения педагогических профессиональных стандартов

Совина Л.П.Модель индивидуализированного образования в условиях применения педагогических профессиональных стандартов

Статья: Совина Л.П. Модель индивидуализированного образования в условиях применения педагогических профессиональных стандартов / Л.П. Совина/ / 15-я Международная научно-практическая конференция «Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития»- научные материалы—Ярославль.: Национальный цифровой ресурс «Руконт», 2017.-с 100-107 (0,2 п.л.) 

 Аннотация: Статья посвящена осмыслению и структурированию новых понятий в образовании, заявленных в педагогических профессиональных стандартах, в основе которых заложены принципы индивидуализации образования. Автор представляет сетевую модель подготовки педагогов к деятельности в новых стандартах, институциональным ядром которой становится индивидуальная образовательная программа педагога. Ключевые слова: индивидуализация, профессиональные стандарты, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.

Abstract: The article is devoted to the understanding and structuring of new concepts in education, stated in pedagogical professional standards, which are based on the principles of individualization of education. The author presents the network model of training teachers for activities in the new standards, the institutional core is the individualized education program of the teacher. Key words: Individualization, professional standards, individualized education program, individual educational route, individual educational trajectory.

   Пересмотр и расширение содержания педагогической деятельности, обновление функций и ролей, реализуемых педагогом, становятся институциональными и обусловлены переходом на профессиональные стандарты педагогических профессий. Отличительной характеристикой Профессионального стандарта педагога является то, что в них обозначены трудовые действия, направленные на индивидуализацию образовательной деятельности. Российское образование приходит к международным стандартам, главной задачей которых «на современном этапе развития человеческой цивилизации является создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» [1]. В условиях реальной педагогической практики, для педагогов, многие годы работавших в знаниевой парадигме, такая перестройка представляется не просто сложной, но и не нужной, т.к. подготовить к единому государственному экзамену возможно, по их мнению, используя привычные технологии. Поэтому такие трудовые действия, как способность «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся», «…проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)» [2], становятся сложной задачей подготовки педагогов к деятельности в условиях применения данных стандартов. Однако эти трудовые действия не случайно вошли в профессиональные стандарты. Зарождалась они в инновационной педагогике России с конца прошлого века, как тьюторские практики, формировались и складывались в инновационной деятельности в ходе институционализации профессии «тьютор» в начале XXI века. Сегодня же вошли во все педагогические профессиональные стандарты, и, в частности, в профессию «тьютор» обобщенной трудовой функцией определяется «педагогическое сопровождение реализации обучающимися… индивидуальных образовательных маршрутов, проектов» [3]. Обратимся к теоретическому значению новых терминов профессиональных стандартов. Говоря о понятии «индивидуализация», мы будем опираться на формулировку Т.М. Ковалевой, которая определяет ее как «новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования. Это процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок» [4]. И тогда целью индивидуализации становится развитие целостной личности, которое не может осуществиться в состоянии изоляции, оно предполагает и включает коллективные взаимоотношения (Карл Юнг). Индивидуализация образования влечет за собой новые формы организации образовательной деятельности, обозначенные в профессиональных стандартах, но теоретически не раскрытые для педагогов. Так «индивидуальные образовательные маршруты» (ИОМ), «индивидуальные образовательные программы» (ИОП), «индивидуальные учебные планы» (ИУП), «индивидуальные образовательные траектории» (ИОТ) складываются в цепочку новых терминов, которые педагогу самостоятельно сложно осознать и структурировать. Обобщая труды ученых и нормативные документы, мы выстроили следующую логику взаимодействия данных понятий (рис.1). Рис.1 Структура организации образовательной деятельности в условиях индивидуализации Для того чтобы определиться с направлением своего развития обучающемуся необходимо сделать выбор необходимых предметов, курсов, которые будут закреплены в образовательной организации в качестве ИУП и обеспечивать институционально реализацию принципа индивидуализации образования. ИУП это «рабочий документ, фиксирующий логически связный набор учебных курсов различных уровней (базовых общеобразовательных предметов, профильных общеобразовательных предметов, элективных курсов), проектно-исследовательских и творческих работ, выбранных обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана» [5]. Следующим шагом обучающегося становится разработка индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая поможет объединить ресурсы образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, предприятий, бизнеса в соответствии с потребностями и запросами обучающегося. По определению Е.А. Волошиной ИОП – это механизм индивидуализации образования, связывающий для обучающегося воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к цели [6]. Далее рассмотрим понятие «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) в опоре на труды А.В.Хуторского, который лаконично определяет его как «результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности». В нашей логике ИОТ является способом реализации ИОП, которая объединяет в себе запросы обучающегося, ресурсы, необходимые для его реализации, в том числе ИУП. Исходя из вышесказанного, «индивидуальная образовательная траектория» выстраивается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании», как процесс, в котором находится обучающийся по реализации замысла своего образования при взаимодействии с окружающей действительностью. «Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской [7]. Объяснив понятия, связанные с индивидуализацией образования, вошедшие в педагогические профессиональные стандарты, мы понимаем, что возникает необходимость перестройки системы дополнительного профессионального образования педагогов, которая в основу подготовки педагогов должна положить принципы индивидуализации и тогда формами организации образовательной деятельности становятся индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты саморазвития педагогов. В данном контексте изменяются и роли преподавателя этой системы, который становится и наставником, и координатором, и консультантом, и тьютором, сопровождающим познавательную деятельность, помогающим сделать самостоятельный выбор при составлении индивидуальной программы развития педагога. Подготовка педагогов, в таком случае, должна строиться на основе создания сетевых структур, в которые войдут ресурсы образовательных организаций различного уровня, их административный и кадровый потенциал, что обеспечит освоение теоретических основ профессиональных стандартов и практическую отработку теоретических знаний в ресурсной базе сети на стажерских площадках. Условием существования подобной структуры, по словам П.Г. Щедровицкого, является наличие другого институционального ядра: индивидуальной образовательной программы (ИОП) как сформулированного образовательного заказа педагога на повышение квалификации [8]. Адаптируя модель ИОП Щедровицкого к системе дополнительного профессионального образования, мы предлагаем модель индивидуализированного педагогического образования как сетевой формы образования педагогов (рис. 2). Рис. 2 Модель индивидуализированного педагогического образования Первым элементом данной модели являются индивидуальный учебный план (ИУП) педагога, который формируется на основе его образовательного запроса на преодоление профессиональных дефицитов, связанных с трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями профессиональных стандартов. Формируется такой план с использованием ресурсов сетевых образовательных организаций различного типа. Следующим элементом модели становится индивидуальная образовательная программа (ИОП) педагога, которая обогащается внешними ресурсами: практиками, программами, проектами, тренингами и т.д. по выбору педагога. Третьим элементом модели становится индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), который является способом реализации всего выше обозначенного и сформулированного в ИОП. Условиями реализации ИОМ становятся: среда, в которой сконцентрированы необходимые ресурсы для реализации маршрута; сопровождение индивидуальной образовательной программы тьютором или наставником; организационно – управленческие условия образовательной деятельности, которые создаются образовательной организацией, направляющей на обучение и организацией дополнительного профессионального образования, выдающей документ об успешном освоении ИОП педагогом. И тогда результатом индивидуализации педагогического образования становится индивидуальная образовательная траектория как «персональный путь», пройденный педагогом в ходе освоения новых компетенций педагогических профессиональных стандартов и возможность постановки новых задач собственного развития. Сетевое взаимодействие в этом случае помогает выстраивать систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивает доступность, вариативность, открытость образования, способствует эффективной подготовке педагогов к решению задач индивидуализации системы образования в соответствии с педагогическими профессиональными стандартами. Таким образом, преимуществами сетевой модели индивидуализированного педагогического образования является то, что она дает возможность выбора и формирования индивидуального образовательного заказа ; образовательные учреждения, участники сети, могут стать ресурсными центрами; уменьшается изолированность и расширяются границы профессионального общения; активизируется педагогическая рефлексия; развивается профессиональное сотрудничество педагогов; используются гибкие и разнообразные формы обучения.

Библиографический список

1. Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке «Образование: сокрытое сокровище» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.07.2017).

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://academy-prof.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.07.2017).

3. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://academy-prof.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.07.2017).

4. Лекция «Индивидуализация образования», Т.М.Ковалева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurekanet.ru . – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.07.2017).

5. Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didacts.ru/slovari. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.07.2017).

6. Основные образовательные результаты – Мегаобучалка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://megaobuchalka.ru/2/34783.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.07.2017).

7. Хуторской, A.B. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / A.B. Хуторской.- М: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005.-383с.

8. Щедровицкий П.Г. Смена институционального ядра сферы образования и подготовки кадров – индивидуальная образовательная программа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.07.2017).

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости