Курс «Навыки самообразования» как ответ на вызовы, стоящие перед тьюторским сообществом (Климова Т.А.)
 /  Тьюторство в открытом образовании / Курс «Навыки самообразования» как ответ на вызовы, стоящие перед тьюторским сообществом (Климова Т.А.)

Курс «Навыки самообразования» как ответ на вызовы, стоящие перед тьюторским сообществом (Климова Т.А.)

Климова Т.А. Курс «Навыки самообразования» как ответ на вызовы, стоящие перед тьюторским сообществом // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Курс «Навыки самообразования» как ответ на вызовы, стоящие перед тьюторским сообществом

Статья рассматривает новую ситуацию, сложившуюся в мире как парадигмальный сдвиг, требующий ответа от системы образования. Тьюторство способно дать такой ответ, но для этого необходимо выстроить новую систему профессиональной подготовки тьюторов. Одна из первых проб проектирования курса подготовки тьюторов была предпринята на Летнем университете тьюторства — 2020. В ста- тье представлены принципы построения и условия организации курса подготовки тьюторов, связанные прежде всего с самообразованием. Ключевые слова: самообразование, self-skills, тьюторство, цифровизация.

Ситуация, наблюдаемая сегодня, говорит о принципиаль- ном глобальном кризисе и сдвиге во всех областях социальной жизни, в том числе в образовании. Особенно остро этот кризис стал чувствоваться во время пандемии COVID-19, вынудившей принять карантинные меры: перейти на экстренное удаленное обучение [6], изменить способы организации образовательного процесса, исследовать эффективность и уместность традицион- ных методик в новых условиях. Оперативно организованные исследования показывают: несмотря на то что система образо- вания в целом справилась с ургентной ситуацией, обнаружив- шиеся системные разрывы вызвали обострение системных кризисов и снижение уровня жизни для многих семей, в которых есть школьники и студенты [4, 5]. Очень по-новому зазвучали слова о поддержке самостоятельности, субъектности, самости каждого, кто идет по пути образования. Однако ситуация пан- демии  не  создала  проблемы,  а  лишь  проявила проблемные точки, с которыми ни одна система образования в мире пока не способна справиться в полной мере. В этих условиях мы  видим три вероятных пути, манифестируемых сейчас в поле социальных медиа:

  • традиционализм: традиционная система хороша сама по себе и должна оставаться таковой;
  • антропологический подход, фокусирующийся на ценности человека и рассмотрении образования как «самостроитель- ства» человека (С. А. Степанов, ЛУТ 2020),;
  • цифровизация: персонализация, адаптивность, анализ больших данных как ответ на вызовы и способ организации образовательной активности человека.

Мы склоняемся ко второму варианту, в котором образова- ние есть путь трансформации человека, его самоизменения, самостроительства. Мир глобальной неопределенности, парадиг- мальный сдвиг, предъявляющие все новые требования к совре- менному человеку: способность к непрерывному образованию, проактивность, самоорганизация и саморегуляция и мн. др.— все это обусловливает необходимость и даже неизбежность самооб- разования для каждого человека, а от образовательных систем требует не выполнения функций передачи знаний, а прежде всего поддержки и сопровождения учащегося в его самообразовании. Построение своего образа в мире неопределенности становится важнейшей задачей каждого, а самообразование — единствен- ным настоящим образованием. В этих условиях педагогическая позиция тьютора, на наш взгляд, является наиболее уместной в поле образования для сопровождения человека, входящего  в самообразование и пребывающего в нем. Тьюторство как на- ставничество в образовательной деятельности представляет собой устойчивую традицию и культуру сопровождения индивидуальной образовательной программы человека. Однако если прежде оно было эксклюзивным и в какой-то степени элитарным, то сегодня способно ответить на «массовый запрос на индивидуальность» (по А. Г. Асмолову), поскольку индивидуальная образовательная программа становится реальностью для каждого в мире крайней избыточности, открытости, вариативности и неструктурированно- сти ресурсов и возможностей. При таком подходе цифровизация становится помогающим трендом, инструментом обеспечения возможностей, но не главным ответом на вызовы, в котором теряется Человек.

В этом контексте перед тьюторским сообществом возникает новая задача — массово и за короткое время подготовить тьюто- ров для практики сопровождения построения индивидуальной образовательной программы в новых условиях. В мире тарге- тированной рекламы, где человеку каждый момент времени приходит множество предложений (в том числе, образователь- ных), удержать свои смыслы, свои цели, понять и выстроить свой образовательный маршрут достаточно сложно. В то время как ландшафт образовательных профессий быстро меняется, а некоторые  профессиональные  функции  оцифровываются и передаются «машинам» (например, адаптивное обучение, прогнозирование маршрута на основе анализа Big data), тью- тор, на наш взгляд, остается той позицией, которая удерживает самостоятельность движения человека в образовании и его субъектность. Межрегиональная тьюторская ассоциация давно реализует программы профессиональной переподготовки тьюто- ров, построенные в рамках вариативности и работы с запросом, но до сих пор не было острой необходимости удерживать рамки массовости и интенсивности. Например, в Томском государствен- ном университете была реализована полностью дистанционная программа профессиональной переподготовки «Тьюторская деятельность в сфере образования», показавшая возможности компетентностной подготовки в условиях удаленного обучения в электронной среде. Однако эта программа не может ответить на запросы о массовости и интенсивности подготовки тьюторов. Для решения этой задачи Межрегиональная тьюторская ассо- циация инициировала проект разработки курса интенсивной подготовки тьюторов «Навыки самообразования», который был поддержан Фондом Президентских грантов. Первое обсуждение проекта курса было организовано на Летнем университете тьюторства — 2020.

Курс интенсивной подготовки тьюторов направлен на обес- печение перехода от стандартного учебного процесса к процессу, проходящему в цифровой образовательной среде, построен- ному на принципе самообразования. Поэтому целью курса прежде всего является создание такой образовательной среды для погружения в тьюторство, в которой участники курса смо- гут двигаться самостоятельно, создавая свой индивидуальный маршрут. Разворачиваясь изначально топически (Т. М. Ковалева, С. А. Степанов, ЛУТ-2020), самообразование становится процес- сом в тот момент, когда человек входит в него, начинает свое движение, подобно тому как местность, явленная нам через карту, превращается для путника в процесс движения по пути, как только он сделает первый шаг. Соблюдение тьюторских характеристик образовательной среды здесь принципиально важно: прежде всего, она должна быть неструктурированной и вариативной. Отсутствие внешней структуры обусловливает для входящего в эту среду человека необходимость структури- ровать ее самостоятельно, на основе своих интересов, целей, установок. Построение своего индивидуального образовательного маршрута и движение по нему остается главной фокусировкой в организации самообразования как процесса. Методическая поддержка этой деятельности становится приоритетом для построения программы курса. На данный момент существую- щие системы управления обучением (LMS) не предназначены для такого типа программ, при том что глобально «цифровой мир» интернета предстает перед человеком именно как топика, и каждый раз, входя в него, человек выбирает свой сегодняшний маршрут или следует по предложенному извне. Поэтому для нас создание такого курса — это еще и понимание, и формулирова- ние технических требований к платформенным решениям для нового типа программ, предназначенных для самообразования.

Необходимо указать, что курс «Навыки самообразования» проектируется как пропедевтический — реализация именно такого вида возможна в формате онлайн-курса, который должен стать массовым. Основными результатами курса, в соответствии с проектом, станут освоение тьюторских способов самообразо- вания, приобретение навыка самонавигации, знакомство с ме- тодической рефлексией опыта самообразования и погружение в профессиональную языковую среду. Тьюторские способы при этом связаны с теми  технологиями,  методиками,  методами и приемами работы с образовательными ресурсами по трем векторам ресурсного расширения (культурному, социальному и антропологическому), которые накопило тьюторское сооб- щество за годы становления тьюторской профессии. Навык самонавигации выбран как необходимый для вхождения в поле самообразования и ориентации в нем. Под методической ре- флексией опыта мы понимаем не только осмысление своего индивидуального маршрута, но и его анализ с точки зрения тьюторских и педагогических методик. Для человека, желающего получить тьюторские компетенции, это становится необходимой ступенью вхождения в профессию, поскольку для тьютора важно не только иметь собственный опыт самообразования, но и быть способным переложить этот опыт в методические приемы для передачи тьюторантам. Знакомство с профессиональным языком, направленным на эффективное профессиональное общение специалистов [2] обеспечит для будущего тьютора вхождение в общее  коммуникационное  поле  тьюторского  сообщества и обеспечит погружение в новую профессию.

В  основе  идеи  курса  «Навыки  самообразования» лежит использование для интенсивной подготовки трехфокусной компетентностной модели hard, soft и self skills, повышающей качество и скорость приобретения новых компетенций. Self skills [1] — или навыки работы с собой: с субъектностью, с по- строением собственного образовательного маршрута — создают особенно необходимый в условиях открытого образовательного пространства «каркас» для самообразования, структурируя и да- вая осмысленность для развития hard skills и soft skills.

Важным принципом подготовки тьюторов является по- строение ее «по-тьюторски», что обусловливает организацию программы курса и способов работы с ней через тьюторские методики и технологии, через проживание опыта тьюторского действия. Этот принцип в программе курса будет реализован через решение типовых тьюторских задач и полное тьюторское действие, а также методическую рефлексию.

«Инвентаризация» практик и технологий,  проведенная на Летнем Университете Тьюторства — 2020 показала, что тьютор- ское сообщество имеет достаточно инструментов для поддержки формирования self skills. Как основные были выделены тью- торские технологии образовательного картирования (Т. М. Ми- трошина) и вопрошания (В. Е. Карастелев), обеспечивающие формирование важнейших для вхождения в самообразование компетенций самонавигации и самовопрошания. Соответствен- но, знакомство с этими технологиями должно быть обеспечено в каждом курсе формирования тьюторских компетенций.

Однако главным принципом, соединяющим две основные фокусировки: самообразование и подготовка тьюторов — оста- ется самостоятельное, самонаправленное, самоопределяемое, самоорганизованное движение человека в образовательном поле. Организация сопровождения и провокация такого движения — вот основная задача проектной группы курса, над решением которой идет основная работа. Мы исходим из гипотезы о том, что нелинейная (топическая) организация и построение индиви- дуального образовательного маршрута обеспечит выход и удер- жание человека в самообразовании, тем не менее отдавая себе отчет, что она требует уточнения и подробного исследования. Таким образом, подготовка будущих тьюторов, на наш взгляд, прежде всего должна содержать в себе организацию получения опыта самообразования как необходимое условие, поскольку конечной целью работы тьютора является построение и самостоятельная реализация тьюторантом индивидуальной образовательной программы, являющейся по сути программой самообразования в широком смысле. Первая проба такой подго- товки реализуется в рамках проекта «Навыки самообразования» — интенсивный учебный курс подготовки тьюторов», поддержанного Фондом президентских грантов. Уже сейчас можно сказать, что проектирование курса поставило перед тьюторским сообществом новые сложные и амбициозные задачи на методологическом, методическом и практическом уровне. Возможно, именно эти задачи зададут одно из направлений развития Межрегиональной тьюторской ассоциации на ближайшее будущее. В ходе апро- бации курса планируется не только провести систематизацию и, возможно, переоформление тьюторских методических средств, но и провести исследования по тематике самообразования и само- определения, которые помогут определить необходимые условия и уточнить результативность тьюторских методик и технологий для образовательного продвижения человека.

 

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная  ситуация и тьюторская деятельность: Материалы XII Международной на- учно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно- практической конференции). М., 2019. с. 11–16.
  2. Малюга Е. Н. Основные характеристики профессионального языка [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. № 82 (1– 2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki- professionalnogo-yazyka (дата обращения: 01.09.2020). с. 134
  3. Щедровицкий П. Г. Человек должен быть подготовлен к деятель- ности [Электронный ресурс] // Вести  образования,  №  1  (110),  20 января 2015 г. URL: http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14453.html (дата обращения 08.2020)
  4. Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-edu.pdf (дата обращения: 09.2020). 12 с.
  5. The COVID-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy [Электронный ресурс] // World Bank Group Education. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/33696/148198.pdf ?sequence=4&isAllowed=y (дата обращения 28.08.2020). p. 10–17
  6. Hodges , Moore S. and other. The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning [Электронный ресурс]

// Educause Review URL: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the- difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (дата обращения 10.04.2020).

 

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости