Пятница
18 ДекТьюторское сопровождение развития коммуникативной компетентности у старшеклассников в проекте «Новый педагогический класс в московской школе» (Ломакина Е.В.)
Ломакина Е.В. Тьюторское сопровождение развития коммуникативной компетентности у старшеклассников в проекте «Новый педагогический класс в московской школе» // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Тьюторское сопровождение развития коммуникативной компетентности у старшеклассников в проекте «Новый педагогический класс в московской школе»
В статье описана идея проекта МГПУ «Новый педагогический класс в московской школе», в рамках которого будет реализована программа тьюторского сопровождения старшеклассников. Утверждение важ- ности тьюторского сопровождения, привлеченных диагностических методик, интерактивных форм работы, технологий открытого образования строится как ответ на затруднения межличностного взаимодействия между старшеклассниками и понимание субьект- субьектной позиции.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, субъект, со- провождать, тьюторское сопровождение, субъектная позиция.
Введение ФГОС ОО в систему образования предполагает новые походы к выстраиванию образовательного процесса и организации образовательного пространства. В современном образовании уделяется внимание развитию у обучающихся навыков сотрудничества, коммуникативной компетентности. А. Маслоу выделял «коммуникативную компетентность» как одну из важнейших качественных характеристик личности, которая позволяет реализовать потребности в социальном при- знании, уважении, самоактуализации и помогает успешному процессу социализации [4, с. 58]. И. Д. Фрумин, М. С. Добряков, К. А. Баранников, И. М. Реморенко, авторы командного проекта
«Универсальная компетентность и новая грамотность», опреде- ляют компетентность, в виде способности, которая позволяет эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях [6, с. 15].
Понятие коммуникативной компетентности старше- классников рассматривали многие исследователи, в том чис- ле К. У. Касентаева. Ей было отмечено, что коммуникативная компетентность — это сложное интегративное личностное образование, которое характеризуется совокупностью различ- ных компонентов и элементов (мотивационных, когнитив- ных, процессуальных), позволяющих обучающимся успешно организовать взаимодействие между участниками общения и находить адекватный способ поведения в ней [5]. Е. А. Коняе- ва и Л. Н. Павлова относили «коммуникативную компетент- ность» к способности, в которой важно устанавливать речевое общение и особенно умение слушать. Они выделяют условия (умения), которые необходимы для развития коммуникатив- ной компетентности личности. Прежде всего — это умение собеседника задавать вопросы, четко формулировать на них ответы, внимательно слушать собеседника и обсуждать с ним проблему, высказываться, давать критическую оценку, аргу- ментировать свое мнение в группе, адаптировать свои выска- зывания в ходе общения с другими участниками [3].
В 2016 году Московским городским педагогическим уни-
верситетом был инициирован пилотный проект «Новый пе- дагогический класс в московской школе». Реализация про- граммы тьюторского сопровождения коммуникативной компетентности старшеклассников разработана с опорой на профессиональный стандарт педагога и ФГОС ОО. Важны- ми показателями в профессиональном стандарте современно- го педагога XXI века являются коммуникативная компетент- ность и компетентность актуализации субъектной позиции.
В «Положении о реализации в государственных образова- тельных организациях подведомственных Департаменту обра- зования и науки города Москвы» отмечено, что образователь- ные программы новых педагогических классов ориентированы на формирование педагогических компетенций с использова- нием разных инструментов психологии, педагогики и социоло- гии, ресурсов социокультурной сферы города Москвы.
Данная проектная идея введения тьюторского сопрово- ждения развития коммуникативной компетентности в проек- те «Новый педагогический класс в московской школе» направ- лена на выстраивание субъект-субъектной коммуникации в различных педагогических ситуациях. В основу сопровожде- ния старшеклассников положена работа командного проекта И. Д. Фрумин, М. С. Добряков, К. А. Баранников, И. М. Реморен- ко «Универсальные компетентности и новая грамотность». Ав- торами определены универсальные компетентности, которые необходимо развивать у обучающихся: компетентность мыш- ления, компетентность взаимодействия с другими и компе- тентность взаимодействия с собой. Отмечено, что развитость универсальных компетентностей у старшеклассников опреде- ляет, насколько эффективно они принимают решения и дей- ствуют в различных ситуациях, насколько способны к само- развитию [6, с. 15–17].
У современных педагогов наблюдается дефицит в пони-
мании партнера по общению и принятии их позиции. Глав- ное — не навязывание обучающимся и коллегам своей точки зрения, своего пути развития. Именно ранний юношеский возраст является наиболее благоприятным для развития эм- патии в межличностном взаимодействии. Тьюторское сопро- вождение старшеклассников в проекте «Новый педагогиче- ский класс в московской школе» направлено на понимание смысла и перехода из субъект-объектных отношений — в субъ- ект-субъектные, в том числе готовность к принятию решений в ситуациях, не дающих много времени на осмысление.
Философской энциклопедией трактуется происхождение понятия «Субъект», представляя его как «индивида, познаю- щего внешний мир (объект) и воздействующий на него в сво- ей практической деятельности».
Описывая в своей работе типы общения, Л. А. Петров- ская раскрывает «субъект-субъектную позицию», схему обще- ния. Это «равенство психологических позиций, обоюдная ак- тивность сторон, взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга, готовность встать на точку зрения партнера, стремление к соучастию, взаимопринятию [2, с. 96].
«Сопровождать» — значит следовать рядом, вместе с кем- либо в качестве спутника или провожатого, так отмечал Оже- гов С. И. [5]. В. А. Айрапетов отмечал, что педагогическое со- провождение необходимо воспринимать как партнерское взаимодействие, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального при- нятия решений [1].
На начальном диагностическом этапе тьюторского сопро- вождения изучение количества компетентных реакций (за- висимая, пассивная, компетентная, «на равных», уверенная, агрессивная, оказывающая давление личность) является важ- ным для планирования стратегии деятельности тьютора (тест
«Коммуникативная компетентность» Л. Михельсон, в модифи- кации Ю. З. Гильбуха). «Опросник коммуникативной толерант- ности» В. В. Бойко показывает, насколько поведение старше- классников проявляется в определенных условиях общения. Особое внимание у старшеклассников уделяется на неприя- тие или непонимание индивидуальности человека; категорич- ность в оценках людей; неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства; стремление переделать, перевоспитать партнера по общению; стремление подвести других участни- ков коммуникации под себя; нетерпимость к дискомфортным ситуациям и т. д.
Тьюторское сопровождение развития коммуникативной компетентности у старшеклассников в проекте «Новый педаго- гический класс в московской школе» проходит эффективнее при проведении тьюториалов с внедрением новых инструментов и технологий открытого образования, таких как «Дебаты», тех- нологии развития критического мышления, использование набора техник интерактивного вопрошания, кейс-техноло- гии, картирования, которые помогут эффективно обеспечить достижение ключевых индикаторов проекта. В процессе ре- шения старшеклассниками различных коммуникативных за- дач, в установлении и поддержке конструктивных контактов с другими людьми — происходит раскрытие своих креативных навыков в учебной деятельности, что способствует успешной адаптации старшеклассников в различных социальных груп- пах и в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Важное место в тьюторском сопровождении отводится проведению интерактивных форм работы со старшеклассни- ками, позволяя использовать как модель открытого обсужде- ния, ощущая ответственность, позволяя мыслить, исследовать и анализировать, обдумывая и обсуждая те области, которые являются значимыми в созданной ситуации. Совмещение у старшеклассников в ходе тьюторского сопровождения раз- ных функций и ролей (учителя, администрации, родителей, учеников и др.) — актуализирует их субъектную позицию при решении возникающих затруднений. Успешность развития коммуникативной компетентности старшеклассников в про- екте «Новый педагогический класс в московской школе» нахо- дится в прямой зависимости не только от полученных в шко- ле знаний и умений, но и от того, насколько они способны выстраивать краткосрочную и долгосрочную коммуникацию, способны перестраивать коммуникативное пространство
и взаимодействовать в нем.
Таким образом, коммуникативная компетентность пони- мается как совокупность знаний, умений, опыта и личност- ных качеств, позволяющих старшеклассникам эффективно вступать в общение и взаимодействовать в нем.
Актуальность тьюторского сопровождения развития ком- муникативной компетентности у старшеклассников в проекте «Новый педагогический класс в московской школе» заключает- ся в овладении субъект-субъектной позицией и введении в об- разовательный процесс технологий открытого образования.
Интерактивное ролевое общение, включение старше- классников в совместную деятельность, моделирование ком- муникативных ситуаций — все это развивает умение реаги- ровать на критику и провоцирующие вопросы сверстников, а также безоценочно рассматривать несколько вариантов решений, принимая разные точки зрения. Групповое взаи- модействие старшеклассников по разбору педагогических си- туаций и моделирование стратегии действия способствует са- моразвитию, принятию субъект-субъектной позиции, поиску оптимальных путей выхода.
Способность вести конструктивный диалог, толерант- но относиться к мнению партнера по коммуникации, пони- мать и адекватно интерпретировать возникшую ситуацию общения, направляя ее на продуктивный результат, является главным показателем сформированности коммуникативной компетентности у старшеклассников. Очевидно, что для до- стижения успешной коммуникации каждому из партнеров по общению важно проявлять определенную степень заинте- ресованности в данном процессе и быть нацеленным на при- менение в ситуации диалогового затруднения.
Коммуникативная компетентность старшеклассников в проекте «Новый педагогический класс в московской школе» в перспективе — как будущих педагогов XXI века, направлена на установление субъект-субъектных отношений и проявля- ется через их инициативность, ответственность и самостоя- тельность. Инициатива введения МГПУ пилотного проекта
«Новый педагогический класс в московской школе» позволя- ет старшеклассникам развивать навыки социального проек- тирования, коммуникацию, сотрудничество не только друг с другом, но и с обучающимися других образовательных орга- низаций города Москвы.
Литература:
- Айрапетов В. А. Педагогическое сопровождение духовного станов- ления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд. пед. наук. СПб, — 241 с.
- Колмогорова, Л. А. Формирование коммуникативной компетент- ности личности: учебное пособие / Л. А. Колмогорова.— Барнаул: АлтГПУ, С. 205.
- Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических по- нятий: учебное издание/Е. А. Коняева, Л. Н. Павлова.— Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012.— 131 с.
- Макоева Ф. С. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического ВУЗа в курсе «Культура русской речи»
// Известия Российского государственного педагогического уни- верситета им. А. И. Герцена.— 2008.— № 58.— С. 412–417.
- Трофимова Г. С. Т 761 Педагогическая коммуникативная компе- тентность: теоретический и прикладные аспекты: монография.— Ижевск: УдГУ, — 116 с.
- Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы между- народного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добряков, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Институт образования.— М.: НИУ ВШЭ, 2018.