Использование технологии медиапроектирования для формирования событийного сообщества (Мачехина О.Н.)
 /  Тьюторство в дистантном образовании / Использование технологии медиапроектирования для формирования событийного сообщества (Мачехина О.Н.)

Использование технологии медиапроектирования для формирования событийного сообщества (Мачехина О.Н.)

Мачехина О.Н. Использование технологии медиапроектирования для формирования событийного сообщества // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Использование технологии медиапроектирования для формирования событийного сообщества

В статье рассматривается один из возможных инструментов создания и обеспечения эффективной жизнедеятельности событийного сообщества. Таким инструментом автор статьи предлагает счи-тать цифровую образовательную технологию медиапроектирования, направленную на создание рекламных видеороликов по прочитанным книгам для участия в международном конкурсе медиапроектов, ко- торый и является ядром событийного сообщества.

Ключевые слова: событие, событийное сообщество, принцип собы- тийности, технология, медиапроектирование.

 

Учитывая преобладающий экранный тип восприятия ин- формации у современных детей и подростков, можно с известной долей уверенности сказать о том, что использование специ- ально разработанных цифровых образовательных технологий способствует установлению  позитивной  внутривозрастной  и межпоколенной коммуникации и возникновению, а нередко и последующему развитию особого типа творческого коллекти- ва — событийного сообщества.

Одной из таких современных цифровых технологий являет- ся технология медиапроектирования. Медиапроектом принято называть любой проект в сфере медиабизнеса, рекламы и ин- формационных коммуникаций, медиаобразования, имеющий определенную цель и аудиторию для воздействия, ожидаемые создателями результаты, в том числе, доходы по итогам реали- зации. Существует немало технологий медиапроектирования, но одна из них является образовательной в наиболее традици- онном понимании. Это технология создания медиапроектов, реализация которой начинается с выявления проблемы, а имен- но с осознания дефицита в понимании смысла известной кни- ги, и завершается получением проектного продукта, который называется буктрейлер (от англ. booktrailer — досл. «тянущий книгу»). Буктрейлер — видеоролик рекламного характера, рас- сказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов — пропа- ганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств.

Алгоритм создания буктрейлера, являющийся составной частью технологии медиапроектирования, включает в себя одиннадцать шагов-этапов: мотивацию к участию в проекте через демонстрацию образца, определение личностных ре- зультатов, диагностику мотивационного профиля читателя, выбор книги — основы буктрейлера, чтение книги, создание сценария, создание ролика, презентацию ролика фокус-группе, коррекцию ролика, участие в конкурсе, рефлексию успешности медиапроекта, планирование дальнейшей работы. Созданные ролики-буктрейлеры авторы по своему желанию направляют для участия в конкурсе медиапроектов «Страна Читалия». Этот конкурс, который прошёл путь от школьного до международ- ного, является, по нашему мнению, событием.

Анализ литературы, проведённый Н. В. Волковой, позволяет

в общем виде определить событие как «такое образование в про- странстве и времени, содержание которого характеризуется смыс- лами и ценностями; его организация определяется действием; ос- новной функцией являются качественные изменения» [1, с. 188]. Очевидно, что большое значение в жизни человека имеют яр- кие и волнующие события. М. Хайдегтер считает, что событие дает нам возможность «сбыться в собственном существе», «быть самим собой»  и при этом событие — это  не только бытие-в-мире (das-Sein-Welt), но, главным образом, есть «бытие-с-другими» («Mit-Sein»), то есть со-бытие человека с человеком [6, с. 314].

В школьные годы такими особенными событиями становят- ся образовательные события, которые как будто «прорастают» из внутренних возможностей различных социокультурных практик и становятся «пространством событийной общности различных субъектов ее освоения и преобразования» [2, с. 210]. Коллектив учёных В. М. Гребенникова, В. К. Игнатович и С. С. Иг- натович, рассматривая принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся, выделяют несколько базовых характеристик образовательного события. К ним от- носят интересную и значимую для самих учащихся  проблему как общую предметность реализуемых творческих проектов, постановку конкретной проектной задачи, не имеющей готового однозначного решения, необходимость использования различ- ных культурно-преобразовательных средств и информационных ресурсов, сочетание индивидуальных  и  групповых  форм  работы с распределением коллективной ответственности за результаты решения проектной задачи, получение и презентацию экспер- там результата работы в форме социально значимого продукта, деловое общение с экспертами, отстаивание своих позиций. Проектные задачи, не имеющие готового однозначного реше- ния, особенно важны для последующего развития проектных компетенций, необходимых для успешного и эффективного перехода от  простых  действий  к  более  сложным  на  каждом  из этапов медиапроектирования. Не менее важна и коллектив- ная ответственность за результаты решения таких задач.

«Формами организации образовательных событий могут выступать научно-практическая конференция учащихся, образо- вательное путешествие (как вариант — виртуальное), фестиваль искусств и т. д.» [2, с. 210]. К этому перечислению можно отнести конкурс медиапроектов «Страна Читалия».

Заметим, что образовательное событие может трактовать- ся  и  «как  изменение,  оцениваемое  человеком  как значимое для его образования и активно включенное в межсобытийные связи. Образовательные события, рассматриваемые как часть целостного образовательного процесса, являются результатом предшествующих событий и причиной последующих, чем больше таких связей, тем событие более значимо» [4, с. 98].

Каждый из этапов технологии медиапроектирования, со- ставляющей фундамент конкурса «Страна Читалия», наполнен разнообразными действиями, и их анализ позволяет сделать вывод о том, что он соответствует предложенному Т. М. Ко- валёвой и М. Ю. Чередилиной описанию организационной составляющей события как дидактической формы [4, с. 98].   И не всякого события, а именно образовательного, так как часто участники конкурса говорят о том, что создание бук- трейлеров является значимым для их образования. Для более полного понимания этого соответствия приведём характе- ристики и соотнесём их с содержательными аспектами кон- курса «Страна Читалия». Прежде всего, конечно, это соответ- ствие культурному образцу, то есть, «праздник», «экспедиция», «инициация», «карнавал», «аукцион» и т. д.  Конкурс  является примером такого образца как фестиваль. Он связан с другими элементами и историей жизни сообщества, участников. Кон- курс представлен этапами подготовки к участию, собственно участия и своеобразного  послеконкурсного  взаимодействия с  другими  участниками,  происходящего  в  формате  как   раз

«экспедиции», называющейся «Турне победителей конкур- са». То есть сам конкурс не прекращает реализацию техноло- гии медиапроектирования, победители и призёры готовятся  к тому, чтобы рассказать о своей работе над роликом тем, кто либо вообще не знает о буктрейлерах, либо не получил боль- шого количества баллов во время конкурса.

Именно поэтому мы говорим о том, что следующая характе- ристика организационной составляющей события ка  дидакти- ческой формы, то есть наличие привлекательной перспективы, относится к конкурсу медиапроектов. Такие характеристики,как развернутый этап подготовки, системная, многослойная структура, включающая коммуникацию,  также  присутствуют  в процессе проведения конкурса. При этом реализация техно- логии медиапроектирования, которая, как было сказано выше, имеет определенную цель и аудиторию для воздействия, пред- полагает, как и сказано у Т. М. Ковалёвой и М. Ю. Чередилиной, участие интересных, привлекательных, успешных людей, к ко- торым относятся «лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п., что на- шло отражение в приглашении для проведения экспертизы конкурсных работ известных людей в сфере медиабизнеса, книжной и киноиндустрии, библиотечного дела.

Таким образом зарождается и развивается событийное со- общество или общность, все участники которого  постоянно,  в большей или меньшей мере находятся в процессе коммуни- кации. То есть, независимо от возраста и статуса, участники реально связаны друг с другом, например, весьма известные  в своей сфере люди могут составлять для детей и подростков рекомендательные списки книг и затем обсуждать их с ребя- тами как в реальном времени, так и в социальных сетях. «Со- бытийная общность может быть проявлена для участников общности как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый  опыт  деятельности.  Событийный  подход  не только создает для ребят открытые отношения со сверстни- ками и взрослыми, но и в дальнейшем выводит их на жизнен- ное самоопределение и приобретение нового опыта [7, с. 28].

Очень важно то, что в событийной общности происходит,

помимо совместной творческой деятельности, ещё и знаком- ство детей с профессиями взрослых участников сообщества, приобщение к таким специальным трудовым действиям, ко- торые они наблюдают в процессе разработки сценария роли- ка-буктрейлера, съёмок, монтажа,  озвучивания,  подготовки к презентации. В. А. Педан отмечает, что «…основная ценность событийного  подхода  заключается  в  создании  условий  для психолого-педагогического сопровождения процесса профес- сионального самоопределения обучающихся,  формирования у них социальных компетентностей. При этом данный под-  ход наполняет сотрудничество взрослых, детей, родителей новым, более качественным содержанием, развивает чувство коллегиальности, толерантности, самостоятельности в приня- тии решений и персональной ответственности». [5, с. 138].

Возвращаясь к характеристикам организационной состав- ляющей события, отметим, что, безусловно, технология медиа- проектирования даёт возможность выбора форм и характера личного участия, от самостоятельного создания сценария ре- кламного ролика по прочитанной книге до исполнения роли или нескольких ролей в ходе съёмок. А такая характеристика, как возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов в ходе образовательного события вообще за- служивает отдельного серьёзного обсуждения, так как именно личностные приращение в осмыслении проживаемых дей- ствий являются важнейшим результатом существования рас- сматриваемого событийного сообщества.

Завершая изложение основных тезисов об использовании технологии медиапроектирования для формирования собы- тийного сообщества, постараемся ответить на вопрос: почему конкурс «Страна Читалия», в ходе подготовки к участию в ко- тором реализуется указанная технология медиапроектирова- ния, можно считать событием? Полагаем, что еще на стадии планирования участия в конкурсе и юные, и взрослые авторы медиапроектов-буктрейлеров ставят перед собой цель не про- сто подготовить и представить свой проект на конкурсе, а про- думать и организовать деятельность в рамках создания ме- диапроекта так, чтобы каждый смог почувствовать себя если не главным, то очень важным действующим лицом и чтобы его сотворчество с другими ребятами, педагогами, родителя- ми смогло захватить его полностью, чтобы дало возможность проявить себя, прочувствовать ответственность за дело.

Литература:

  1. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных со- бытий. //Образование и наука. Том 19, № 2017 — С. 184–200.
  2. Гребенникова В. М., Игнатович В. К., Игнатович С. С. Принцип со- бытийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов. //Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 7 № 5 часть 1, 2015 — С. 207–213.
  3. Гудкова О. В. Особенности событийной организации обучения старшеклассников. //Вестник Томского государственного универ- ситета. 2018. № 431. С. 161–165.
  4. Ковалева Т. М., Чередилина М. Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Серия научно-методических изданий: «Новые ценности образования» под. ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной, вып. 1(43), 2010 — С. 98–99.
  5. Педан В. А. Событийное пространство учреждения дополнитель- ного образования. // Проблемы моделирования национально- региональных образовательных пространств: сб. статей / под общ. ред. И. И. Соколовой, М. С. Якушкиной.— СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, — С. 138–144 6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.— М.: Республика, 1993.— С. 314.
  6. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность и ее со-бытийные харак- теристики // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. Саратов: Эстамп, 2010. С. 23–35.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости