Суббота
19 ДекИгровой проект «Дом вопросов и ответов» в развитии детской «самости» и познавательной активности у старших дошкольников (Ратникова Ю.Н.)
Ратникова Ю.Н. Игровой проект «Дом вопросов и ответов» в развитии детской «самости» и познавательной активности у старших дошкольников // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Игровой проект «Дом вопросов и ответов» в развитии детской «самости» и познавательной активности у старших дошкольников
В представленном игровом проекте «Дом вопросов и ответов» созданы условия для формирования умения у старших дошкольников в развитии детской «самости» и познавательной активности у старших дошколь- ников. Все используемые методы и приемы имели цель и результат, направленный на индивидуальные достижения воспитанников.
Ключевые слова: самостоятельность, познавательная активность, индивидуализация, индивидуальные карты, развитие, детская про- дуктивная деятельность, результат «самости».
Мы задаем множество вопросов себе и другим. Меньше мы получаем ответы на эти вопросы. К сожалению. То времени нет, то вопрос уже не актуален, то не знаем, где и как найти ответ, а иногда просто лень.
Заложенной природой любознательности у детей намно- го больше, чем у нас, взрослых. В ходе исследования на выяв- ление того, сколько вопросов задает ребенок (были опрошены тысяча женщин), выяснилось, что каждая мама в день слышит около 400 вопросов своего малыша! Но вот сколько ответов по- лучает ребенок от своих родителей, неизвестно.
В детском саду ребенок не один, и даже не пять — их гораздо больше! А интерес к окружающему миру и познава- тельный процесс идет гораздо активней. В течение дня мне приходится слышать множество разнообразных вопросов, на разные темы и по разным направлениям. И, если честно, я не всегда могу ответить на них, хотя стараюсь уделить вни- мание и дать разъяснения каждому. Были вопросы, на кото- рые даже я, взрослый человек (педагог) не могла ответить:
«Почему детеныша овцы назвали ягненок? Так не правильно! Должно же быть “овченок”». Или еще: «Как будут называть кота в сапогах, когда он их снимет?», «А мальчиков тоже мамы рожают? А зачем тогда папы?». Вопросов уйма! Все разные! Сразу и не сообразишь. Здоровое детское любопытство, жажда знаний, ребячья пытливость и мое чувство ответственности перед детьми привели меня к мысли о том, что необходимо весь познавательный интерес ребят направить на саморазви- тие, на работу с «самостью» детской личности. Научить форму- лировать свои вопросы, находить помощников и носителей нужной информации, обрабатывать ее и в итоге презентовать свои личные ответы (детские открытия!).
Так родился игровой познавательный проект «Дом вопро- сов и ответов». Хочу отметить, что на протяжении долгого вре- мени этот проект изменялся в соответствии с тем, как детям интересней, удобней и продуктивней работается. Даже сей- час, когда многое пройдено и проект работает в полную силу, приходится вносить новые символы и элементы в зависимо- сти от индивидуальных детских запросов. А детская любо- знательность неиссякаема. Вопросы бывают неординарные. Так, например, у Гели возник вопрос: «Кто такие зомби? Как стать зомби?». Понятно, что этот вопрос вытек из просмотра мультфильма или фильма, но оставить без внимания детский запрос нельзя. В тоже время как деликатно, не травмируя дет- скую психику и впечатлительность, раскрыть такую тему? Стали работать. Девочка нарисовала свой вопрос, решила, что ее помощником стану я, а ответ мы будем искать в книгах. В свою очередь, я решила подойти к поиску ответа через энци- клопедию о мумиях, историю их возникновения. Подобрала литературу, иллюстрации… Но после недолгого исследования и поиска ответа у Гели пропал интерес. Совсем пропал! Бывает и такое. А бывает и наоборот. Поступил познавательный за- прос от Паши: «Почему наша Земля не падает, да еще и крутит- ся?». Космос для детей полная абстракция: нельзя пощупать, посмотреть, обследовать. Этим и стала тема притягательной. С повышенным интересом Паша стал погружаться в мир кос- моса и его особенностей. Носителем информации стали об- учающие и познавательные мультфильмы. Помощником он выбрал своего друга Егора. Вместе они изучили этот вопрос и подготовили презентацию ответа через создание авторской книжки. Какой же ажиотаж у других ребят вызвала эта презен- тация! Все стали интересоваться космическими «фокусами» Вселенной, странностями других планет и звездными причу- дами. Так у нас начался захватывающий, полный детских от- крытий проект о космосе.
В проекте «Дом вопросов и ответов» поддерживается исследовательская позиция ребенка, дети учатся разбираться в информации, искать ее, экспериментировать, анализиро- вать. Наличие собственных вопросов обеспечивает осмыслен- ность поиска и освоение информации.
Детская вопросительность не знает границ. Важно обра- тить на нее внимание, помочь, научить находить ответы, удо- влетворить природную любознательность ребенка, развивать
«самость». Этот навык пригодится и в дальнейшей учебной деятельности. Такая способность решает проблемы учебной мотивации и ученической пассивности. Все происходит в иг- ровой форме, что не отталкивает, а только привлекает ребенка.
У детей, обучающихся в школе, обозначилась проблема с познавательной активностью, с формулировкой своих по- знавательных потребностей и возможности реализовать их.
Пo стaндаpту дoшкольнoго образования, воспитатель должен способствовать формированию познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельно- сти; активизировать развитие интересов, любознательности и мотивации.
Задача педагога:
- создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство;
- организовать специальную планомерную деятельность.
Важно способствовать активному развитию познаватель- ного интереса старших дошкольников, способствовать его устойчивости. Это особо ценно, поскольку, на это указывает ряд исследователей, среди которых Л. С. Выготский, Н. Г. Бело- ус, Л. И. Божович и др.
Учитывая то, что познавательная активность дошкольни- ков возрастает, становится потребностью, а игровая деятель- ность является преобладающей, я разработала и использую в образовательном процессе игровой проект «Дом вопросов и ответов». Цель этого проекта — формировать навык само- стоятельной познавательной и практической деятельности; развивать активность детей через создание поисковой среды, побуждающей его к постановке вопросов и поиску ответов.
Работа с игровой технологией «Дом вопросов и ответов» направлена на:
- обучение детей отвечать на вопрос, рассуждать, высказывать собственную точку зрения; учить добывать информацию через различные источники;
- развитие целеполагания через самостоятельное решение проблемной ситуации, выбор источников информации и участников процесса самим ребенком;
- воспитание самостоятельности в познавательной деятель- ности и познавательную активность.
В работе использую такие эффективные методы, как: иг- ры-рассуждения, диалоги, моделирование и конструирование, экспериментирование, ИКТ, коммуникационные игры, упражнения со сложной инструкцией, символические игры, технологию парной коммуникации, детские мастер-классы, рефлексивные игры, релаксационные упражнения, презентация детских ответов и др.
Инструментами для юного исследователя являются рабочее поле в виде многоэтажного дома, ресурсная карта и кар- точки выбора. Дети сами выбирают «Этаж» и наполняют пролеты в доме выбранными карточками.
Работа в проекте делится на несколько этапов, каждый из которых фиксируется в индивидуальном детском кейсе.
- этап. «Что я хочу знать» — рождение детского вопроса и его обозначение.
- этап. «Кто мне поможет?» — определение помощника в поиске информации. Ребенок может выбрать и самостоя- тельную работу.
- этап. «Где я найду ответ» — выбор источника информа- ции самим ребенком на его вопрос.
- этап. Презентация ответа детям, взрослым или родителям. И пятый, заключительный этап — «Познавательный фи- ниш», в котором ребенок рефлексирует, оценивает свои до- стижения и познавательную удовлетворенность. Оформляет индивидуальную энциклопедию Вопросов и ответов.
На любом этапе для детей предусмотрен свой вариант.
В процессе поиска ответов у ребенка могут появиться и дру- гие вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Для та- ких ситуаций есть специальный знак, через который ребенок показывает свой новый возникший познавательный запрос.
А при выборе самостоятельного поиска может возник- нуть и затруднение. И тогда юный исследователь выставляет знак «SOS»-просьба о помощи.
Игровая технология включалась в различные виды дея- тельности дошкольников. Все образовательные области, пред- усмотренные ФГОС ДО, нашли свое отражение в процессе развития познавательной активности детей через игру «Дом вопросов и ответов». К примеру, для решения проблемной си- туации дошкольники экспериментируют, сравнивают, моде- лируют, исследуют, анализируют, делая свои умозаключения и выводы в поисках ответов на свои вопросы.
В социально-коммуникативной деятельности также используются различные виды взаимодействия ребенок- ребенок, ребенок-взрослый, ситуативно-деловые, внеситуа- тивно-познавательные, эмоционально-практические формы.
Разрабатывая проект, я старалась учитывать индивиду- альный познавательный запрос каждого ребенка, фиксацию на начальной и конечной стадии реализации, а также все эта- пы работы над получением ответа на детский вопрос. Для это- го были созданы ресурсные карты, карточки детского выбора источника информации и партнеров в поисках ответа.
Вся работа строится с учетом пожелания ребенка и его вы- бора от возникновения вопроса до презентации ответа.
Совместно с педагогом-психологом была выбрана анке- та «Изучение познавательных интересов» В. С. Юркевича. Мы определили три уровня любознательности и познавательного интереса:
− Дошкольники с высоким уровнем проявляли интерес к по- знанию, а также испытывали чувство удовольствия от про- цесса узнавания нового.
− Дети со средним уровнем проявляли слабовыраженный познавательный интерес.
− У дошкольников с низким уровнем любознательности по- знавательные интересы были ситуативные.
Далее проводились исследования в группе до работы с технологией «Дом вопросов и ответов» (вводный этап) и по- сле освоения (итоговый этап).
Анализ и обработка данных динамики сформированности познавательных интересов показали следующие результаты:
Кол-во детей |
Сильная познаватель– ная потребность | Умеренная познава– тельная потребность | Слабая познавательная потребность | |||
Вводный этап | Итоговый этап | Вводный этап | Итоговый этап | Вводный этап | Итоговый этап | |
100%
(26 детей) |
18% | 69% | 30% | 19% | 52% | 12% |
Из результатов видно, что показатель высокого уровня вы- раженных познавательных потребностей увеличился на 51%, а показатель низкого уровня снизился на 40%.
Исследования педагогов и психологов доказали, что орга- низованная система формирования познавательной активно- сти дошкольников в игровой форме приводит к повышению интереса и положительно влияет на весь ход развития ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что технология «Дом вопросов и ответов» является эффективной, увлекательной и познавательной формой формирования познавательной актив- ности у детей старшего дошкольного возраста и положительно влияет на развитие детской «самости» в дошкольном возрасте.