Опыт формировании навыков self-skills у детей в начальной школе (Радзишевская  Е.Б.)
 /  Тьюторство в частной школе / Опыт формировании навыков self-skills у детей в начальной школе (Радзишевская  Е.Б.)

Опыт формировании навыков self-skills у детей в начальной школе (Радзишевская  Е.Б.)

Радзишевская  Е.Б. Опыт формировании навыков self-skills у детей в начальной школе // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Опыт формировании навыков self-skills у детей в начальной школе

Формирование у детей возраста начальной школы навыков self-skills, а именно: самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля и само- оценки, самоорганизации и самоопределения в пространстве семейной школы — базовый процесс, влияющий на становление субъектности и проистекающий в неразрывной связи между семьей и школой.

Ключевые слова: становление, формирование, развитие, результаты образования, навыки, навыки self-skills.

 

Формирование субъектности, развитие личности или раз- витие компетенций self-skills — понятия схожие, связанные непосредственно с образованием человека.

Под образованием мы будем понимать целостную систему воспитания и обучения личности, а также совокупность при- обретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций [1]. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формиро- вания ума, характера и физических способностей личности.

На сегодняшний день образование — это не только обуче- ние, но и воспитание человека, который бы смог стать автором своей судьбы, формирования его образа. Образ человека скла- дывается из знаний, навыков и компетенций, которыми он обладает, и определенных качеств личности. Хочется, чтобы ребенок стал субъектом своей жизни — инициативным, само- стоятельным, активным, чтобы мог рационально действовать и принимать решения в нестандартных ситуациях и вариа- тивных условиях, чтобы был способным, самоорганизован- ным и умел общаться с окружающими людьми. Для развития такого ребенка требуется особая психолого-педагогическая работа, способствующая выявлению и формированию инте- ресов, развивающая его способности и склонности.

В связи с вышесказанным развитие субъектности у учени- ка начальной школы становится все более и более актуальным и представляет собой одну из важнейших задач образователь- ного процесса. Каждый пришедший в школу ребенок имеет свой базовый уровень развития и сформированности тех или иных навыков и компетенций. Перед каждым стоят его соб- ственные индивидуальные задачи,  решение  которых  лежит в поле индивидуальных образовательных маршрутов.

Существуют различные направления в трактовке понятия субъектности. В результате теоретического анализа психолого- педагогической литературы мы в работе, вслед за Л. В. Алексее- вой, Н. Я. Большуновой, В. И. Слободчиковым [2], А. А. Плиги- ным, будем понимать субъектность как способность человека управлять своими действиями, преобразовывать свою дея- тельность, планировать способы действий, реализовывать программы и контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Субъектность — это интегративное качество личности, объединяющее такие характеристики как актив- ность, самостоятельность, ответственность, способность к ре- флексии, осознание собственной  уникальности,  самооценка и конструктивное взаимодействие с окружающей средой.

Зачастую речь об индивидуальном образовательном маршруте для ребенка заходит только в средней или даже старшей школе. Семейная школа, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому ребенку, как правило, формирует маршру- ты для всех учеников, независимо от возраста. Моя практика работы в начальной семейной школе «Счастливые люди» по- казала, что начинать этот процесс нужно гораздо раньше. Уже в первый класс приходит сформированный ребенок со сво-  ими запросами. За четыре года начальной школы ребенок постепенно взрослеет и к окончанию четвертого класса уже может активно управлять собственным выбором, у него дол- жны быть сформированы навыки самостоятельности: само- контроля; саморазвития; саморефлексии; планирования, и он может взаимодействовать с окружающей средой. Помочь на- учиться этому — одна из задач начальной школы, помочь раз- вить активность, самостоятельность, способность к рефлек- сии, стремление к развитию, конструктивное взаимодействие с окружающим миром. Именно в начальной школе у ребенка закладывается база для дальнейшей учебы в частности и жиз- ни в целом, а также приобретения профессиональных навы- ков и знаний. К завершению 4-го класса полностью формиру- ется личность ребенка. В начальной школе ребенок обретает новый социальный статус, понимает свое социальное «Я» и на- чинает активно и осознанно взаимодействовать с социальной средой. Именно в этот момент ребенок начинает осознавать себя субъектом своей жизни в общем и субъектом своего образования в частности.

Необходимо отметить, что, говоря об индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) [3], важно учитывать, что для гармоничного образования необходимо включение трех состав- ляющих (Рисунок 1):

  • hard-skills;
  • soft-skills;
  • self-skills.

В рамках данной статьи затрагивается работа по формированию и сопровождению ИОМ по развитию личных навыков и компетенций — self-skills.

В семейной школе «Счастливые люди» для каждого ребенка составляется ИОМ по трем векторам, имеющим равнозначное значение. В понятие self-skills мы включили следующие навыки, важные для дальнейшего общего развития ребенка  и его субъектности в частности [4]:

  • Самостоятельность как в учебной деятельности, так и во вне- урочной, включая навыки самообслуживания. Ее характеризует способность ставить цели, планировать шаги по ее достижению, самостоятельность в учебной деятельности; самостоятельность во внеурочной деятельности.
  • Самодисциплина: умение контролировать свои эмоции; умение достигать поставленных целей, доводить дело до конца; делать усилия над собой (сила воли).
  • Самоконтроль и самооценка (фактор, обеспечивающий самостоятельную деятельность учащихся): умение выполнять действия по образцу; осуществлять самопроверку; дать оценку результатам своей работы и деятельности; уверенность.
  • Самоорганизация: навык управления временем; умение учиться; правильно подбирать ресурсы и распределять их.
  • Самоопределение: умение выбирать то, что нравится и интересно.

Развивать вышеуказанные навыки невозможно в отрыве от повседневной жизни. Их развитие является частью образо- вательного и воспитательного процесса. Здесь важно отметить, что развитие навыков self-skills невозможно без тесного взаи- модействия семьи и школы. Здесь должны быть одинаковые требования и ценности. В своей практике для развития навы- ков «само-» мы используем различные инструменты, мероприя- тия, подходы и, конечно, учитываем возрастные особенности детей. Развитие навыков происходит как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. На уроках это часто сводится к развитию универсальных учебных действий. Нас же больше интересуют личностные качества.

Самостоятельность. Нам часто от родителей приходит- ся слышать фразу:  «Мы учимся…», «Нам задали…» и т. д. Они   в курсе всего, что происходит в школе, и берут ребенка под полный свой родительский контроль, тем самым лишая ре- бенка воспитания самостоятельности. Для школы «Счастли- вые люди» развитие у ребенка самостоятельности, в том числе и ученической, одна из важнейших задач. В школе с первых дней у детей в расписании есть самоподготовка. Это время,  когда ученик самостоятельно выполняет домашнее задание. Он может обратиться за помощью (консультацией) к учителю, может сделать все сам, а может смотреть в окно все это время. Это личный выбор ребенка, за который мы учим его самостоя- тельно нести ответственность.

Здесь также важно выстроить работу с родителями таким образом, чтобы они поддерживали идею детской самостоя- тельности не только в учебном процессе, но и вне школы.

Самодисциплина. Научиться делать то, что нужно, если этого не хочется, контролировать свои негативные проявле- ния и эмоции, терпеть, не опаздывать — непростые задачи порой даже для взрослых. Первое время развитию навыка са- модисциплины очень помогают принятые учениками Законы школы. Дети сами установили для себя рамки приемлемого для них поведения. Важно, чтобы вновь пришедшие приняли эти законы, пропустив их через себя. Здесь на помощь прихо- дят тьютор и тьюторский час. Тьютор в нашей школе — с од- ной стороны, друг и наставник ребенка, с другой, воспитатель, помогающий ребенку расти (во всех смыслах) в зоне его бли- жайшего развития. Его задача — с помощью различных тью- торских технологий, индивидуальной или групповой работы помочь детям развить не только самодисциплину, но также отрефлексировать   происходящие   события,   свои    чувства и эмоции. Тьюторский час — это безопасное пространство, где можно обсудить важные насущные проблемы и задачи в соот- ветствии с общей воспитательной программой, применяемой в школе, и своими личными желаниями и стремлениями.

Самоконтроль и самооценка. Дети, как правило, в силу возраста не всегда готовы к самооценке. Очень часто она яв- ляется завышенной, что нормально для первоклассников. Зна- чительно хуже, если ребенок на момент прихода в школу счи- тает себя в чем-то неудачником. Когда дети приходят в класс и видят, что у других что-то получается лучше или быстрее, это может их сильно расстраивать. Наша задача — помочь ребен- ку научиться оценивать себя адекватно относительно своих навыков, знаний, умений и накопленного опыта. Здесь важ- но развивать рефлексивность ребенка, его умение анализиро- вать собственные действия. Для этого в школе применяется работа разного типа.

  1. Индивидуальная работа. В качестве инструмента, исполь- зуемого для проведения самостоятельной оценки навыков учеником, мы используем Осьминожку. Любого человека можно представить в виде осьминожки. У Осьминожки есть голова и ножки-навыки. Чем крупнее голова, тем больше ножек может развить Осьминожка. Чем длиннее ножки, тем мощнее навык. В Осьминожку записывают навыки, которые мы предполагаем развивать. Соответственно, по ре- зультатам диагностики по Осьминожке выстраивается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Здесь у каждого ребенка будет выбрано что-то свое для работы. Работа по совершенствованию навыка проводится до до- стижения максимального уровня — 5. Список навыков для каждого ребенка различный. Он формируется в начале учебного года на основании наблюдений педагогов, запроса родителей и запроса самого ребенка и фиксируется в ИОМ, разработанном для каждого ученика.
  2. Работа в малой группе. В каждом классе есть тьюторский

час, на котором Тьютор помогает детям развить в том числе и навыки рефлексии. Для этого он проводит различные игры, опросы, беседы. Дети ведут свои дневники, учатся оценивать самостоятельно свои поступки, достижения, настроение и т. д.

  1. Работа в группе. В школе существует Общий Сбор, который проходит еженедельно. Это высший орган управления шко- лой. Самооценка себя и своих действий в виде рефлексии здесь присутствует постоянно. Будь то определение своего места в коллективе, своего отношения к тем или иным дей- ствиям и событиям, оценки своих возможностей по вклю- чению в те или иные задачи школы, помощи другим и т. д. Педагоги, ведущие Сбор, обязательно дают здесь возмож- ность высказаться каждому и каждому быть услышанным другими. Дети сами оценивают свою жизнь в школе.

Самоорганизация. Умение собраться, организовать свое время и пространство — важный навык ученика. В помощь для развития этого навыка нами создан дневник «Счастливого школьника», позволяющий не только вести в нем расписание и записывать домашнее задание, но и выделять важные вещи для самоподготовки и моменты на неделе. Также важным для навыка самоорганизации является обустройство своего ра- бочего пространства. Для этого в школе организован опреде- ленный порядок хранения учебных материалов и личных ве- щей, ответственность за поддержание которого ребенок несет самостоятельно.

Самоопределение. Развитие данного навыка в начальной школе — одно из самых сложных. Зачастую родители и педа- гоги играют контролирующую роль, не позволяющую ребен- ку делать свой выбор самостоятельно. Кругозор ребенка еще достаточно узок для того, чтобы сделать выбор, ориентируясь на широкий спектр ресурсов. Изначально мы учим ребенка  самоопределяться на бытовых вещах. Если ребенок научит-  ся самостоятельно выбирать одежду и нести ответственность за сделанный выбор, это будет шаг вперед. Здесь важно на- учить ребенка алгоритму принятия того или иного решения. Для этого включаются навыки рефлексии, умение услышать себя, донести до других собственную точку зрения и, что важ- но для детей младшего возраста,— принять какое-то решение, возможно, отличное от мнения значимых взрослых. Существу- ет опасность, что ребенок будет скрывать свои желания из-за неуверенности в себе или страхе осуждения группой. В связи с этим в работе с самоопределением важным моментом ста- новится расширение кругозора детей, путем организации различных мероприятий, мастер-классов,  встреч,  экскурсий и проб себя в той или иной деятельности.

Важно помнить, что в этом возрасте речь, как правило,   не идет о профессиональном самоопределении (исключение составляют дети, профессионально занимающиеся спортом или искусством). Здесь речь о выборе направления интереса, будь то живопись, спорт, чтение или блогинг, и о расшире-  нии кругозора.

Надо отметить, что развитие навыков self-skills за четыре года обучения в начальной школе существенно меняется. Если в 1 класс дети приходят из детского  сада  или просто из дома и здесь, как правило, навыки «само-» ограничиваются навыком самообслуживания, то за четыре года обучения все навыки претерпевают существенные изменения. При грамотном ин- дивидуальном подходе на выходе из начальной школы у ребен- ка уже достаточно высокие показатели развития всех навыков. Таким образом, если свести воедино все вышесказанное,

то мы видим, что развитие навыков self-skills является непро- стой задачей, требующей комплексного подхода со стороны всех взрослых участников образовательного и воспитательно- го процесса, как школы, так и семьи, и оказывающей непо- средственное влияние на становление субъектности ученика начальной школы.

 

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школь- ника. Волгоград: Изд-во «Учитель».
  3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антрополо- гии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов.— М.: Школа-Пресс, 1995.— 384 с.
  4. Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Author Club, 2015–430 с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости