Суббота
19 ДекАктуальность тьюторского сопровождения субъектности подростков в детском КВН (Овчинникова А.А.)
Овчинникова А.А. Актуальность тьюторского сопровождения субъектности подростков в детском КВН // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Актуальность тьюторского сопровождения субъектности подростков в детском КВН
В данной статье рассматривается и обосновывается возможность развития субъектности подростков посредством осуществления осознанной, в том числе и творческой, деятельности в сфере детского КВН при условии наличия тьютора, сопровождающего деятельность команды и создающего открытую, неструктурированную, вариатив- ную и избыточную среду.
Ключевые слова: субъектность, субъект, деятельность, творческая деятельность, субъект-субъектные отношения, тьютор, тьюторское сопровождение, КВН, детский КВН, открытая среда, неструктуриро- ванная среда, вариативная среда, избыточная среда.
Прежде чем говорить о развитии субъектности подрост- ков 12–15 лет в детском КВН, необходимо определиться с тем, что в контексте данной статьи будет пониматься под понятия- ми «субъектность», «КВН» в целом и «детский КВН» в частности. Понятие «субъектность» используется в деятельностном подходе в психологии и педагогике. У истоков деятельностного подхода в психологии стоял А. Н. Леонтьев, который, опираясь на труды Л. С. Выготского, разделял деятельность на внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью А. Н. Леонтьев понимал непосредственное взаимодействие человека с реаль- ными предметами, под внутренней — умственные операции человека с образами и моделями предметов. Поэтому любая форма выступает для индивида дважды: как внешняя и как внутренняя. Внешние формы интериоризуются и становятся внутренними — присвоенными человеком. Таким образом, внутренняя деятельность полагается вторичной по отноше- нию к внешней.
По А. Н. Леонтьеву, категория «деятельность» являлась фундаментом, на котором строилась отечественная психо- логия. Базовый тезис деятельностного подхода: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Идеи А. Н. Леонтьева существенно преобразовал С. Л. Ру- бинштейн, который рассматривал процесс становления и развития человека через его субъектные свойства. С. Л. Ру- бинштейн заложил в отечественной науке психология поня- тие, раскрывающее родовое качество человека (как Homo sapiens) — самодетерминацию, которая определяет способ- ность человека к саморегуляции и саморазвитию, овладению своими особыми природными качествами и их развитием в деятельности, авторское отношение к своей жизни, спо- собность выбирать свой жизненный путь и управлять им, постепенно обретая позицию «хозяина своей жизни». Таким образом, подход С. Л. Рубинштейна является не просто дея- тельностным, а субъектно-деятельностным, заданным сле- дующими базовыми принципами: детерминизма, субъектно- сти, единства сознания и деятельности, единства сознания
и деятельности.
С. Л. Рубинштейн определял субъектность как онтологи- ческую сущность деятельного человеческого индивида, осуще- ствляющуюся, формирующуюся и развивающуюся в условиях деятельности.
Таким образом, обобщив определения субъектности в рамках деятельностного подхода, в контексте данной статьи мы будем понимать под субъектностью способность личности быть субъектом своей деятельности — совершать какое-либо действие вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия, из убежде- ния в его истинности и ценности.
Если мы обратимся к официальной странице КВН в элек- тронной энциклопедии «Википедия», то увидим наиболее общее и понятное определение КВН: «КВН («Клуб весёлых и находчивых») — это телевизионные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (учебных заведе- ний, вузов, предприятий, городов и так далее) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импрови- зациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовлен- ных сцен и тому подобного».
В диссертации «КВН как феномен современной массовой культуры: коммуникативный аспект» Д. Г. Букланс рассматри- вает КВН с разных сторон.
На основании выделенных характеристик КВН и анали- за специфики игры Д. Г. Букланс выделяет следующие функ- ции КВН:
- социокультурная — отслеживает и отражает различные политические, социальные, культурные проблемы;
- творчески-созидательная — КВН позволяет индивиду про- явить и развить творческие способности, создать продукты творчества, выступает сферой для самореализации на ин- дивидуальном и командном уровне;
- коммуникативная — формирует коммуникативное про- странство внутри сообщества и вокруг него;
- рекреативная — является одним из инструментов массовой развлекательной культуры;
- гедонистическая — доставляет удовольствие от процесса игры и ее просмотра участникам и зрителям;
- агонистическая — соревнование, принцип спортивного турнира;
- образовательная — авторы и участники КВН обращаются в поисках исходного материала для выступлений к образцам культуры и различных видов искусства, а также «требуют» определенного культурного уровня от зрителей;
- педагогическая — КВН работает с большими группами подростков и молодежи, позволяет воспитывать чувство юмора, развивает коммуникативные навыки, способствует становлению адекватной самооценки и т. д., а также зача- стую способствует профессиональному самоопределению молодых людей;
- имиджевая — КВН является инструментом формирования и повышения узнаваемости и популярности отдельных персоналий, команд, предприятий, городов;
- экономическая — КВН выступает определенной формой бизнес-коммуникаций, включенной в регулируемые фи- нансовые отношения [1].
Феномен КВН также рассматривал в своей диссертации
«КВН-хронотоп: социокультурная характеристика» КВНщик П. Е. Будаев. Он также рассмотрел КВН с различных сторон и дал следующее определение: «КВН — это телевизионный проект, эстетическое явление, представляет собой, как любое искусство, своеобразный вариант «ухода из жизни в иллю- зию», является интегрирующим фактором через юмор, вызы- вающий смех публики, объединяет людей, вызывая взаимные симпатии и кратковременный феномен взаимного доверия между зрителями и выступающими. Вместе с тем КВН — это форма самовыражения молодых людей, своеобразная тусовка и профессиональное шоу, отличающееся зрелищностью, вы- разительностью аудиовидеорядов, простотой…» [2].
На основании рассмотренных определений, характери- стик и функций игры дадим рабочее определение КВН, акту- альное в контексте данной аналитической записки:
КВН — особый социокультурный феномен, представляю- щий собой не только телевизионное шоу, но и специфическое коммуникативное пространство, общность людей, объеди- ненных особым типом мировоззрения и жизневосприятия, характеризующееся наличием юмористического и соревнова- тельного элементов и выполняющее определенные функции.
Важно отметить, что в данной аналитической записке мы говорим об обучающихся, а следовательно, не о КВН в общем, а о детском КВН в частности.
Детский КВН имеет ряд особенностей, по сравнению с «взрослым» КВН. К этим особенностям относятся:
- возраст участников: не должен превышать 18 лет [3];
- более позднее время возникновения: КВН появился в 1961 году, первая официальная лига Детского КВН — в 2001 году (до этого детский КВН существовал не офици- ально, т. е. не регламентировался строгими правилами
«Международного союза КВН»);
- меньшее количество официальных лиг: «взрослый» КВН насчитывает 76 официальных лиг, детский — 56 лиг [4];
- более «факультативный» характер деятельности: «взрос- лый» КВН предполагает более целенаправленное движение в телевизионные лиги, (поскольку КВН представляет собой один из каналов вертикальной социальной мобильности), в детском КВН выход в телевизионную лигу не является самоцелью, команда может не выходить за пределы круж- ка/школы и являться исключительно видом внеурочной деятельности;
- наличие «старшего» — педагога, руководителя команды/ кружка, администратора и т. д. (во «взрослых» командах аналогично присутствует руководитель/администратор/ директор, однако он не выступает с позиции «старшего», он является таким же членом команды, как и актеры, сце- наристы, режиссеры и т. д.);
- ведущая роль педагогической функции.
С учетом вышеперечисленных особенностей детского КВН, дадим его рабочее определение.
Детский КВН — это особая структура внутри Клуба Весе- лых и Находчивых, имеющая как типичные характеристики КВН, так и свои специфические характеристики, выражаю- щаяся как в форме внеурочной факультативной творческой деятельности, так и в форме участия команды в официальных лигах; при этом, возраст участников команд не должен превы- шать 18 лет, а каждая команда должна иметь «старшего» — пе- дагога, руководителя и т. д.
Поскольку Детский КВН есть деятельность, в том числе и творческая, то, говоря о становлении и развитии «самости» индивида в пространстве КВН, мы говорим именно о разви- тии субъектности.
Говоря о детском КВН, необходимо особое вни- мание уделить двум его функциям: педагогической и творчески-созидательной.
Напомним, что под творчески-созидательной функцией мы подразумеваем, что КВН дает возможность проявиться творческим способностям человека (в нашем случае — обучаю- щегося), развивает их, выступает формой и способом самореа- лизации на индивидуальном и командном уровне.
Под педагогической функцией мы подразумеваем тот факт, что КВН работает с большими группами подростков и молодежи, воспитывает чувство юмора, различные навыки (soft skills), адекватную самооценку, способствует профессио- нальному самоопределению молодых людей.
Однако если педагог, работающий с детской командой КВН выступает в роли руководителя, т. е. индивида, обладаю- щего определенной властью по отношению к участникам команды, управляющего коллективом и принимающего ре- шения, то нивелируется творчески-созидательная функция КВН, члены команды не имеют возможности совершать вы- бор, принимать решения и осуществлять свою деятельность осознанно и, соответственно, развивать субъектность.
В одном из определений понятия КВН мы говорили о том, что КВН — это еще и, во-первых, шоу, во-вторых, соревнова- ние. Соответственно, в КВН важны, во-первых, зрелищность, во-вторых, результат. Для достижения данных показателей субъект-объектные отношения в команде представляются гораздо более эффективными: руководитель структурирует среду, создает сценарий, распределяет роли, показывает, как нужно играть — члены команды исполняют указания.
Таким образом, педагогическая функция КВН практически полностью сводится к развитию soft skills (поскольку навыки коммуникации, работы в команде, публичных выступлений и т. д. будут развиваться вне зависимости от типа отношений между командой и руководителем), при этом нивелируются развитие у членов команды чувства юмора (т. к. материал созда- ют за них, и он не всегда понимается ребятами), возможность профессионального самоопределения и зачастую адекватная самооценка («У тебя не получается сыграть, поэтому играть будет другой человек»); а творчески-созидательная функция, по сути, «блокируется». Следовательно, при наличии субъект- объектных отношений между педагогом и детской командой КВН члены команды не выступают субъектами своих действий. Именно в этот момент становится очевидна если не не- обходимость, то польза наличия тьютора в детской команде КВН или наличия у педагога тьюторской компетентности, поскольку взаимоотношения тьютора с тьюторантом пред- полагают равноправное взаимодействие, то есть субъект-
субъектные отношения.
Тьютор не организует, а сопровождает деятельность кол- лектива, создает в детском КВН открытую, неструктурирован- ную, вариативную, избыточную среду, в которой возможно развитие субъектности участников. Тьютор организует дея- тельностные пробы и рефлексию, сопровождая каждого члена команды на пути к пониманию того, что в детском КВН инте- ресно и важно именно ему. Таким образом, команда и каждый ее участник вольны заниматься творческой деятельностью, со- вершать свой осознанный выбор, опираясь на понимание сво- их интересов, ценностей, приоритетов, принимать решения, нести за них индивидуальную и командную ответственность — выступать субъектами своей деятельности. Обобщая, можно заключить, что суть тьюторского сопровождения детской команды КВН в конечном итоге сводится к созданию не просто открытой, неструктурированной, вариативной и избыточной среды, но среды провокативной. Иными словами, цель тьюто- ра — обустроить среду для команды так, чтобы команда была самостоятельной единицей, существующей и осуществляю- щий свою осознанную деятельность без тьютора.
Данный подход к организации деятельности детской команды КВН взглянуть на детский КВН как на новую и от- носительно неизученную сферу для становления и развития субъектности подростков.
Каким именно образом, при условии наличия тьютора (или наличия у педагога тьюторской компетентности), сопровождаю- щего деятельность детской команды КВН, детский КВН становится той открытой, вариативной, неструктурированной, избыточной средой, в которой возможно эффективное развитие субъектно- сти подростков — тема моего следующего исследования.
Литература:
- Аксельрод А. Ю., Муратов С. А., Яковлев М. Я. Клуб веселых и на- ходчивых.— М. 1961 г.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975 г.
- Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.— 2002 г.
- Масляков А. В. КВН жив! — М. 2017 г.
- Букланс Д. Г. (2010) КВН как феномен современной массовой культуры: коммуникативные аспекты // Автореферат.
- Будаев П. Е. (2009) КВН-хронотоп: социокультурная характеристика
// Автореферат.
- Юниор-лига КВН // Википедия: свободная энциклопедия (https:// ru.wikipedia.org/wiki/Юниор-лига_КВН)
- Лиги КВН // Международный союз КВН (http://kvn.ru/league)