Особые образовательные результаты — результаты индивидуализации в House System гимназии им. Е. М. Примакова (Норштейн А.Л.)
 /  Тьюторство в частной школе / Особые образовательные результаты — результаты индивидуализации в House System гимназии им. Е. М. Примакова (Норштейн А.Л.)

Особые образовательные результаты — результаты индивидуализации в House System гимназии им. Е. М. Примакова (Норштейн А.Л.)

Норштейн А.Л. Особые образовательные результаты — результаты индивидуализации в House System гимназии им. Е. М. Примакова // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Особые образовательные результаты — результаты индивидуализации в House System гимназии им. Е. М. Примакова

В данной статье рассматриваются специальные результаты образования, которые достигаются за счет выстроенной и поддерживаемой тьюторской системы индивидуализации внеурочной деятель- ности, образования второй половины дня в House System гимназии им. Е. М. Примакова.

Ключевые слова: индивидуализация, House System, образовательная система, экспертиза, оценка.

 

Отвечая  на  запрос  времени  и  государственный  заказ   в 2017 году была создана первая в России билингвальная гим- назия им Е. М. Примакова в Одинцовском районе Московской области для воспитания  будущих  дипломатов,  чиновников  и бизнесменов. К стандартному учебному плану были добавле- ны предметы на английском языке, которые ведут иностран- ные учителя из разных стран мира. Наши воспитанники нахо- дятся в стенах гимназии целый день с 8:00 до 20:00, где первая половина дня посвящена предметам, вторая — дополнитель- ному образованию. С момента возникновения мы понимали, что такие базовые и ценностно-ориентированные сущности как справедливость, сотрудничество, взаимовыручка, комму- никация, поддержка просто обязаны войти в программу вос- питания будущих лидеров России.

Однако  анализ  тенденций  развития  современной цивилизации, вызовы времени системе образования, а также опыт организации  образовательной  деятельности  в  House System гимназии им. Е. М. Примакова привели к глубокому осозна- нию, что результаты образования, особенно во второй поло- вине дня, требуется пересмотреть. Теперь в обязательный на- бор результатов образования в гимназии им. Е. М. Примакова входят навыки, компетентности, объединяемые современ- ными исследователями в группу self skills. Это такие навыки, которые позволяют человеку быть свободным, самостоятель- ным, самоорганизованным и успешным в жизни. Мы видим потребность в формировании у гимназистов осознания сво- их целей, умения строить индивидуальную образовательную программу, в понимании своих приоритетов и сильных сто- рон, цели своего движения в логике непрерывного современ- ного образования.

Гимназия всегда видела себя как инновационный образовательный проект, и потому в ответ на этот запрос в 2017 году была разработана и апробирована Система домов (House System), которая существует уже три года. Система сумела успешно адаптироваться и к эпидемиологической ситуации, переведя большинство активностей в онлайн-формат.

Система Домов — это особый способ организации внеурочной  образовательной  деятельности   в   гимназии  им. Е. М. Примакова, в основе которой лежат следующие базо- вые характеристики:

  1. Особый способ организации образовательной деятельности. Образовательная деятельность осуществляется в разновоз- растных группах. Все обучающиеся с 5 по 11 класс поделены на 4 дома (House), названные по сторонам света: Север, Юг, Запад, Восток. Распределение по домам происходило в форме квеста, учитывая пожелания гимназистов в первый год основания гимназии. В начале каждого учебного года новоприбывшие гимназисты проходят этап распределения по домам и получают письма о зачислении. На первых встречах домов мы с ребятами познакомились, выбрали символ, цвета, легенду для каждого дома и приступили

к созданию герба. Каждый дом насчитывает теперь около 100 детей разного возраста с 11 до 17 лет.

  1. Специфика понимания результативности и результатов внеурочной образовательной деятельности в рамках Си- стемы Домов. Развитие и формирование self skills. Нашей задачей было показать ребятам на деле, как важно уметь сотрудничать и договариваться. Научить гимназистов ува- жать права другого человека, становиться друг для друга возможностью узнать новое, научиться тому, чего раньше не умел и даже не знал. И в итоге вместе воплощать в жизнь свои проектные инициативы. За год ребята провели более ста мероприятий: квесты, викторины, уроки для начальной школы, мультимедийные выставки, спортивные мероприя- тия, мастер-классы, волонтерские акции и др.
  2. Принцип гуманной соревновательности, основанный на без-

оценочном эскпертировании и специально разработанной для Системы Домов программе подсчета баллов. Мы раз- работали отдельное геймизированное приложение, кото- рое позволяет транспарентно и справедливо накапливать баллы за деятельность в Системе. Нами намеренно был заложен дух здоровой соревновательности, который так присущ подросткам, и сам по себе может мотивировать детей творить, участвовать и создавать. Также мы учли дух сотрудничества и ввели категории за командный проект. Дом, набравший наибольшее количество баллов в конце года, получает кубок победителя.

  1. Особые педагогические позиции хаусмастеров. Хаусмасте- ра — это люди с тьюторской компетентностью, наставники, владеющие технологиями создания образовательных собы- тий. Хаусмастера проводят регулярные встречи с участника- ми домов. Как правило, один раз в неделю проходит общая встреча, но также есть индивидуальные встречи, встречи глав хаусов, актива, тематические и др.

На второй год функционирования гимназии появились Хаус-зоны — места наших домов, созданные студией Артемия Лебедева, ориентированные по сторонам света, со своим ди- зайном и символикой. По сути, это настоящие дома для наших воспитанников, где они могут встречаться и обсуждать свои идеи.

При всей успешности функционирования Системы Домов в течение трех лет в гимназии, при необходимости и востребо- ванности подобных практик индивидуализации образования в современных условиях нами было обнаружено следующее:

  • недостаточная проработанность представлений о резуль- татах индивидуализации в образовании;
  • дефицит систем комплексной экспертизы и оценки резуль- тативности процесса индивидуализации;
  • скудность методически и дидактически обоснованных представлений о результатах образования и средствах их экспертизы и оценки.

Решение проблем функционирования и развития Системы Домов как особого способа организации внеурочной деятельно- сти мы связываем с разработкой системы экспертизы и оценки результативности Системы Домов в контексте процесса инди- видуализации. В ее создании мы будем опираться на:

  • оценку уже имеющихся результатов деятельности за три года существования Системы Домов. Около 60 событий и мероприятий проводятся в Системе домов в течение одного модуля (7 недель);
  • трехпозиционную экспертную оценку деятельности и ре- зультатов. Три позиции: гимназист, хаусмастер, админи- страция и педагоги;
  • основу стратегии достижений и развития лидерства. Все инновационные и прогрессивные идеи, способствующие формированию индивидуализации апробируются в гимна- зии, а результаты по ним тщательно анализируются.

Тогда можно будет обеспечить достижение таких резуль- татов индивидуализации образования, как:

  • включенность детей в Систему Домов;
  • активность и планирование образовательной деятельности самим ребенком;
  • инициативность и образовательная коммуникация на ос- нове субъект-субъектных отношений;
  • развитие самоопределения личности;
  • ответственность и увеличение количества старшекласс- ников, осознанно разрабатывающих и реализующих ИОП. Педагогическая и образовательную инфраструктра гим- назии — среда, которая во многом обеспечивает достижение данных особых образовательных результатов, один из ключе- вых компонентов которой — тьюторское сопровождение. Все хаусмастера — сертифицированные тьюторы. Среда в гимна- зии имеет все необходимые характеристики для проявления тьюторского действия. Она вариативна, не структурирована, избыточна, открыта и провокативна. Достигается это за счет понимания и стремления администрации гимназии оставать- ся флагманом образования, быть гибкими и постоянно вне- дрять инновации, способствующие поддержанию наших ценностей и развитию гимназистов.

В тьюторском сообществе принято считать, что важней- шим результатом  профессиональной  деятельности  тьюто- ра является «сформированность у тьюторанта социально- психологического комплекса компетенций, навыков, качеств, являющихся ядром «самости», индивидуальности, субъектно- сти. На наш взгляд, в этом контексте к важнейшим результатам тьюторского сопровождения, профессиональной тьюторской деятельности можно отнести способность к самоопределению и «случившееся» самоопределение, самостоятельность тьюто- ранта, самоактуализацию «через» образовательную деятель- ность и «в» образовательной деятельности, ряд других резуль- татов. К результатам тьюторского сопровождения мы относим появляющиеся у личности «само-»: самоопределение, само- стоятельность, самоактуализацию. В самом широком контек- сте мы под самоопределением понимаем сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Другими словами, самоопределение является мыслительно-деятельностным способом реализации свободы, обретение и проявление личностью индивидуаль- ной свободы. Самоопределение — это ответ самому себе на во- просы «Кем быть?», «Каким быть?» [1].

В работе мы руководствуемся ведущим принципом тью- торской деятельности — принципом индивидуализации, кото- рый состоит в том, «что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным» [2]. Хаусмастер и гимназист начи- нают свое общение в начале года как две свободные и равные личности, они вместе учатся доверять друг другу, обсуждают проблемы и сложности, возникающие на пути у гимназиста, ищут альтернативы, подбирают наиболее подходящие вариан- ты решения проблемы. С одной лишь разницей, как считает Розин В. М., «тьютор имеет опыт решения подобных проблем, и его роли помочь подопечному в их решении, последний же подобного опыта не имеет, и его задача прислушаться к тьюто- ру и взять его советы» [3].

Тьютор — это посредник между личностью и обществом, его задачей является научить личность быть самостоятель- ной и в итоге — стать ей не нужным, передав ей свои техно- логии работы.

Деятельность в House System полна идей, событий, смыс- лов, инициатив и проектов. Начинаем мы с интересов гимна- зистов, идем через увлечения и хобби через желания к ини- циативам и проектным идеям. Часто остаемся на этом уровне, но нередко выходим за рамки инициативы в проектные за- мыслы и открываем новые направления деятельности. При- ведем несколько значимых направлений House System.

В каждом Доме есть свои избранные демократическим пу- тем главы хаусов. Выборы проходят раз в год. Главы хаусов — первые помощники и опора хаусмастеров в постоянной рабо- те с более чем 100 гимназистами. Главы хаусов — это основа самоуправления в гимназии, один раз в модуль они встречают- ся с директором гимназии и выражают чаяния гимназистов.

Волонтерский отряд представляет собой сообщество гим- назистов, желающих активно участвовать в волонтерской деятельности. Выбор направления происходит исходя из ин- дивидуальных запросов гимназистов. Одни выбирают куль- турно-историческое волонтерство,  другие  помогают  людям с ограниченными возможностями, третьи занимаются эколо- гическими проектами, четвертые — волонтеры-медики.

Силами House System созданы музыкальный коллектив, радио, TV-проект. Некоторые ребята берут на себя ответствен- ность за определенные задачи, исходя из своих интересов и за- просов: занимаются освещением и озвучиванием праздников, ведут инстаграм-каналы хаусов, руководят музыкальным кол- лективом, есть свои поэты, певцы, художники, спортсмены, ведущие выставок, создатели афиш к событиям, авторы тек- стов для радио, ребята проводят уроки для начальной школы, ведут ассамблеи. Вместе мы путешествуем по миру с образова- тельными поездками.

У нас есть еженедельные события, традиционные и темати- ческие. Всего около 300 событий проходит в год в House System. Справа приведены некоторые количественные показатели.

На наш взгляд, House System позволяет удерживать в фо- кусе индивидуализацию в институциональной среде — гимна- зии. Мы начинаем работу с начальной школы, где стремимся от стихийных познавательных интересов перейти к устойчи- вым. Начиная с трех лет уже можно отследить стихийные по- знавательные интересы. За 4 года начальной школы уже мож- но выйти в область интересов ребенка. В основной школе мы окультуриваем выявленные интересы. Мы вовлекаем ученика

в деятельность, творчество и проектирование. Используя ин- терес ребенка, мы пытаемся связать его с социальной жизнью. В старшей школе мы работаем с профилями и профессиональ- ной ориентацией. House System создает богатые условия для последовательного проживания всех этих форм воспитанни- ком. В Домах мы стремимся создать избыточную среду для  поддержания интересов ребенка, для навигации и для мас-  штабирования. Система имеет различные форматы: классные часы, уроки старших — младшим, ассамблеи, совет глав, выбо- ры и пр. Заложены возможности для масштабирования: класс, дом, гимназия, район, город, страна. В культурно-предметном векторе это может быть рисунок, выставка, инсталляция, мультимедиа-экспозиция и др. Изменение масштаба тоже мо- жет стать результатом деятельности тьютора.

Показателем результативности в таком типе работы будет изменение во взаимодействии человека с другими и с нормой. Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необ- ходимо строить пространство опробования. Оно возникнет тогда, когда у подопечного есть творчески-продуктивная задача. Итак,  какие  особые  образовательные  результаты  House

System мы считаем значимыми:

  • достижение учащимся своего собственного образа (лич- ностного, профессионального);
  • определение своего пути в образовании;
  • понимание своего запроса к образованию,
  • принятие ответственности за свое будущее.

Это могут быть такие новые «культурные» формы поведе- ния как новый выбор, сдвижка точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых  возможностей,  отказ  от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения.

Продуктами тьюторской работы являются портфолио, индивидуальные учебные планы и программы, исследования и проекты подопечных, тьюторский дневник, количество ини- циатив, событий, проектов, участие в конкурсах и др.

Обязательно нужно учитывать эффекты образовательной деятельности House System. Они никогда не поддаются прогно- зированию и подобны лестнице Хогвартс, но они существуют. Под образовательными эффектами понимаются надпредмет- ные способности, возникающие в результате целой системы педагогических воздействий. П. Г. Щедровицкий отмечает, что, во-первых, направленность педагогических действий мо- жет не совпадать с ожидаемыми эффектами (результатами) обучения. Это говорит о том, что образовательные эффекты не могут быть запланированы, и в этом смысле могут рассма- триваться только как возможные: как предмет проектирова- ния. Во-вторых, педагогические действия обладают отсрочен- ностью проявления эффектов обучения, и закономерности проявления эффектов пока неясны.

Список возможных эффектов:

  • позитивное отношение к жизни;
  • надежды на реализацию жизненных планов и уверенность в будущем («качество человеческого капитала»);
  • формирование активной жизненной позиции подростка, поскольку наличие жизненных планов, степень сформи- рованности представлений о своем будущем и отношение к жизни, выраженное в оптимистической оценке своих жизненных. Появление горизонта;
  • на эмоциональном уровне (переживания, новый стиль жизни);
  • на рефлексивном уровне — по отношению к себе («я как предмет познания») и окружающей действительности (дру- гая картина мира и мое место в ней);
  • развитие таких функций мышления, как анализ, прогноз и в целом рефлексивное отношение к жизни;
  • осознание себя как центр инициатив.

House System гимназии им. Е. М. Примакова является особой   формой   организации   внеурочной  образовательной идеятельности, которая позволяет успешно внедрять и удер- живать процесс индивидуализации образования, формиро- вать self skills, решать текущие и стратегические задачи обра- зовательной организации, опираясь на тьюторский подход.

 

Литература:

  1. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередили- на М. Ю. Профессия «тьютор». М.–Тверь: «СФК-офис». С. 37.
  2. Розин В. М. «Конституирование и природа индивидуализации». Тверь: «СФК-офис». 2014. С.
  3. Розин В. М. «Конституирование и природа индивидуализации». Тверь: «СФК-офис». 2014. С.

 

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости