Формирование субъектности студента СПО в процессе проектной деятельности: от идеи до результата (Новожилова О.В., Барышников И.А.)
 /  Тьюторство в среднем профессиональном образовании / Формирование субъектности студента СПО в процессе проектной деятельности: от идеи до результата (Новожилова О.В., Барышников И.А.)

Формирование субъектности студента СПО в процессе проектной деятельности: от идеи до результата (Новожилова О.В., Барышников И.А.)

Новожилова О.В., Барышников И.А.  Формирование субъектности студента СПО в процессе проектной деятельности: от идеи до результата // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Формирование субъектности студента СПО в процессе проектной деятельности: от идеи до результата

В данной статье представлена авторская практика по развитию субъектности подростков, студентов СПО посредством участия в проектной деятельности. Практика Фестиваль Проектных Раз- работок описывает как этапы развития проекта, так и условия образовательной среды необходимые для реализации данной практики. Данная статья также описывает этапы становления субъектной позиции студента колледжа в процессе проектной деятельности и вместе с этим качества и компетенции, которые формируются в процессе освоения студентом проектирования как осознанного способа достижения образа желаемого будущего.

Ключевые слова: студенты СПО, проектная деятельность, образо- вательная среда, субъектная позиция, развитие компетенций, тью- торское сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут.

 

Сегодня, в условиях быстро меняющегося мира, быстрой смены профессий роль системы среднего специального обра- зования  обретает  повышенную  актуальность.  Это  отражено в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в котором от- мечается, что «только качественное государственное образова- ние может стать условием развития рабочей силы в будущем, которая  должна  стать  более  глобально конкурентоспособной с высшим образованием, знаниями в области управления на- укой и инновациями, что необходимо для обеспечения будуще- го процветания» [1].

В данном документе отмечается также, что несмотря на то, что образование становится все более массовым, но за счет но- вых технологий все более индивидуальным. «Образование все больше ориентируется на практические занятия, поощряются реальные проекты и стартапы» [1].

Исходя из вышесказанного, на первый план выходит новая компетенционная модель, в которой центральными становят- ся личностные «экзистенциальные» компетенции (self skills), которые можно универсально применять на протяжении всей жизни, такие как способность ставить цели и достигать их, способность к саморефлексии,  осознанность,  саморазвитие как способность учиться, разучиваться и переучиваться [2].

Важно отметить, что данные тенденции нашли отраже- ние в стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ и закрепе- лены в комплексе мер, направленных на развитие системы СПО, среди которых:

  • обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики;
  • консолидация ресурсов бизнеса, государства и образова- тельных организаций в развитии системы образования;
  • создание и обеспечение широких возможностей для раз- личных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
  • создание условий для успешной социализации и эффектив- ной самореализации обучающихся [3].

Именно поэтому мы рассматриваем проектирование как технологию, позволяющую каждому студенту построить ин- дивидуальную образовательную программу. Основанием для нас является понимание М. К. Мамардашвили, считавшего, что в проектировании происходит перенос субъективной реаль- ности в объективную, идеи соединяются с чаяниями, а наука открывается человеку как призыв к деятельности и конституи- рует себя как система «кодирования, воспроизведения и транс- ляции определенных знаний, опыта, которым дана человече- ская мера, вернее, размерность возможного» [4]. Тогда освоение студентами профессиональных компетенций в ходе создания своего образа желаемого  будущего  становится  одновременно и условием вхождения в социокультурные реалии жизни.

Данная технология направлена на создание в образо- вательной среде колледжа условий для развития у человека осознанного отношения к себе и к миру на основе готовно-  сти самого студента к свободному и ответственному выбору. Первым шагом является проблематизация и осознание своей позиции по отношению к миру и самому себе, только затем можно выходить на проектирование своего образования, предварительно создав для себя образ желаемого будущего. Под проектированием субъектом своего образования мы по- нимаем единство процесса и результата его движения к обра- зу самого себя. Данное движение принципиально не может  быть осуществлено в заданных извне рамках, оно невозмож- но в нормативно определенном образовательном канале. Субъект сам строит свой собственный индивидуальный обра- зовательный маршрут в образовательной среде, создавая тем самым свое образовательное пространство, которое представ- ляет собой систему событий и полей для проявления его ком- петенций и личностных качеств [4].

Ключевым критерием изменений студента в ходе проектной деятельности для нас является формирование субъектной позиции. В нашей деятельности мы определяем субъектность как способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоя- тельно выстраивать действия и оценивать их в соответствии задуманному, выстраивать планы жизни [5].

Необходимыми условиями для формирования субъект- ной позиции студента являются создание избыточной вариа- тивной образовательной среды; организация тьюторского сопровождения индивидуальных проектов студентов на всех этапах проектирования, что позволит сформировать навыки проектной деятельности (от идеи до продукта), а также са-  мостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач. Следующим усло- вием является организация взаимодействия всех участников образовательных отношений (включая работодателей) по эф- фективной разработке, презентации и реализации проектной деятельности.

Для эффективного внедрения  проектной  деятельности  в ГБПОУ «26 КАДР» разработана тьюторская практика — Фести- валь проектных разработок (далее ФПР).

Цель ФПР — создание образовательного пространства для развития навыков проектной, учебно-исследовательской и аналитической деятельности студентов ГБПОУ «26 КАДР». Для реализации этой цели задачей тьюторского сопровожде- ния становится развитие субъектности студентов, включаю- щей ответственность и проактивность, креативность и твор- чество, самостоятельность и рефлексивность.

Вхождение студентов в проектную деятельность предпола- гает участие в целом ряде событий, организованных тьютора- ми совместно с наставниками и студентами старших курсов, имеющих опыт проектной деятельности. Это такие события как «Запуск года», где представлены образовательные ресурсы колледжа; трехдневная «Проектная сессия», в ходе которой из- меняется расписание и участниками проектирования стано- вятся не только студенты, но и педагоги, наставники и масте- ра; «Вводная программа Центра дополнительного образования» («Вертушка»), в ходе которой организуются деятельностные пробы в различных направлениях дополнительного образова- ния, расширяющих для студентов поле выбора собственного развития. Кроме этого, происходит знакомство студентов с ре- сурсами открытого образования, которые расширяют возмож- ности профессионального и личностного становления.

Все это помогает студентам определиться с проектной идеей, увидеть возможных наставников, партнеров и потен- циальных заказчиков.

Работа  над идеей проходит в течение первого семестра   в ходе изучения курса «Индивидуальный проект», индивиду- альных тьюторских консультаций и встреч с наставниками.   В ходе проработки идеи проекта студенты приобретают навы- ки анализа, формулирования и уточнения цели своего проек- та. Итогом данной деятельности является событие — «Защита проектных идей» как промежуточный итог освоения проект- ной деятельности студентами, которое проводится на каждом подразделении отдельно.

Важной составляющей дальнейших действий по проекти- рованию является второе событие ФПР — «Коворкинг», кото- рый организован для студентов разных подразделений, кото- рые приступили к реализации своего проекта.

Для более качественного развития необходимых навыков студентов происходит также обмен опытом с участниками других проектных групп, а также обратная связь от консуль- тантов — специалистов в разных областях. Благодаря этому участники имеют возможность получить профессиональную консультацию от стороннего компетентного специалиста (т. е. не от своего наставника или тьютора), посмотреть проекты других подразделений, найти возможных партнеров. Важным является еще и тот момент, что студенты, обмениваясь опы- том, могут предложить друг другу интересные пути решения задач. В результате происходит уточнение вариантов и спосо- бов реализации своего проекта, которые помогают завершить индивидуальную дорожную карту проекта.

Перед началом коворкинга студентам предлагается самим

определиться, в какой секции они хотели бы представить свой проект. По итогам этого самоопределения формируются тема- тические коворкинг-секции.

В завершение этапа реализации проекта организуется

«Стендовая защита индивидуальных проектов», на которой студенты предъявляют результаты своей проектной деятель- ности профессиональному сообществу, с представителями которого они могут заключить Договор. Студенты имеют воз- можность попробовать себя в разных позициях: разработчик проекта, эксперт, организатор события.

Завершающим событием является «Финал года», являю- щийся рефлексивным этапом, на котором происходит осозна- ние и самооценка образовательных результатов проектной деятельности.

Рефлексия реализуется методом группового обсуждения на разных уровнях: в группе, в проектной группе, индивиду- ально, а также на основе визуализации и сравнения образа результата и образа желаемого будущего, оценивая приобре- тённые навыки и компетенции.

Для оценки сформированности субъектной позиции сту- дентов в ходе проектной деятельности мы выделяем следую- щие качества: активность, ответственность, самостоятель- ность, саморегуляцию деятельности, а также способность делать самостоятельный выбор и креативность

Таким образом, проектная деятельность позволяет студен- там на практике освоить навыки тайм-менеджмента, команд- ного взаимодействия, оперативного планирования и проект- ного управления, что является неотъемлемой составляющей специалиста, востребованного на современном рынке труда.

Литература:

  1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Мин- экономразвития РФ.— [Электронный ресурс].— URL: http://base. ru/70309010/.
  2. «Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership Moscow. Павел Лукша, 20 апреля 2018 — [Электронный ресурс].— URL: https:// futuref.org/educationfutures_ru
  3. Форсайт-прогноз «Образование-2030».— [Электронный ресурс].— URL: http://emediator.ru/index.php/elearning/novosti/1075-forsajt- prognoz-obrazovanie-2030.
  4. Проектирование образовательного пространства субъекта учеб- но-профессиональной деятельности: диссертация … доктора пе- дагогических наук: 00.01 / Шендрик Иван Григорьевич; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный профессиональ- но-педагогический университет»].— Екатеринбург, 2006.— 401 с. http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2006/Shendrik_I_G_2006.pdf
  5. Педагогический словарь — [Электронный ресурс].— URL: https:// academic.ru/294/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8 A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости