Формы взаимодействия  с  гимназистами в рамках House System областной гимназии им. Е. М. Примакова, направленные на познание себя (Полионова А.В.)
 /  Тьюторство в частной школе / Формы взаимодействия  с  гимназистами в рамках House System областной гимназии им. Е. М. Примакова, направленные на познание себя (Полионова А.В.)

Формы взаимодействия  с  гимназистами в рамках House System областной гимназии им. Е. М. Примакова, направленные на познание себя (Полионова А.В.)

Полионова А.В. Формы взаимодействия  с  гимназистами в рамках House System областной гимназии им. Е. М. Примакова, направленные на познание себя // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Формы взаимодействия  с  гимназистами в рамках House System областной гимназии им. Е. М. Примакова, направленные на познание себя

В статье рассматривается деятельность уникальной «House System» в Гимназии им. Е. М. Примакова, где за основу взят принцип индиви- дуализации при взаимодействии с учениками. Гимназист — это субъ- ект образовательной деятельности — базовая установка в работе хаусмастера. Описаны формы взаимодействия в «House System», через которые реализуется процесс индивидуализации ученика — это груп- повые и индивидуальные тьюториалы, проектная деятельность, образовательные события различного масштаба и уровня.

Ключевые слова: индивидуализация, House System, образовательная система, тьюторское сопровождение, образовательное событие, тьюториал, формы тьюторского сопровождения.

 

В современном мире все больше и больше различных ис- точников информации рассказывают о важности развития «навыков XXI века» — гибких навыков,  значимость  которых в условиях быстро меняющегося и нестабильного мира ставится выше навыков академических.

Задачей образования можно считать не только помощь свои ученикам изучить окружающий их мир, но и обнаружить  в себе таланты, способности и развивать  их. Если обратиться  к федеральному государственному образовательному стан- дарту, то среди личностных результатов освоения основной образовательной программы прописано «формирование от- ветственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и по- строению дальнейшей индивидуальной траектории образо- вания на базе ориентировки в мире профессий и профессио- нальных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально зна- чимом труде. Но, как показывает практика, нехватка препода- вателей, огромное количество отчетности, большой объем ма- териала, который учитель должен «передать» ученику, совсем не оставляют времени и ресурса для достижения требуемых результатов по развитию личности. Традиционная образова- тельная программа ориентирована на мир окружающий и со- всем не держит фокус на внутреннем мира ученика. Зачастую ученик — это объект образования, что, как следствие, влечет за собой отсутствие интереса к учёбе, агрессию, стресс и про- сто скуку. Возникает вопрос — как сделать так, чтобы ученик мог выстраивать свой маршрут образования, с учетом своих желаний, возможностей и в своем темпе.

В гимназии им Е. М. Примакова создана уникальная система домов House System как способ организации внеурочной деятельности для гимназиста. Все обучающиеся с 5 по 11 класс разделены по 4 домам (Houses). Особенность взаимодействия внутри одного дома заключается в том, что это общение разно- возрастных ребят от 5 до 11 классов.

Например, House South — 106 человек, из каждой паралле- ли ориентировочно по 15 человек.

Ребята выстраивают коммуникацию с разными возра- стами — младшие учатся у старших, старшие подают пример младшим. В рамках системы домов заложен соревнователь- ный дух, в конце года один из хаусов становится обладателем кубка, этот соревновательный дух способствует сплочению команды внутри одного дома, учит честной борьбе, умению красиво побеждать и с честью проигрывать.

Во главе каждого  дома  есть  два  хаусмастера — русский и иностранный педагоги-организаторы с тьюторской компе- тентностью. Основная задача хаусмастера — проектировать события, направленные на выявление, поддержку образова- тельных интересов гимназистов, организовывать включен- ность тьюторантов в различные виды деятельности, помогать в реализации инициатив гимназиста. Таким образом, можно считать, что базовым для деятельности House System является принцип индивидуализации, когда каждый ученик сам субъ- ект своей деятельности.

Гимназия — это многопрофильный инновационный об- разовательный комплекс, который позволяет обустроить для обучающихся открытую, вариативную и  избыточную  сре-  ду, что также способствует раскрытию потенциала каждого гимназиста.

Взаимодействие хаусмастера и участника хауса осуществ- ляется через различные формы:

  1. Индивидуальные встречи (тьюториалы) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, пред- ставляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием. Здесь акцент на сосредоточении гимназиста на самом себе. Выяв- лении своих личных интересов, ресурсов и целей. Зачастую индивидуальные тьюториалы выливаются в проектную стараясь создать вариатиивную среду, организовать пробы для гимназиста и после создать условия для рефлексии, что способствует самоопределению гимназиста не только в самом проекте, но и в последующих шагах, после окон- чания проекта
  2. Housemeeting — групповые тьюториалы — еженедельные

встречи участников одного дома, длительностью 1 час. Это более сложная, в сравнении с индивидуальной, форма рабо- ты. Для хаусмастера здесь важно одновременно выполнять несколько  функций:  мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Важно задавать форматы, позволяющие выявлять и поддерживать интересы всех участников House. Наиболее успешный и реализуемый формат — ролевая игра, в смысловую часть которой заложено развитие гиб- ких навыков.

  1. Масштабные образовательные события — один раз в неделю, на протяжении всего учебного года проводятся события на различные темы — привязка к теме учебного модуля, зна- чимым событиям или датам. Мероприятие можно назвать событием, если для отдельно взятого ученика это событие повлечет изменение, оцениваемое самим учеником, как значимое для его образования и активно включенное в меж- событийные связи. Все события, организованные в рамках House System, взаимосвязаны между собой с точки зрения заложенных в них смыслов. В статье «Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения» Т. М. Ковалева и М. Ю. Жилина: «На наш взгляд, индивидуализация обра- зования невозможна без актуализации его событийного начала, которое обеспечивает проявление и становление человека, как субъекта своего образования и жизни в целом». Закладывая в образовательное событие различные условия  взаимодействия  ученика  с  окружающей  средой,  можно получить неожиданные и непрогнозируемые образовательные результаты.

Результатом индивидуализации в рамках системы домов можно считать самоопределение человека в настоящем време- ни, через осознание прошлого и способности проектировать свое будущего.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости