Тьюторство как ресурс формирования УУД младших школьников
 /  Библиотека / Тьюторство в начальной школе / Тьюторство как ресурс формирования УУД младших школьников

Тьюторство как ресурс формирования УУД младших школьников

Тьюторство как ресурс формирования УУД младших школьников

Скворцова Т.В., заместитель директора по УВР,

 учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 1» г Чебоксары

Степанова В.Н., педагог- психолог, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г Чебоксары

В последнее время ведется много разговоров о ФГОС, о применении различных технологий, которые обеспечивают формирование универсальных учебных действий обучающихся (8).

Мы согласны с точкой зрения С.В.Дудчик, «что современному учителю начальных классов необходимо не только знать предмет и методику его преподавания, но и хорошо владеть технологиями личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимся своего образовательного заказа.» (2)

К таким технологиям относятся технологии открытого образования, в частности, технологии тюторства. На сегодня сложился ряд условий и вызовов, которые делают возможным более массовое использование технологий тьюторского сопровождения в школе.  Тьюторское сопровождение -это особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником младших классов своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия. (3) Среди основных результатов, получаемых в различных тьюторских практиках к концу основной школы выделяют:

  • учебное и раннее профессиональное самоопределение;
  • умение делать простой и сложный выбор;
  • оформление собственных интересов;
  • понимание и сознательное подчинение норме;
  • опыт строительства и реализации новых норм;
  • опыт работы с ресурсами различного типа;
  • опыт самопрезентации в различных сообществах;
  • опыт работы в команде;
  • умение анализировать и корректировать собственную деятельность;
  • опыт самооценки;
  • опыт строительства собственной индивидуальной образовательной Траектории (5)

Мы считаем, что процессы, запускаемые   тьюторскими практиками, напрямую связаны с процессом формирования УУД и их результатом.  Некоторые тьюторские пробы и практики можно рассматривать как исследовательскую деятельность ребенка. В свою очередь, исследовательская деятельность сама по себе метапредметная деятельность, достигающая метапредметных и личностных результатов. Мы считаем, что в этом контексте между исследовательской деятельностью и тьюторской практикой очень много точек пересечений.

Например, основные действия (постановка задач, планирование решения задач, выдвижение гипотез, сбор информации, анализ данных, наблюдение и т д.).

В результате этих действий развиваются метапредметные и личностные способности:

любознательность;

умение мыслить и действовать в неопределенной ситуации;

критическое мышление в предметных областях;

умение осуществлять проблемный анализ и отбор информации;

способность нестандартного видения ситуации;

способность продуцировать вопросы;

Создаются продукты исследовательской деятельности и тьюторских проб обучающихся:

артефакт (модель, макет, коллекция и т.п.);

собственный текст;

электронная презентация;

стендовый доклад;

фильм, фотоальбом;

творческий отчет;

другое.

Пересечения мы увидели и в формах реализации этих деятельностей обучающимися:

групповая исследовательская работа/ образовательное событие

групповой исследовательский проект/ тьюторский групповой проект

исследовательский семинар/ тьюториалы

исследовательский практикум/ тьюторские пробы

исследовательский фестиваль/Фестиваль проектов

другое.

Исследовательская деятельность, так же как тьюторские пробы являются средством достижения личностных результатов, решения личностных и социальных проблем (формирование критического мышления, формирование собственной предметной, ценностной позиции по вопросу, формирование и предъявление собственных суждений, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения и т.д.).

Это инновационные образовательные практики, содержание которых становится деятельность ученика, его цели и задачи, его индивидуальный результат. (9)

Мы осознали новые вызовы, приняли и задумались о механизмах формирования УУД и их «измерителях». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. (8)

В начальной школе мы работаем с познавательным интересом младших школьников. В технологии тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников решается основная задача деятельностного подхода – развитие субъектности ученика, осознающего, что и зачем он делает.

В школу приходят разные дети: по уровню подготовки, по внутреннему наполнению и порой войти в ритм школьной жизни и принять новый статус бывает сложно и взрослым, и маленьким. И, конечно же, педагогу приходиться искать пути, тропинки для каждого ученика, чтобы эта дорога дарила радость принятия   и открытия себя.

Мы нашли свои тропы, по которым сопровождаем своих учеников. В этом нам помогают технологии открытого образования, тьюторство.  В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы.

В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.  Мы согласны, что индивидуальный подход-это работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат), а индивидуализация-это работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат). Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов обучающегося, помогая ему реализовывать его цели. (7)

Наша история началась два года назад. В первый класс пришла девочка, назовем ее Олеся. Адаптация ее к условиям школы шла сложно.  В этот момент использовались различные традиционные методы и приемы в работе с ребенком. У нас уже был опыт работы с Картой интереса детей, и в этом случае мы решили использовать этот опыт.  Карта интереса позволяет   выявить, зафиксировать и реализовать познавательный интерес ребенка.

Девочке были интересны кошки (я – царица, кошка), она представляла себя акробатом, балериной, певицей. Притязания были велики, а наблюдаемые реалии далеки от желаемого. Не просто складывались отношения со сверстниками и со взрослыми, демонстрировалось нежелание посещать некоторые занятия, например, физической культуры, хореографии. Наблюдалась недостаточная сформированность социально – бытовых навыков.

На уроках русского языка и математики девочка могла пребывать в некой «задумчивости» и    не удерживала темп работы класса.

По традиции на новый год в школе проходит Рождественский бал, когда на сцену дворца культуры выходит каждый ребенок класса. Класс Олеси выступал с красивым танцем «Полонез», но не смотря на репетиции и ее желание быть певицей, танцовщицей, вывести ее на сцену стоило трудов многим.

Так прошли не простые для нас полгода. А после нового года у нас в школе начинает работу Фестиваль проектов. Малышня загорается идеями, выстреливает их бурная фантазия и становиться выпуклым их познавательный интерес. Не каждый из фантазеров- проектантов доводит свой замысел до продукта- до презентации, но нашей Олесе это удалось. Конечно же, рядом были: учитель с тьюторской позицией, родители девочки, которые сопровождали ее интерес.

Однажды в конце зимы, в солнечный день, Олеся с мамой обнаружила на проталинке гусеницу и решила ее забрать домой. Рассказала о своей находке учителю, который поведал ей о том, что помочь гусенице стать бабочкой можно и в домашних условиях. Девочка загорелась этой идеей, осуществила ее и захотела рассказать об этом одноклассникам. Первоклассникам понравилось  выступление Олеси, оно вызвало шквал вопросов, на которые девочка отвечала со знанием дела и достоинством, продемонстрировав свой артистизм и эрудицию.

Во втором классе Олеся согласилась на выступление перед взрослой аудиторией студентов, будущих педагогов, очень волновалась, но справилась со своим состоянием с помощью учителя- тьютора.  Студенты отметили одну необычность, учитель   находился рядом и держал за руку ребенка. Девочка была окрылена, довольна своей работой. В рефлексии Олеся отметила, что она очень заволновалась, но сумела справиться с волнением, потому что ее держали за руку.

Не каждый тьюторский проект может быть представлен на научно- практической конференции младших школьников   в нашей образовательной организации, потому что есть определенные требования к оформлению работы и ее презентации. Олеся изъявила желание попробовать свои силы в НПК. Началась подготовка: консультирование по структуре работы и оформлению, составление опорного конспекта выступления, презентации. Нужно отметить, что секция, где выступала со своей работой Олеся была многочисленной и претенденты на победу были сильными. По итогам работы секции «Естествознание: живая природа» девочка получила диплом 2 степени, была отмечена членами серьезного жюри.

Наблюдаемые эффекты этой работы были такими: девочка почувствовала себя успешной, интересной для слушателей, получила опыт выступлений и создания презентаций, опыт наблюдений за внешними изменениями гусеницы, за короткий срок девочке удалось сделать сложные шаги к управлению своим состоянием, собой.

Мы считаем, что тьюторские технологии являются мощным ресурсом в формировании УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных).  Следует учесть, что процесс формирования УУД сложен и ждать скорых результатов в отдельных случаях мы не можем, поскольку это бывает связано со многими факторами, в частности со здоровьем, как в нашем случае.

Ставки тьютора в нашей школе нет, работу вели и ведут педагоги, кто удерживает эту позицию «тьютора».  В процессе нашей работы с познавательным интересом младших школьников средствами тьюторского сопровождения мы родили дневник тьютора.

Данный дневник опирается на технологию развития познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения (автор и разработчик Дудчик С.В.) (4) и предназначен для тех, кто работает с детьми младшего школьного возраста. Станицы из дневника представляют собой таблицу, соответствующую этапам технологии: ориентировочному (мотивационно-стимулирующий), мотивационному (содержательно-деятельностный), формирующему (эмоционально-оценочный).

Дневник заполняется тьютором после каждой встречи с тьюторантом (тьюторантами). Он служит для фиксации этапов технологии развития познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения.

Данная технология представляет собой единство ее основных блоков – ориентировочного; мотивационного; организационно-деятельностного или формирующего. Данная технология обеспечивает индивидуализацию и развитие познавательного интереса младших школьников, становление новых способов и форм организации познавательной деятельности. Технология является многоступенчатой, все части ее взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему познавательного развития младшего школьника, причем иерархическая подчиненность блоков не является строго вертикальной.

Первый, мотивационно-стимулирующий, этап (ориентировочный этап развития познавательного интереса) имеет своей целью:

1) адаптацию и функционирование младших школьников в новых условиях тьюторского сопровождения;

2) повышение познавательной мотивации;

3) выявление и осознание младшим школьником своего интереса в рамках учебного предмета;

4) осознание субъективной значимости познавательного интереса.

Для реализации этих целей в качестве средства на данном этапе используются следующие тьюторские способы: способы работы учителя: беседа, консультирование, диагностика, фиксация познавательного интереса, работа с портфолио; способы работы ученика: представление имеющегося объема знаний по теме, представление своего «я», своего интереса, любимых дел, игрушек, рассказ об истории своего вопроса.

В качестве задач второго, содержательно-деятельностного этапа (мотивационный этап развития познавательного интереса), намечается:

1) повышение уровня познавательной активности, направленной на организацию сбора и анализа материалов по выбранной теме;

2) повышение уровня познавательной самостоятельности, выраженной в способности самостоятельно мыслить и действовать, применять полученные способы на практике в измененных условиях;

3) стимулирование желания к тьюторскому взаимодействию, к творческому подходу при применении тьюторских способов, выработке собственного мнения, выражению эмоциональной оценки.

Мотивационный этап включает в себя следующие способы работы учителя и ученика: способы работы учителя: нахождение вопросов в представленном материале, сужение или расширение темы, помощь в составлении «карты интереса», информирование, анализ и консультация по портфолио; способы работы ученика: сбор и анализ портфолио, выделение познавательного вопроса, составление «карты интереса», определение темы выступления.

На этом этапе большое значение придается работе с познавательным вопросом младшего школьника. В тьюторском сопровождении работа с познавательным вопросом включает в себя три этапа: 1) выбор интересующей темы, 2) сужение темы до вопроса, 3) выдвижение проектов решения. Каждому ученику предлагается выбрать для работы какую-то тему, которая будет ему интересна длительное время. Чтобы помочь ученикам принять правильное решение в выборе темы, предлагается составить список всевозможных вариантов. Для правильного выбора, младший школьник должен оценить каждый вариант с точки зрения наиболее важных критериев: личный интерес (будет ли эта тема интересовать меня в течение шести месяцев? почему мне интересна эта тема?); актуальность темы (достаточно ли материала, данных, чтобы следить за развитием темы? интересна ли эта тема другим?); наличие и доступность информации (смогу ли я найти интересные сведения по теме?); возможность собственного роста (расширит ли исследование этой темы  мой кругозор?). Эта работа проводится на педагогической ситуации «заинтересовывания», назначение которой – вовлечь ребенка в процесс, проблему.

После формулировки познавательного вопроса младшим школьникам предлагается составить «карту интереса», которая могла бы помочь в сборе информации по теме. Под составлением «карты интереса» понимается выявление образовательных ресурсов, в которых ученик может найти информацию по интересующей теме. Обязательными элементами «карты интереса» являются: общая характеристика «мест», обеспечивающих пополнение недостающей информации, их местоположение, порядок посещений. Для введения этого способа использовалась педагогическая ситуация «разведка». На этом этапе учитель может предложить работу по сбору портфолио, которое способствовало бы сбору и анализу материала по интересующей теме.

Тьюторские способы, использованные на этом этапе, ориентированы на проявление младшим школьником познавательной самостоятельности, активности, стремления найти оригинальный путь решения разнообразных учебных задач. Все это оказывает позитивное влияние на развитие содержательно-деятельностного компонента познавательного интереса.

Эмоционально-оценочный этап (Формирующий этап развития познавательного интереса) включает в себя в качестве важнейших звеньев организацию представления познавательного интереса и анализ этого представления. Цели данного этапа:

1) осознание младшим школьником значения представления познавательного интереса, способов работы, полученных результатов для себя;

2) содействие проявлению стремления к самореализации и рефлексии.

Цели третьего этапа помогают решить специальные тьюторские способы, разработанные как для учителя, так и для ученика: способы работы учителя: помощь в составлении опорного плана-конспекта, помощь в оформлении презентации познавательного интереса, помощь в выборе формы презентации, организация консультации по итогам презентации; способы работы ученика: составление карты памяти, составление карты сообщения, составление опорного плана конспекта, выбор формы презентации, анализ презентации.

При помощи этих способов младший школьник может проанализировать и оценить свои и чужие способы действий, результаты, а также происходящие в себе и других изменения. Эти способы содействуют актуализации ценностно-смысловой функции, самореализации и рефлексии, которые позитивно влияют на развитие эмоционально-оценочного компонента познавательного интереса.

На заключительном этапе идет работа по подготовке учеников к презентации познавательного интереса. Для этого в классе создается ситуации «выбора», требующие от школьника более глубокого понимания собранного материала. Младшим школьникам предлагается осмыслить собранный материал, найти необходимую информацию для презентации, определить связь между собранной информацией, отстоять свою точку зрения. На этом этапе ученик с учителем-тьютором готовит карту сообщения и текст доклада. Специально готовятся макеты, рисунки, плакаты необходимые во время выступления. Для каждой презентации интереса подбирается соответствующая форма выступления (академическое выступление, драматизация, сценка, устный журнал, реклама, телепередача, конкурс, викторина и др.)

Формирующий этап, с одной стороны, завершает технологическую цепочку, а с другой стороны, становится началом нового технологического развертывания.

Страницы из дневника тьютора

по сопровождению познавательного интереса младшего школьника

ФИО тьютора_____________________________________________________________________________________________________________________________

МБОУ «НОШ №1» города Чебоксары
ФИО тьюторанта или группы______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Фиксация познавательного интереса

 (ориентировочный этап)

дата Способы тьюторской работы Выбор способов тьюторской работы
Беседа, индивидуальная консультация, анкетирование 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Диагностика, тестирование, наблюдение(авторы, названия методик) 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Рассказ о себе, история возникновения интереса. 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Представление «своего Я» ( что люблю?, что нравится? и т.д.) 1.Проблема:

2. В беседе выяснилось

3.Результат встречи:_

 

Организация сбора и анализа информации по теме

(мотивационный этап)

дата Способы тьюторской работы Выбор способов тьюторской работы
Составление и помощь в составлении «карты интереса» 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Формулировка вопросов, сужение и расширение темы 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Информирование 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:_

Сбор портфолио 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:_

Анализ и консультация по портфолио 1.Проблема:

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Определение темы выступления 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

 

Организация презентации (формирующий этап)

 

дата Способы тьюторской работы Выбор способов тьюторской работы
Работа с трудностями, выбор формы презентации. Помощь в выборе формы презентации 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Составление опорного плана- конспекта. Помощь в составлении карты- сообщения и опорного плана – конспекта. 1.Проблема

2.В беседе выяснилось: 3.Результат встречи:

Помощь в оформлении презентации 1.Проблема

2.Выяснилось

3.Результат встречи

Анализ презентации интереса, перспектива развития интереса 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:

Рефлексия по итогам презентации 1.Проблема

2.В беседе выяснилось

3.Результат встречи:___________

 

Отследить динамику изменений в формировании УУД каждого ребенка нам позволяет психолого-педагогический мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе на основе авторской методики “УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ”(6)

Цель мониторинга — отследить динамику развития универсальных учебных действий у каждого ребенка и у группы детей за 4 года обучения в начальной школе.   Этот мониторинг – перспективный инструмент анализа, отвечающий целям и задачам деятельности современного педагога. Кроме того, освоение программы мониторинга, позволяет педагогу подняться на новый уровень профессионального развития и мастерства, считают авторы методики и мы с этим согласны.

Процесс формирования УУД непростой. С 1 по 4 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке.

Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». (1). Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз относительно достижения или недостижения учащимися конкретного класса метапредметных образовательных результатов начальной школы.

Работа и по формированию УУД и использование тьюторских технологий с обучающимися продолжается, и мы считаем, что результаты   данной технологии следующие:

1.По отношению к младшим школьникам – развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций.

2.По отношению к учителю начальных классов – повышение его функциональной грамотности в результате овладения технологией тьюторского сопровождения.

3.Тьюторское сопровождение – ресурс для формирования УУД.

Литература

  1. Беглова Т. В., Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016
  2. Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение в начальной школе. Сб. «Модернизация современного образования: теория и практика». –М.: ИТИП РАО, 2004 г.
  3. Дудчик С.В Тьюторство в начальной школе. Особенности возраста. Сущность, цели, задачи тьюторского сопровождения. Формы и методы. Учебно-методическое пособие: «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 5-8», М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.
  4.  Дудчик С.В. Развитие познавательного интереса младшего школьника средствами тьюторского сопровождения. Монография. М., ОАО «ИТКОР»., 2016
  1. КовалеваТ.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  2. МеркуловаТ.В., ТеплицкаяА.Г., БегловаТ.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь.2 класс/ под редакцией М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016 г
  3. Никулина Т.Г. Использование технологий тьюторского сопровождения учащихся при внедрении новых государственных образовательных стандартов. Августовская конференция работников образования Секция настоящих и потенциальных тьюторов. Чебоксары 2010 года
  4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  5. Черепанов М. С. Подходы к оценке метапредметных и личностных результатов исследовательской деятельности учащихся. I Всероссийская научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ «Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы» ноябрь 2012 г.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости