Тьюторское сопровождение проектной деятельности обучающихся в начальной школе (из опыта педагогической практики)
 /  Библиотека / Тьюторство в начальной школе / Тьюторство в открытом образовании / Тьюторское сопровождение проектной деятельности обучающихся в начальной школе (из опыта педагогической практики)

Тьюторское сопровождение проектной деятельности обучающихся в начальной школе (из опыта педагогической практики)

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Тьюторское сопровождение проектной деятельности обучающихся в начальной школе (из опыта педагогической практики)

Воеводина Татьяна Владимировна, Московский городской педагогический университет, студент ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, tatiana.voevodina.2017@mail.ru

Фоменко Марта Васильевна, Московский городской педагогический университет, студент ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, zolotovavilon@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается значимость тьютора в образовательном процессе, а также важность тьюторского сопровождения обучающихся в проектной деятельности на примере конкретных тем. Эта статья будет полезна учителям начальной школы, выпускникам педагогических вузов, родителям и законным представителям обучающихся.

Ключевые слова: Тьютор, тьюторское сопровождение, педагог, проектная деятельность, проект, младший школьник.

Актуальность данной темы связана с тем, что все больше специалистов в сфере образования твердят о том, что обучение должно учитывать потребности ребенка. Но как это осуществить? Ведь чтобы знать потребности ученика, педагог должен интересоваться его жизнью вне школьных предметов. Перед маленьким человеком стоит огромная задача — познать самого себя, а для этого ему нужен внимательный помощник. Так появилась новая педагогическая фигура — тьютор. В Российской Федерации должность тьютора утверждена и введена Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216-н и 217-н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725). Тьюторство в современном образовании — это педагогическая позиция, которая связана с организованной специальным образом системой образования, при этом учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются исходя из познавательного интереса, склонностей и способностей ученика [2]. В чём же разница между учителем и тьютором? У учителя фокус внимания направлен на предмет, который он преподает, а у тьютора на интересы человека. Эта разница фокусов разводит позицию тьютора и позицию учителя. Таким образом, тьютор это не только помощник для ребёнка в решении его жизненных задач, он также помогает педагогу сформировать образовательную среду, создать индивидуальный образовательный маршрут, найти доступный способ подачи материала и т. д. В настоящее время существует множество моделей тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе, каждая из которых представляет собой сложную систему, обеспечивающую особый подход к способностям и проблемам детей. Ожидаемые результаты регулярной тьюторской работы: 1)  поисковая активность учащихся, творческие способности, желание исследовать интересные вопросы; 2)  мотивация тьюторантов к обучению и навыки самостоятельного достижения образовательного результата; 3)  открытость тьюторантов к коммуникациям с разными взрослыми и детьми; 4)  уверенность тьюторантов в собственных возможностях достижения целей; 5)  эмоциональная устойчивость, настойчивость тьюторантов. Под технологией тьюторского сопровождения участников понимается целенаправленная деятельность тьютора, способствующая максимальному включению обучающегося в деятельность, становлению его как субъекта личного развития, формированию мотивов и интересов. Одной из  технологий тьюторского сопровождения является проектная деятельность. На современном этапе проектная деятельность рассматривается как личностно ориентированная технология, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и другие методики. Для педагогов актуальным становится использование таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно

добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения [1]. Тьюторское сопровождение обучающихся в проектной деятельности содержит в себе и научно-методическую, и психологическую поддержку от момента формулирования замысла до его реализации и рефлексии полученных результатов. В нашей практике мы ориентировались на пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Перед обучением правильному формулированию исследовательского аппарата мы познакомились с обучающимися. Нами использовались игры на знакомство, например, «Правда или ложь» (нужно назвать свое имя и три факта о себе, два из которых — правда, а один — ложь. Остальным нужно догадаться, что именно является ложью), «Расскажи о себе в трех словах» (каждый называет 3 любые слова, которые наиболее полно его характеризуют). Сама методика проведения включает два этапа: тренировочные занятия и самостоятельные учебные исследования. Начнем с тренировочных занятий, где можно провести, например, мини-исследование «Как справиться с волнением за 1 минуту?» Этот этап сопровождается вводной беседой о том, что такое проектная деятельность, как она проводится, разбирается каждая часть проекта, то есть мы знакомим обучающихся с научным аппаратом исследования, либо повторяем его, если дети уже не первый год занимаются проектной деятельностью. Здесь важно подобрать тему мини-исследования, которая точно увлечет детей и будет им полезна в жизни, чтобы на следующее занятие они шли с радостью. На тренировочных занятиях мы выполняем задания для развития умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать умозаключения и др. Приведем пример задания для развития умения формулировать проблему: «Продолжи рассказ» «Утром ученик вместе с другом спешил в школу. Они стояли на светофоре, ожидая зеленого света, как вдруг на большой скорости ехала машина по огромной луже и окатила его, испачкав школьную форму…»  Продолжи рассказ от имени: самого ученика; его друга, которого не окатили; других пешеходов; водителя автомобиля; учителя, к которому и опаздывали ученики. Тьютор приводит пример, затем ребятам дается несколько минут на обдумывание. Если детей не больше 5, то каждому надо будет выбрать одну из предложенных тем. Потом каждый делится своим вариантом развития событий. Далее уже переходим ко второму этапу  — проведение самостоятельных исследований. Тьютор выступает в роли наставника и советчика в организации дальнейшей деятельности. Конечно, обучающиеся могут сами выбрать тему проекта, изучением которой они хотели бы заниматься, однако зачастую именно тьютор предлагает тему или вариацию тем проектов, исходя из интересов самого ребенка. Для помощи в определении темы мы с детьми играли в игру «Шляпа». Правила такие: один человек подходит и тянет наугад бумажку с вопросом и отвечает на него. Что тебе интересно больше всего? Чем хочется заниматься в первую очередь (математикой, спортом, и т.п.)? Какие профессии тебе интересны? и др. Возможно использование «Мозгового штурма». Если вопросы не помогали в выборе темы, то детям предлагались области знаний (изображенные на облачках), с обратной стороны которых ребенок мог увидеть список тем. Плюс ко всему, тьютор, обладая большей осведомленностью в требованиях к проектной деятельности, оказывает неоценимую помощь в формулировании целей, задач, гипотезы проекта. Одновременно с этим, обучающиеся учатся самостоятельно рассуждать, что в дальнейшем приведет к их большей самостоятельности при осуществлении проектной деятельности. После выбора темы, начинается сбор материала. Тьютор  предлагает юным исследователям список необходимых источников (книги, статьи, ссылки). Этот пункт также может даваться в качестве домашнего задания. Например, по теме исследования «Влияет ли оформление школьных стен на эмоциональное состояние учеников?» ребята находили и читали интересные статьи, выделяли важную информацию. Пример одного из таких заданий: обучающимся выдавалась таблица, поделённая на две колонки.

В первой колонке были выписаны необходимые цвета для школьных стен, а во второй колонке юные исследователи ставили плюсы и минусы при анализе своей школы. На следующем занятии, мы, проверяли и обобщали полученные данные. Основная задача тьютора на данном этапе — задать алгоритм действий, чтобы ребенок впоследствии сам мог осуществлять работу с данными, умел выделять главное и второстепенное, правильно распределяя информацию в своем проекте. От типа проекта: практический или теоретический, зависит выбор дальнейших действий: могут выполняться различные упражнения, тренинги по своей теме, игры, проводиться опросы и анкетирования. Так в начале нашего проекта «Эмоциональный интеллект: что это, для чего и можно ли развить его в себе?» обучающиеся ответили на вопросы методики Н. Холла для оценки эмоционального интеллекта, а уже в конце всей работы мы проводили с ними опрос Шутте «Эмоциональный интеллект». Таким образом, мы измерили начальный уровень эмоционального интеллекта, и на протяжении всей проектной работы ребята выполняли упражнения и тренинги, нацеленные на развитие их эмоционального интеллекта. Тем самым, они могли сравнить полученные результаты в начале и конце проекта, порассуждать и сделать вывод, можно ли развить эмоциональный интеллект или нет. Когда проект был подготовлен, юные исследователи учились составлять доклад и презентацию, репетировали текст, готовили буклеты или альбомы. Шаблоны буклетов готовятся тьюторами заранее. В них ребята самостоятельно заполняют аппарат исследования, записывают интересные факты, выполняют задания (например, «Заполни таблицу и сравни цвета твоей школы с необходимыми цветами из литературы, которую мы изучили», «Составь и запиши советы и рекомендации»). С примерами буклетов вы можете ознакомиться, перейдя по ссылкам из списка литературы. Завершающим этапом является анализ итогов проекта, где ребенку с помощью тьютора важно увидеть результат своей деятельности и провести рефлексию после защиты своего проекта перед одноклассниками, родителями и экспертами. Таким образом, тьютор — это не человек, знающий ответы на все вопросы обучающихся, это, прежде всего специалист, который сопровождает деятельность учащихся на всех этапах, качественно организует информационный обмен и побуждает учеников к постоянному саморазвитию. В особенности, в процессе проектной деятельности тьютор помогает развить умение оценивать результаты своей деятельности, учит работать с информацией, взаимодействовать в команде и планировать свою деятельность, нацеленную на получение какого-то результата.

Литература

  1. Долгошеева Е. В., Кондакова И. В., Корякина Г. А. Особенности орга-низации проектной деятельности обучающихся начальных клас-сов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 3. С. 16–24.
  2. Клишина О.Н. Роль тьютора в проектной деятельности учащегося // Инновационная наука. 2016. № 6–2. С. 220–223.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. Самара: МГПУ, 2004. 78 с.

Интернет-документы

  1. Воеводина Т.В., Колгушкина С.А., Титова Т.А. Эмоциональный ин-теллект: что это, для чего и можно ли развить его в себе? // Известия ИППО. 2021. URL: http://izvestia-ippo.ru/tematicheskie-sbornikidlya-issledova-2/ (дата обращения: 27.07.2021).
  2. Хрусталёва Н.В., Лыко Ю.А., Фоменко М.В. Влияет ли оформление школьных стен на эмоциональное состояние учеников? // Известия ИППО. 2021. URL: http://izvestia-ippo.ru/tematicheskie-sbornikidlya-issledova-2/ (дата обращения: 27.07.2021).

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости