Воскресенье
12 ДекТьюторское сопровождение образовательного самоопределения старшеклассников в условиях открытого образования
Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции) ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.
Тьюторское сопровождение образовательного самоопределения старшеклассников в условиях открытого образования
Федотова Яна Владимировна, ГАОУ ВО МГПУ,Дирекция образовательных программ, магистерская программа «Тьюторство в сфере образования», магистрант 2 курса, Москва, yana.kaktus@mail.ru
Аннотация: В современном мире образование становится все более открытым, разрабатываются и внедряются новые формы и технологии организации образовательной деятельности. Человек постоянно стоит перед освоением возможностей открытого образования. Что, если этот человек – старшеклассник, который в силу особенностей взросления испытывает трудности перед выбором своего образования. Как помочь старшекласснику «расширить горизонты образования», ввести образование в непрерывный процесс?
Ключевые слова: Образование, институт образования, самоопределение, старшеклассник, тьютор.
На сегодняшний день количество информации стремительно растет, приобретая новую форму. Человек все чаще находится в ситуации неопределенности, где ему нужно постоянно делать выбор.Рассматривая вопрос образования в современном мире, можно утверждать, что образовательный процесс выходит за рамки образовательного учреждения и становится открытым, превращаясь в непрерывный процесс самообразования. Взрослый человек, зная себя, понимая свои ресурсы, легче может справиться с проблемной ситуацией, в отличие от старшеклассника, только формирующего представление о себе, переживающего особенности своего взросления. Старшим подросткам непросто сделать выбор относительно своей жизненной цели: они только учатся самоопределяться, выбирать существенное для себя, определять ресурсы, расставлять приоритеты. В этом возрасте старшеклассники испытывают противоречие: с одной стороны, для них является значимым внешнее оценивание их индивидуальности; с другой, они демонстрируют показное равнодушие к внешней оценке, и пытаются предъявлять собственные критерии оценивания. Мотивы учения старшеклассников изменяются. Складывается новая мотивационная структура учения. Личностный смысл и особую действенность приобретают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни: старшеклассник учится ста-вить жизненную цель, поступать осознанно, расставлять приоритеты, оценивать собственную деятельность, самостоятельно определять свой жизненный ориентир. Для того, чтобы старшеклассник самостоятельно совершил действие собственного выбора и правильно оценил данное действие, ему нужна помощь педагога, который обсудит с ним его познавательные интересы и расширит спектр индивидуальных образовательных возможностей. Таким педагогом в общеобразовательном учреждении является специальная фигура — тьютор или педагог с тьюторской компетентностью. Тьютор через основную форму работы, тьюториал, выстраивает с обучающимся его индивидуальную образовательную программу (ИОП). ИОП — результат совместной деятельности тьютора и тьюторанта по индивидуализации образования. Работа по взаимодействию тьютора с тьюторантами начинается с прояснения образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания и последующей реализации ИОП, осуществление поэтапной образовательной рефлексии обучающихся. Почему именно тьютор решает эти задачи? Тьюторская позиция педагога отличается от позиции педагога-предметника, психолога, классного руководителя. Педагог-предметник отвечает за предметную составляющую и ее освоение обучающимися. Психолог в своей деятельности ориентируется на психологические особенности обучающихся. Классный руководитель направляет свою деятельность на создание благоприятного коллектива в классе. Деятельность тьютора направлена на создание условий формирования субъектной позиции обучающегося, формирование умения самостоятельно анализировать и оценивать собственную деятельность. Более того, тьютор способствует формированию отношения к образовательной деятельности обучающегося таким образом, чтобы он освоил умения использовать свои знания, смог понимать дефициты в знаниях и находил способы восполнять их. Для старшеклассника помощь тьютора в осуществлении его образовательной деятельности может способствовать дальнейшему выбору обучающегося в соответствии с его личностными, профессиональными, социальными интересами. Под образовательным самоопределением мы понимаем такое взаимодействие тьютора и тьюторанта, где тьюторант исследует себя, свои контексты, свои возможности, и на этапе рефлексии самостоятельно выбирает свою деятельность, осознанно ставит цель, определяет необходимые ресурсы для ее достижения, понимает дефициты в своих знаниях и находит способы и формы их освоения. Следствием такого взаимодействия старшего подростка с тьютором становится его самостоятельное определение выбора своей деятельности, осознанная постановка цели, определение необходимых ресурсов для достижения этой цели; понимание, каких знаний у него не хватает и где он может восполнить пробелы. Для становления у старшеклассников навыков самоопределения тьютор организует события, направленные на развитие образователь-ных интересов учащихся, их коммуникативных компетентностей, умение включаться в проектную, исследовательскую, игровую деятельность, а также на освоение рефлексии собственных действий. Совместная деятельность тьютора и старшеклассника создает возможность непрерывного образования обоих субъектов деятельности в условиях постоянно расширяющейся открытой образовательной среды, самостоятельного определения уровня, темпа, содержания, сроков образования. При таком взаимодействии тьютор придерживается определенных дидактических принципов: индивидуализации, открытости, гибкости, непрерывности. Как было отмечено выше, одной из задач тьютора является вовлечение обучающегося в ту самую деятельность, в который он смог бы опред-лить для себя дальнейший шаг в своем образовательном пути и выстроил свою ИОП. Для того, чтобы старшеклассник начал делать осознанно выбор, оценивал эту программу и свою деятельность, ему необходимо совершить образовательную пробу в рамках образовательного учреждения. Под образовательной пробой понимается образовательное действие, становящееся для обучающегося событием, в котором обучающийся приобретает опыт собственного действия, испытывает свои границы, через последующую рефлексию оценивает собственные действия и на основе своих открытий может спроектировать следующий шаг. Старший подросток, в отличие от младшего подростка, уже способен самостоятельно проектировать действия, позволяющие ему достичь своих целей. Тьютор на всех этапах тьюторского действия лишь направляет старшеклассника и помогает ему обнаружить собственный ведущий смысл. Ведущий смысл субъекта — тот смысл, который не только мотивирует субъекта на деятельность, но и постоянно находится в фокусе его внимания. Другими словами, ведущий смысл — это то, ради чего совершается деятельность. Для того, чтобы старшеклассник обнаружил свой ведущий смысл, ему следует понять, в каких контекстах он находится, какими ресурсами обладает и какие у него дефициты. Ему нужно не только понимать себя в рамках возможных контекстов, но и «взглянуть со стороны» на свою деятельность для обнаружения чего-то значимого для самого себя [1]. В первую очередь, тьютору следует продиагностировать тьюторанта не только для того, чтобы понимать индивидуальность субъекта, но и для определения дальнейшей динамики всего сопровождения. Тьютором может быть использован инструмент картирования [2]. На проектировочном и реализационном этапах тьютор полагается на работу с тьюторантом по преодолению затруднений, повышению мотивации. Так, например, тьютор может использовать такие технологии, как интерактивное вопрошание, развитие критического мышления [3]. Данные технологии направлены на преодоление страхов перед неизвестностью и неопределенным будущим [4]. На этапе рефлексии тьютору важно получить обратную связь от тьюторанта о ходе совместной деятельности, а также направить рефлексивную деятельность таким образом, чтобы тьюторант понял новое о себе, открыл для себя ресурсы и спроектировал следующий шаг относительно своей ИОП. Таким образом, самоопределение старшеклассника является важной составляющей в период его взросления, и тьюторское сопровождение способствует становлению у него навыков самоопределения. Через совместную деятельность с тьютором старшеклассник способен обнаружить новые ресурсы, отследить динамику процесса собственного образования, развить способность к рефлексии, самооценке; расширить границы образования и спроектировать свою ИОП, тем самым выйти за рамки обучения в образовательном учреждении в открытую среду образования.
Литература
- Данилова, В. Л. Интерактивное вопрошание как одна из техноло-гий современного образования / В. Л. Данилова, Е. М. Елизарова, В.Е. Карастелев // Интерактивное образование. — 2020. — № 2. — С. 12–18.
- Лазарева, Л. И. У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях / Л. И. Лазарева // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills: Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции), Москва, 27–28 октября 2020 года. — Москва: Издательство «Ресурс», 2020. — С. 165–175.
- Хачатрян, Э. В. Технология развития критического мышления в создании условий индивидуализации обучающегося / Э.В. Хачатрян // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: Материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции), Москва, 29–30 октября 2019 года. — Москва: Межрегиональная тьюторская ассоциация, 2019. — С. 136–143.
- Хачатрян, Э. В. Технология развития критического мышления в наставничестве студентов и обучающихся Серебряного университета МГПУ / Э.В. Хачатрян, Т. М. Ковалева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагоги-еские науки. — 2020. — Т. 12. — № 3. — С. 59–74. — DOI 10.14529/ped200305.