Использование схемы «Шага развития» в тьюториале для развития самоорганизации взрослых
 /  Библиотека / Тьюторство в дополнительном профессиональном образовании / Тьюторство в открытом образовании / Использование схемы «Шага развития» в тьюториале для развития самоорганизации взрослых

Использование схемы «Шага развития» в тьюториале для развития самоорганизации взрослых

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Использование схемы «Шага развития» в тьюториале для развития самоорганизации взрослых

Сулейманова Дания Шарфияновна, Московский городской педагогический университет, магистрант кафедры «Тьюторство в цифровой среде» г. Москва magafurova@live.ru

Аннотация: В статье описывается пример использования организационно-деятельностной схемы «Шага развития» в тьюторском действии при работе со взрослыми. Рассмотрена проблема осознанного вхождения в образовательное событие участников, которых отправляют на курсы повышения квалификации.

Ключевые слова: Непрерывное образование, тьютор, тьюторант, схема «шага развития», цифровая доска, самоорганизация.

Приоритетной концепцией организации и развития образования в современном мире стала концепция научения человека в течение всей его сознательной жизни (lifelong learning). Научно-технический прогресс и социально-экономическая жизнь вынуждают каждого человека держать рамку образования и самообразования. Человек должен учиться и совершенствовать себя на протяжении всей его жизни. Непрерывное образование — это способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей его жизни [1]. Рынок образования крайне насыщен различными предложениями: повышение квалификации, курсы, семинары, тренинги, марафоны и т.д. Для всех слоев населения — от мамы в декрете до управленца в крупной корпорации  — есть варианты по развитию и самосовершенствованию. Этому поспособствовал процесс активной цифровизации в мире. Теперь учиться можно не выходя из дома. Распространенная практика больших корпораций  — таких, как Билайн, Сбербанк, Роснефть — финансировать образование своих сотрудников. По свежим следам крупного мероприятия ПИР-2021, где впервые экспериментально принимало участие тьюторское сообщество во главе с Ковалевой Т. М., можно сказать, что компании и их сотрудники с удовольствием принимают участие в образовательных событиях. На эту площадку приехало более четырехсот человек, чтобы на четыре дня погрузиться в различные практики по работе с человеческим потенциалом. Но главная проблема заключается в том, что для многих участников это событие так и не войдет в сферу образования, развития и повышения своей квалификации. Одна из причин этого в том, что в большинстве случаев это директива компании, а не ответственный выбор сотрудника. Поэтому посещение таких мероприятий становится для сотрудников рабочей рутиной. Группе тьюторов было предложено осуществить тьюторское сопровождение некоторых участников для навигации в общем поле образовательных площадок. Главной задачей при работе с участниками было выстроить рефлексивный фокус на работу с собой. Что это значит? Участники — все взрослые люди, состоявшиеся профессионалы: тренеры, методологи, супервизоры. Поэтому тьюторам стало понятно, что методы, способы, приемы работы с такой целевой аудиторией должны значительно отличаться от методов, которые используются при работе с детьми и подростками. Опираясь на тезис Г.П. Щедровицкого, «чтобы начать работать нужно себя честно и искренне дисквалифицировать, признаться самому себе — чего я не знаю, чего я не умею, чего у меня нет» [2], тьютор выстраивает коммуникационное поле работы с тьюторантом. Тьюторант начинает себя анализировать и выделять зоны ближайшего развития. Когда обнаружен какой-то дефицит, появляется желание его восполнить. Ключевой инструмент в разработанном мной тьюториале  — схема «Шага развития» (см. рис. 1). На рисунке представлена упрощенная и операционализированная версия этой схемы.

Рисунок 1.

https://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza14/8190228634867.files/image002.jpg

 

 

Схема «Шаг развития» — ключевая организационно-деятельностная схема, объясняющая и демонстрирующая суть деятельностного отношения к будущему. В ней различаются три пространства: пространство анализа ситуации (слева), пространство рефлексии и проектирования (вверху), и образ будущего (справа). В пространстве слева происходит анализ ситуации неопределенности, в которой находится тьюторант. Ситуация не может сама по себе перейти в желаемый образ будущего. Для этого необходимо преобразующее действие через верхнее пространство. Верхнее пространство — это пространство рефлексии и проектирования, в котором лежит принципиальное решение, способное через организационно-технические действия осуществить преобразование ситуации прошлого в образ будущего, лежащий в пространстве будущего. Пространство желаемого образа будущего — это не финальный этап развития, это изменившаяся ситуация, которая за счет действия приобрела правильную динамику, то есть двигается в нужном направлении. Логика движения по схеме в нашем тьюториале была следующей. В человеке есть фундаментальные вещи, которые редко подлежат изменению и развитию, например ценности, картина мира человека и его принципы. Это сформировано в процессе жизни и выступает в роли фундамента и опоры. А есть то, что можно бесконечно развивать в себе и улучшать. Например, компетенции, цели, типы деятельностей и разного рода проекты. Тьюторантам в индивидуальной работе с тьютором было предложено проанализировать сложившуюся ситуацию, в которой они оказались и ответить на вопрос «зачем и для чего они едут на такое событие как ПИР?». Первые ответы были формальными: меня отправило руководство; я уже пятый раз приезжаю на ПИР за новыми техниками, инструментами; мне нравится атмосфера; первый раз еду и понятия не имею зачем еду; на месте разберусь. Можно предположить, что если бы сотрудник сам оплачивал себе это обучение, то, возможно, посещение было бы более осознанным и вдумчивым. Для меня, как для тьютора было интересно поработать с их самоорганизацией используя схему «Шаг развития». Коммуникация была выстроена благодаря вопрошанию: участники отвечали на вопросы «как я устроен; что во мне уже есть; что нужно развивать; как я принимаю решения в отношении своего образования; есть ли у меня опыт целеполагания». Результаты фиксировались на цифровой доске Jamboard. Будущее может случиться естественным способом. Это  — то, что произойдет само собой. Мы его не выбираем, не изменяем, и оно не зависит от наших мотивов. Например, пойду на более модный и раскрученный мастер класс или выберу площадку, как мои коллеги. Существует другой способ организации своего будущего. Можно выстроить свое будущее через процесс искусственно-технического преобразования. Г.П. Щедровицкий называет естественный способ эволюцией, а искусственно-технический — развитием. Важная задача тьютора — создать пространство рефлексии для того, чтобы участник подумал, зачем он будет участвовать в этом событии, сможет ли внедрить полученные знания в свою жизнь и будущую деятельность. Это направлено на проектирование своего идеального образа. Кто я до, и кто я после? Тьютор помогает схематично отобразить прошлое тьюторанта и выводит список его задач на будущее. Зафиксированные мысли по изменению себя часто выглядят как четкий обдуманный план, которому можно следовать. Для участников индивидуальных тьюториалов было непривычно столько времени уделять себе. Один из тьюторантов приехал на ПИР с целью завести полезные связи и привезти новые инструменты работы со своим персоналом. Когда был задан вопрос — а зачем это тебе? — то коммуникация развернулась в сторону анализа себя. Для человека стало нормой прописать то, чем он хочет заниматься, и с какой целевой аудиторией работать. В результате сформировалась поле собственных вопросов. Пример: я хочу проводить тренинги для руководителей, но мне не нравится, чем они занимаются. Можно ли проводить тренинги для них, не имея опыта в руководстве. И чему я могу научить? В ходе размышлений человек начинает описывать себя и фиксировать свой практический опыт. В итоге встреч с тьютором участник ПИРа выбирает программы относительно своего практического опыта и планов развития себя как профессионала, исключается случайный способ выбора образовательных секций. Участник более бережно относится к себе и к своему времени. После тьюториала, тьюторант начинает использовать цифровую доску, как место фиксации своих мыслей, инсайтов и выводов. Положительным моментом также было то, что возник интерес к концепции тьюторства, тьюторскому сопровождению. Для челове-а становится ценно то, что тьютор может выступать, как помощник в выстраивании индивидуального вектора в самообразовании, и может быть человеком, «об которого» можно поразмышлять о себе. С подобными трудностями в повышении квалификации своих сотрудников сталкиваются и образовательные учреждения. Бывает, что педагоги не понимают, зачем им нужно ориентироваться на непрерывное образование, поскольку у них стоит задача обучения других, и нет задач по развитию себя. Однако современный педагог не может не заниматься самообразованием и саморазвитием. Интернет имеет большую конкуренцию с учителями, поэтому педагогам нужно постараться, чтобы создать пространство для роста и развития обучающихся, для развития их мотивации. Поэтому важно научить учиться. А начинать нужно с себя, со своей самоорганизации, с ответа на вопросы, что мне нужно в себе развивать, чтобы быть примером тренда непрерывности в образовании.

Литература

1 .  Андрагогика: история и современность, теория и практика, Учебное пособие для обучающихся в магистратуре, Мандель Б.Р., 2017.

2. Методология и философия оргуправленческой деятельности: основные понятия и принципы (курс лекций) / Из архива Г.П. Щедровицкого. — Т. 5. — М., 2003. — 288 с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости