Технология свободного проектирования — инструмент работы тьютора в школе
 /  Библиотека / Тьюторство в государственной школе / Тьюторство в начальной школе / Тьюторство в старшей школе / Технология свободного проектирования — инструмент работы тьютора в школе

Технология свободного проектирования — инструмент работы тьютора в школе

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Технология свободного проектирования — инструмент работы тьютора в школе

Каринкина Юлия Владимировна, МАОУ «СОШ №22 с углублённым изучением иностранных языков»,руководитель тьюторской службы, г. Пермь , ms.karinkina@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается технология свободного проектирования, тьюторское сопровождение внедрения этапов в школе.

Меня заинтересовало некоторое противоречие, которое увидела в самой формулировке названия «Технология свободного проектирования». Хочу рассмотреть понятия, которые являются опорными и их преломление в предлагаемом контексте. Итак, Википедия предлагает следующую трактовку: Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле  — применение науч-ного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий. Проектирование — процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части. Результатом проектирования является проект — целостная совокупность моделей. Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами. В определении технологии наиболее значимым является применение научного знания в решении практических задач. На мой взгляд, это высший пилотаж, который заключается в том, чтобы поставить теорию на службу практике, найти в них точки соприкосновения и оптимальное заимодействие. В определении проектирования то, что это процесс определения характеристик системы. В обоих определениях прослеживается четкая закономерность, последовательность действий, а соответственно и мыслей. А теперь обратимся к третьему термину — «свободного»: субъект является определяющей причиной своих действий. Обращаю внимание: ни система, ни наука, а сам субъект (в нашем контексте — тьюторант, автор проекта). А, следовательно, во главу угла встают желания, представления, способы достижения поставленной цели, мотивы самого субъекта.  У меня возникает вопрос, как соединить свободу действий с определенным порядком, с заданной последовательностью, как найти эффективное сочетание и прийти к желаемому результату? И вот здесь возникает второй вопрос, что важнее — результат (достигнутый любыми способами, в том числе подавлением, пусть и не стопроцентным, свободы выбора методов, способов, критериев) или процесс движения к результату (пусть методом проб и ошибок, с рефлексией собственных шагов, их разумности, практичности, опрометчивости)? Для меня лично в рамках Технологии свободного проектирования однозначно важнее процесс. Только так, я думаю, придет то, что называется опытом. Опытом, позволяющим идти к успеху. Право на ошибку волшебным образом мобилизует ресурсы. Позволяет шагнуть в зону ближайшего развития. Даже если ты понял, что промахнулся, начни снова, но уже с опытом. Невозможно избежать ошибок, если ты находишься в зоне неопределенности, а именно в такой зоне находится, как мне кажется, Технология свободного проектирования. Зато, какое поле для исправления допущенных ошибок. Пространство выбора однозначно избыточное по всем направлениям: формам проектов, их структуре, содержанию, выбираемым методам, привлечению широкого круга специалистов (от тьютора, психолога до профессионала). Если все условия соблюдены, то среда, в которой оказывается ребенок, уникальна по предоставляемым возможностям для развития личности в широком смысле этого слова. А вот теперь возникает следующий вопрос, как в уже прочно сложившуюся среду образовательной организации ввести принципиально новую технологию? Я имею ввиду технологию в полном объеме, а не элементы её, которые мы практикуем в использовании уже на протяжении нескольких лет. Во-первых, я убеждена, что начинать нужно уже с начальной школы. Если ребенок входит в новую для него учебную деятельность с предлагаемой долей свободы, но вместе с тем пробует подобрать для своей свободы, примеряет на нее рамки технологи создания проекта, он в дальнейшем будет воспринимать это как совершенно естественное явление. У него не будет страха перед необходимостью пробовать, ошибаться, делать выводы, корректировать свою деятельность и снова пробовать. При этом вероятно продвижение по спирали, каждый раз после пробы обучающийся (даже семилетний) поднимается на новый уровень. Во-вторых, ТСП необходимо запустить во все сферы школьной жизни — в урочную и внеурочную деятельность, это уже касается всех возрастов. Самым сложным, наверное, будет осознание ребенком того, что ему никто не собирается указывать, как и что надо делать, что правильно и приведет к желаемому результату, а что правильным, по мнению взрослого, не является. Пока, честно говоря, не совсем понимаю, как запустить этот механизм в школе, но над этим хочется думать. Ведь так важно, предоставить детям возможность научиться самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя. Я думаю, что технология свободного проектирования  — это про личностное развитие ребенка, про его личностные результаты в ходе реализации ФГОС.  Я понимаю, что ТСП формирует Soft skills (умение убеждать, вести переговоры, лидерство и эмоциональный интеллект)  и важные 4к 21 века (коммуникативность, креативность, критическое мышление, командная работа).

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости