Пятница
25 ЯнвВизуализация как способ выявления познавательного интереса дошкольника (Борунова А.С.) 2018г.
Введение
Актуальность. Сухомлинский отмечал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать личность ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, яркими, верными образами окружающего мира.
Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
Следует отметить, что до сих пор проблема развития познавательного интереса детей недостаточно изучены в теории и мало представлены на практике.
Данное противоречие обусловлено сложностью выше описанного явления. Ознакомление с практикой работы воспитателей детских садов свидетельствует о том, что они понимают важность проблемы, и испытывают значительные трудности в поисках ее решения.
В связи с особенностями дошкольного возраста ребенку трудно вербально представить свои интересы и запросы. Он не всегда ясно осознает и помнит их, что затрудняет удержание предмета интереса, а также их фиксацию взрослым. Поэтому в данной работе под выявленным познавательным интересом понималось не разовая интенция ребенка, а серия подобных фиксаций с многократным удержанием предмета интереса. А для выявления, фиксации и удержания ребенком предмета интереса использовались пробные действия и способы визуализации. На основе выше обозначенных противоречий возникает проблема: между запросом педагогического и родительского сообщества на развитие познавательной активности ребёнка и недостаточно разработанными способами выявления и визуализации познавательного интереса дошкольника.
Объектом выступает познавательный интерес детей дошкольного возраста.
Предмет проектирования – компоненты методики визуализации как способа выявления, фиксации и удержания познавательного интереса дошкольника.
Цель Выпускной аттестационной работы – разработка компонентов методики визуализации как способа выявления, фиксации и удержания познавательного интереса ребенка дошкольного возраста и их апробация на базе центра возможностей «Наш лад».
В соответствии с поставленной целью нашей работы требуется решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий;
- изучить особенности дошкольного возраста;
- проанализировать и представить практику выявления познавательного интереса на базе центра возможностей «Наш лад»;
- спроектировать и апробировать собственные компоненты методики визуализации как способа выявления, фиксации и удержания познавательного интереса ребенка дошкольного возраста
- провести эксперимент и описать полученный результат.
Проектная идея: Применение в работе с дошкольниками инструментов и техник визуализации в виде компонентов методики способствует выявлению, фиксации и удержания познавательного интереса.
Выпускная квалификационная работа со состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Статистической базой исследования явились материалы Госкомстата РФ, региональных и отраслевых статистических органов, публикуемые в таких изданиях, как Российский статистический ежегодник. Использовались также данные, собранные автором непосредственно на месте исследования – в центре «Наш лад».
В экспериментальной части при апробации проектной идеи было задействовано 10 дошкольников 3-5 лет, обучающихся в центре возможностей «Наш лад».
Организация и этапы реализации выпускной квалификационной работы:
На первом этапе (2016-2017 гг.) проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогической и философской литературы по проблеме формирования и развития познавательного интереса дошкольников, сформулирована тема, цель и задачи выпускной квалификационной работы. На данном этапе был произведен теоретико-методологический анализ понятий «познавательный интерес», «тьюторское сопровождение», исследована проблема применения инструментов и технологий визуализации в выявлении, фиксации и развитии познавательного интереса дошкольников.
На втором этапе (2017-2018 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа на основе анализа деятельности дошкольников, разрабатывалась система компонентов методики визуализации, отражающая специфику выявления, фиксации и удержания познавательного интереса.
На третьем этапе (2018 г.) была проведена апробация и обобщены её результаты на основе сопоставления экспериментальной и контрольной групп, была дана субъективная оценка внедрения разработанного положения, уточнялись положения и выводы.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что с учетом выявленной специфики использования инструментов и техник визуализации были разработаны компоненты методики в области выявления, фиксации и удержания познавательного интереса дошкольников и определены основные психолого-педагогические и тьюторские инструменты работы с познавательным интересом данной категории обучающихся.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в обосновании понятий «познавательный интерес», разграничении целей использования основных техник и инструментов визуализации, в выявлении содержательных характеристик, критериев, показателей фиксации, выявления и удержания познавательного интереса и использовании диагностического инструментария для изучения содержательных характеристик познавательного интереса.
Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в дальнейшем для выявления, фиксации и развития познавательного интереса в рамках тьюторского сопровождения дошкольников.