Исследование концепции «забота о себе» как основы для развития тьюторского движения в России (Артамонова В.А.) 2018г.
 /  Магистерские диссертации / Исследование концепции «забота о себе» как основы для развития тьюторского движения в России (Артамонова В.А.) 2018г.

Исследование концепции «забота о себе» как основы для развития тьюторского движения в России (Артамонова В.А.) 2018г.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению С. С. Хоружего, одной из главных характеристик современного общества считается «…кризис макро- и микро- групп. Всё чаще звучат и обсуждаются такие понятия как «антропологический кризис», «антропологическая катастрофа». В наше время становится актуальным понимание своего места, роли, позиции в мире, обретение тех ценностей, которые помогут в выработке стратегий индивидуального существования.

Процесс ускорения обновления информации, появление новых задач, которые зачастую приходится решать одновременно, заставляют современного человека постоянно совершенствоваться, самостоятельно искать, отбирать и использовать необходимые в той или иной области деятельности знания, приобретать новые компетенции и пр. Соответственно, принцип «непрерывного образования» или «образования через всю жизнь» является актуальным для нашего времени. Образование становится важнейшим способом, средством и форматом самореализации.

Образование на протяжении всей жизни позволяет человеку успешно решать повседневные и стратегические проблемы, проектировать и реализовывать личные и общественно значимые цели и т.д. Важно помнить, что образование является лишь средством, с помощью которого человек обретает самого себя. В связи с этим важную роль начинают занимать практики, которые помогают человеку определить свое место в обществе, в мире, самореализоваться, “позаботиться о себе”. Одной из таких практик, на наш взгляд, является тьюторское сопровождение.

Тьюторство в России зародилось и начало развиваться сравнительно недавно. С момента его возникновения и до настоящего времени теоретики и практики ведут активный поиск философских, родственных тьюторству оснований, аксиологически и онтологически близких концепций и практик работы с человеком, критическое осмысление которых позволило бы вывести теорию и практику тьюторства на новый уровень.

На Х Международной научно-практической тьюторской конференции (XXII Всероссийской конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: «забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы» (31.10 − 1.11 2017 года) основной темой, вокруг которой разворачивалась дискуссия, стала концепция «заботы о себе» Мишеля Фуко (реконструкция и интерпретация античной концепции). В рамках данной конференции было заявлено, что, возможно, критическое осмысление и интериоризация данной концепции позволит повысить эффективность и придать новые импульсы развитию теории и практики индивидуализации и тьюторства.

В ходе данного исследования была проанализирована историческая реконструкция концепции «забота о себе» Безрогова Виктора Григорьевича, который выявил и сформулировал восемь основных этапов в становлении данной концепции. Также мы опираемся на исследование Соловьева Алексея Евгеньевича и его периодизацию, которая позволяет нам детальнее изучить такие периоды становления и развития концепции «забота о себе», как античность, средневековье и наше время. Важно отметить диссертацию Пичугиной Виктории Константиновны – «Развитие антропологического дискурса «заботы о себе» в истории античной педагогики», поскольку данная работа отражает целостное представление о формировании и становлении концепции «забота о себе» с педагогической точки зрения в Античную эпоху (Древняя Греция, Древний Рим).

Анализируя содержание концепции «забота о себе», мы исследовали курс лекций «Герменевтика субъекта» Мишеля Фуко, а также труды современных исследователей, таких как Галина Владимировна Иванченко «Забота о себе. История и современность»; Луижина Мортари «Забота о себе» и др. В исследовании также использовались материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г. В. Иванченко.

Исследуя тьюторское сопровождение в России, мы опираемся на ряд книг из серии «Библиотека тьютора», сборники тьюторской конференции, а также статьи про тьюторство, размещенные в электронных библиотеках.

В рамках данного исследования гипотеза звучит следующим образом – концепция «заботы о себе» может стать базовой для придания нового импульса развитию теории и практики тьюторского движения в России, так как:

1) концепция позволяет выявить и представить аксиологическую сущность тьюторства, заключающуюся в таком принципе тьюторского сопровождения, как индивидуализация (становление человека как субъекта собственной жизни ради его самореализации);

2) методологические основания концепции “забота о себе” и теории тьюторства – деятельностный подход, гуманистическая, антропологическая философия;

3) результатом реализации идей «заботы о себе» и тьюторства является человек, для которого самообразование является особым способом обретением себя в пространстве возможного.

Объектом данного исследования является тьюторское движение в России.

Предметом – исследование отражения концепции «забота о себе» в Античный период (Древняя Греция, Древний Рим) и Новейшее время, возможность использовать концепцию «заботы о себе» в развитии теории и практики тьюторства.

Целью исследования является сопоставление концепции «забота о себе» с концепцией тьюторства, проведение сравнительно-сопоставительного анализа для выявления ресурсов и возможностей концепции в развитии теории и практики тьюторства.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

– проанализировать особенности концепции «забота о себе» в разные исторические эпохи;

– проанализировать концепцию тьюторского сопровождения в России на современном этапе развития;

– произвести сравнительно-сопоставительный анализ концепции «забота о себе» и концепции тьюторского сопровождения;

– выявить, критически осмыслить наиболее ресурсные компоненты концепции «забота о себе», адекватные для использования в развитии теории и практики тьюторства,

– определить возможные прогнозы развития тьюторского направления в России на основе использования в развитии теории и практики тьюторства компонентов концепции “заботы о себе”.

В рамках данной работы были использованы следующие методы исследования: логический и системный анализ и обобщение, историко-структурный, сравнительно-сопоставительный анализ, историко-педагогическая интерпретация, историческая реконструкция.

Апробация данного исследования проходила в рамках Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития» (6-7 апреля 2018 года), тема доклада «К вопросу о развитии концепции «заботы о себе» в античную эпоху в контексте тьюторства»; открытого семинара «Педагогические тьюторские проекты как ресурс решения актуальных проблем в современной школе» (25 апреля 2018 года), доклад по теме «К вопросу о соотнесении античной версии концепции «заботы о себе» с теорией и практикой тьюторства» и в рамках прохождения преддипломной практики в Институте философии РАН под руководством доктора философских наук Вадима Марковича Розина.

Структура работы определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем ВКР 59 стр.

В первой главе данной исследовательской работы приведена историческая реконструкция концепции «забота о себе», произведен анализ развития тьюторского сопровождения на современном этапе, зафиксированы основные положения и выводы. Во второй главе произведен сравнительно-сопоставительный анализ концепции «забота о себе» с концепцией тьюторского сопровождения в России. Представлены прогнозы для развития тьюторского сопровождения в России на данном этапе через призму концепции «забота о себе».

 

Полный текст ВКР.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости