Пятница
25 ЯнвИспользование возможностей тьюторского сопровождения в воспитании обучающихся кадетского корпуса (Воронов С.Н.) 2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Российское образование, как и Российское государство в целом, вновь переживает один из сложных периодов своей многовековой истории. Это связано с неопределенностью приоритетов и ценностей, по которым идет развитие нашего общества с одной стороны, а так же с необходимостью кардинальных изменений в большинстве сфер науки и техники. Решение данной проблемы неотрывно связано с педагогикой, так как будущее страны определяется именно в учебных заведениях. Именно поэтому руководство страны в последнее время озаботилось не только образованием в целом, но и патриотическим воспитанием в частности. Ведь работать на благо Родины может только человек любящий ее, и готовый в любой момент встать на защиту своего Отечества.
Обращаясь к истории нашего Отечества, можно выделить плеяду выдающихся лиц государственных деятелей, в их числе есть художники, писатели, композиторы и другие творческие деятели, Россия и весь мир по праву гордится ими. Их фамилии хорошо известны, это: фельдмаршалы Румянцев и Кутузов; адмиралы Беллинсгаузен, Крузенштерн, Лазарев Нахимов и Ушаков; поэты Сумароков и Тютчев (он же и дипломат); композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов; врач Сеченев; художник Верещагин; писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль; первый театрал Волков. Всех вышеперечисленных людей объединяет, то, что они получили кадетское образование дореволюционной России.
Возникает вопрос, почему вышеуказанные видные деятели, получившие, казалось бы, полувоенное, образование, сумели найти и реализовать себя в различных областях жизнедеятельности, при этом в зачастую не менее сложные времена истории Российской Империи, чем современные реалии?
Ответ, видимо, кроется в разработке принципиально новых подходов к образовательному процессу педагогической деятельности в современных условиях, в частности, и путем переосмысления исторического опыта организации образовательного процесса в кадетских корпусах дореволюционной России. Конечно же, много изменилось с тех пор, но не душевное устроение человека осталось неизменным. Пользуясь историческим опытом прошедших лет, не копируя методы и формы образовательных моделей кадетского движения прошлых лет, мы можем выявить некие тенденции, обратив внимание на лучшие, и постараться отказаться от худших. Другими словами использовать лучшее в контексте современности.
Если критически рассмотреть тенденции Российской образовательной парадигмы целом, то можно увидеть, что она акцентирована исключительно на развитие именно знаний, умений и навыков, забывая о той исключительно важной функции, которая есть – воспитания доброго, отрывчатого, терпеливого, работоспособного, сердечного, другими словами –душевного ребенка.
Мы прекрасно понимаем, что образовательные тренды, не могу существовать отдельно от тенденций государства. В настоящий момент в руководство страны озаботилось проблемами воспитания в образовании, но само понятие «воспитание» не имеет четких границ. Порой данное понятие подменяется идеологическими и идейными воззваниями, а воспитательные функции подменяются участием подрастающего поколения в мероприятиях имеющих идеологический подтекст. При этом о самом главном, о воспитании нравственности и душевности в образовании забыли. Полагая, что эти категории должны развиваться дома или сами по себе.
При этом общество, справедливо обращает свой взор на образовательные организации, с запросами о востребованности воспитательного характера образования.
В настоящий момент, не желая искать причину в недрах образовательного процесса, то есть в себе, педагоги перекладывают ответственность на внешние факторы, такие как маленькая зарплата, большой объем работы, общая озлобленность, разнузданность и жестокость детей. Конечно, внешние факторы имеют значительное влияние на психологическую устойчивость и работоспособность педагога. А так же неоспорим тот факт, что образование неотрывно связано с проблемами современного общества. Но разве не равнодушен современный педагог к таким проявлениям как эгоизм, равнодушие к чужой боли, оценка людей по материальному положению, лицемерие в поведении, грубость, отсутствие доброты и скромности? И проблема здесь не только в том, что в образовательных учреждениях России последних десятилетий не было, как такового воспитательного процесса, а в том, что если он и был, то он был направлен не на развитие человека, а на подчинение его воли государства.
Лукавость нынешнего времени состоит еще и в том, что с увеличением потока информации и постоянным возрастанием круга задач, у взрослого человека, да и у ребенка, не остается времени на проявление душевных человеческих качеств и эмоции. Напротив, суета нашего мира подталкивает к равнодушному восприятию мира. Человек становится безразличен к нравственности, подавляя в себе неудобную и несовременную нравственную личность. У современного молодого человека нет возможности остановиться и задуматься, реалиями настоящего времени ему противопоказана нравственная рефлексия. По этому поводу есть очень точные слова у Г.К. Честертона: «Отчаяние приходит не тогда, когда ты пресытился страданием, а когда ты пресытился весельем».
К сожалению, многие современные педагоги не проводя анализ причинно-следственной связи между отсутствием духовно-нравственного воспитания и апатией к получению знаний, с непониманием целей и задач самосовершенствования, пытаются всяческими методами найти ключ к развитию мотивации современного молодого человека, к его самореализации. При этом считается, что именно педагог не смог заинтересовать, увлечь и вычленить искру интереса у ребенка. А ее, этой искры, к сожалению, в большинстве случаев, вообще нет, так как ребенок не понимает, чего хотят от него взрослые. А ведь всего этого можно добиться, сориентировав ребенка в понимании мироздания, в рамках духовно-нравственного воспитания.
Отойдя от духовно-нравственных пробелов в воспитательном процессе современной школы, надо признать еще одну причину застоя в образовании. Этой причиной является перекос во взаимоотношениях школы и общества. Со времен Советского Союза мнение, о том, что школа является только исполнителем государственного заказа, без учета мнения родителей, да и самих школьников, превалирует в нашем обществе. Для решения данного вопроса всего признать и признаться самим себе, что школа выполняя государственных заказ просто обязана ориентироваться на личный запрос ребенка и его семьи. При этом в ходе реализации вышеуказанных запросов, она обязана опираться и на личные возможности, способности, особенности ребенка, учитывая их в реализации данных задач. Другими словами образование должно всячески стремиться к открытости и индивидуализации.
К сожалению, и это необходимо констатировать как факт запросы общества к школе со стороны общества и корпоративные интересы образовательный учреждений не всегда совпадают. Причиной тому служит разное понимание задач и некая отчужденность. Преодолеть данную ситуацию можно лишь делая Российское образование открытым для взаимодействия с обществом.
Не покушаясь на свободу педагога в выборе методов и форм образовательного и воспитательного процесса, вместе с тем, его деятельность должна быть, открыта, понятна и объяснима.
И здесь хорошим примером может служить лучшие традиции русского образовательного процесса, к которым, несомненно, относятся традиции религиозного воспитания.
Сегодня никто уже не возьмется отрицать значимость и влияние на жизнь каждого гражданина РФ традиционных религий России. Однако в педагогическом сообществе к их воспитательному потенциалу относятся с огромным недоверием. Отсюда возникают две следующие проблемы: первая – признание воспитательного потенциала традиционных религий России педагогическим сообществом, через его осваивание и применение, и вторая –отсутствие методических и общепедагогических подходов к его реализации в общем образовании.
В значимости в образовательном процессе религиозного образования и воспитания, говорили классики отечественной педагогики: К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.И. Ильминский, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.
Согласно современным тенденциям образования современной школы, главная ее цель – организация образовательного процесса направленного на развитие у обучающегося умственных и физических способностей, трудолюбия и нравственной чистоты. Идеалом выпускника образовательного учреждения всегда являлся и является гармонично развитый человек. Но реалии сегодняшнего дня показывают, что данный идеал для каждого ребенка должен иметь индивидуальные особенности. То есть планка идеальности у каждого своя в зависимости от способностей, наклонностей и внешних обстоятельств, к каким, несомненно, относится семья, ее социальный статус, религиозные традиции, все то, что называется общественным влиянием. Ведь ребенок не может развиваться, находясь в изоляционном вакууме, то есть, изолируясь от общества. И вообще наше развитие или деградация, объективно оценивается именно окружением – обществом. Понимая, что человек является общественным созданием, и что общество имеет значительное влияние человека, как и человек на общества, возникает задача выстраивания гармоничных отношений человек-общество. Этот процесс и является, по сути, воспитанием, отсутствие же воспитания приводит к деградации общества.
Именно поэтому во главу угла, поставлена задача по воспитанию человека ответственного не только за свою семью, но и за свою страну. Таким неравнодушным человеком может быть только патриот своей Родины.
Озабоченность данной проблемой на государственном уровне, выливается в принятие правительством РФ постановления от 30 декабря 2015 года N 1493 О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”
Одним из последних документов, посвященных данной тематике является, поданный 15 ноября 2017 года в Госдуму, проект закона «О патриотическом воспитании в Российской федерации». В проекте вводятся официальное определение термина «Отечество» и «патриотизм», дается понимание и законодательное обоснование участия представителей традиционных для России конфессий в воспитании патриотов Родины. В проекте задается идеал образа человека, любящего свою страну. По мнению авторов, патриот – это человек, ведущий здоровый образ жизни, а так же стремящийся к созданию полноценной крепкой семьи, фундаментом которой будут верность, любовь, терпение и большое количество детей.
Хочется отметить, что проблемы подготовки офицерских и гражданских кадров, и в том числе, в части касающейся воспитания патриотов в системе кадетских корпусов и военных заведений в России изучались российскими военными историками: Геленковским П.А., Глушко Ю.А., Зайончковским П.А., Каменевым А.И. и др., а так же военными педагогами: Басаевым В.Р., Григорьевым А.Ф., Алпатов H.A. и т.д.
Необходимо признать, что кадетское образование дореволюционной России, во многом успешным было еще и потому, что оно не было само изолированным, его даже можно назвать открытым. Ниже будут показаны примеры заимствования кадетским образованием лучших образцов образовательных технологий и компетенций из зарубежного образования. Министр образования РФ Васильева О.Ю. сказала: «безусловно, осмыслить всё, что сделано в сфере образования в начале 21-го века и раньше, взять лучшее и двигаться вперёд».
Следуя тренду современного образования, заданного научным педагогическим сообществом, для качественного улучшения образования и воспитания, необходимо взять на вооружение лучшие образцы зарубежного образования. При ближайшем рассмотрении, таким по праву можно назвать английское университетское образование. Англия вообще консервативная страна, воспитание до сих пор, является там главной смыслообразующей составляющей образовательного процесса. И именно тьютор играет в этом процессе главную роль. Опираясь на индивидуализацию и открытость образовательного пространства, используя институт тьюторства, в сопровождении образовательного запроса обучающегося Российское образование способно было бы выйти на качественно новый уровень, если бы у современного школьника было бы желание и мотивация к самообразованию. Именно этот, важнейший, недостающий компонент, в данной образовательной схеме, кроется в воспитательном процессе, который способен возбудить у ребенка стремление к самоопределению.
Историческими аспектами тьюторской системы обучения в Англии рассматривалась такими современными зарубежными авторами, как: К. Блекбурн, Э. Гордон, Г. Дербридж, Ч. Кингслей, Р. Клоуард, Г. Крисли, Ф.Дж. Медуэй, М. Г. Мур, Р. Пэппа, Т. Сарбин, М. Сим, Ф. Стродтбэк, Р. Г. Уильяме, Г. Хорст, К. Хибберт и пр. В российском научном педагогическом сообществе данную тематику исследовали: Т.М. Ковалёва, Е.Б. Колосова, И. Проскуровская, П.Г. Щедровицкий, Г. А. Ястребова и др.
До настоявшего момента в историко-педагогическом аспекте не рассматривались наличие и свойства воспитательного компонента английского университетского образования, в части тьюторства, а так же влияние его (процесса воспитания) на образовательный процесс. Так же не были исследованы в данном аспекте феномены тьюторства и его воспитательных компонентов в дореволюционной России. А с другой стороны в историко-педагогическом аспекте не рассматривалась духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах императорской России, и взаимосвязь расцвета образования в кадетских корпусах, с введением в него элементов открытости и индивидуализации. По этой тематике практически не были посвящены исследовательские работы и учебные пособия. При этом, если в литературе по данной тематике и рассматриваются формирование отдельных нравственных качеств, то, важнейшая, тема духовности в них не затрагивается.
Объект: Воспитательный процесс в условиях кадетского образования
Предмет:Тьюторское сопровождение в воспитательном процессе
Цель: Выявить ресурсы тьюторского сопровождения в педагогическом обустройстве среды, пространства воспитания подростка в кадетском образовании
Задачи: – раскрыть роль тьютора в воспитательном процессе в условиях кадетского образования (КО);
– выявить прецеденты тьюторства в КО;
– рассмотреть основные проблемы КО на современном этапе;
– сформулировать методологические рекомендации по реализации тьюторского сопровождения в условиях КО;
– теоретические и практические основы и практика воспитательного процесса кадетского образования (Москва и Московская область)
Проблемы:
– ни в школе, вообще, и в кадетском образовании в частности, воспитанию обучающихся не уделяется должного внимания ни в духовном, ни в профессиональном аспекте;
– как педагогически грамотно выстроить место, где человек мог бы самоопределиться (воспитательный процесс именно на это и направлен).
Актуальность связана с решением данной острой проблемы, которая с одной стороны не позволяет ребенку в условиях школы, вообще, и в кадетском образовании, в частности, самоопределиться, а с другой стороны педагог не вооружен для того, что бы создать ребенку поле для самоопределения. Другими словами, необходимо дать ребенку педагогическую поддержку для самоопределения.
Гипотеза:
– расцвет кадетского образования дореволюционной России происходил в тесной взаимосвязи, с введением в него элементов индивидуализации и открытости;
– новый элемент образования для России – тьюторское сопровождение кадет и лицеистов в дореволюционной России, стал качественным прорывом, позволившим выйти из недр кадетского образования таким великим деятелям, как: А.С. Пушкин, А.М. Горчаков, М.Ф. Кутузов и многим другим.
– в основе профессии тьютор, являющейся фундаментом английского университетского образование лежит фундамент, каковым является духовно-нравственное воспитание, основанное на христианской вере. Данный аспект является залогом успешности образования, так как в ходе воспитания вырабатываются такие характеристики обучающегося, как: стремление к самоопределению и к самореализации. Они в свою очередь мотивирует обучающегося к освоению новых образовательных горизонтов;
– если одним из основных результатов воспитания на современном этапе считать самоопределение на основе духовно-нравственных ценностей, то воспитание должно осуществляться с использованием таких возможностей тьюторского сопровождения, как:
а. создание избыточного пространства для самоопределения за счет привлечения исторического материала и его рефлексии кадетом, а также навигирования в ресурсах и стратегиях поведения;
б. осуществление деятельностных проб на основе нравственного выбора;
в. субъективизация интересов обучающегося на основе его самоопределения, понимания его роли и места в жизненном пространстве
– введение в профессиональный стандарт профессии тьютор, как специалиста по воспитанию, позволит значительно повысить уровень современного российского образования, выведя его на качественно новую ступень.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
– исследования проблемы духовности, в области философских воззрений Платона, Аристотеля, Р. Декарта, И. Канта, Ж.П. Сартра, А. Камю, С. Франка, Л. Шестова, В. Розанова, Э. Фромма;
– отношение к проблеме духовно-нравственного воспитания религиозных философов и отцов церкви, H.A. Бердяева, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, А.И. Ильина, Игумена Аристарха (Лоханова), B.C. Соловьева, священника Павла Флоренского;
– идеи гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, A.C. Белкина, А. Дистервега, A.C. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского;
– теоретические изыскания в области нравственного развития личности Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова;
– труды историков военного научного сообщества В.Р. Басаева, П.А. Геленковского, Ю.А. Глушко, П.А. Зайончковского, А.И. Каменева, а также труды военных педагогов H.A. Алпатова, А.Ф. Григорьева и др.
В ходе реализации поставленной цели и задач использовались методы теоретического-практического уровня:
– анализ философских взглядов отечественных и зарубежных теоретиков по духовно-нравственному воспитанию;
– анализ исторической, общественно-политической и психолого- педагогической литературы для обобщения и объяснения фактов современного состояния духовно-нравственного воспитания;
– методы моделирования, классификации, аналогии, сопоставления
– методы психолого-педагогического наблюдения;
– индивидуальные и групповые беседы;
– анализировались результаты практической деятельности по воспитанию у кадет качеств патриота и защитника Родины;
– происходило анкетирование кадет;
– использованы тестовые и опросные методики.
База исследования: в выпускной квалификационной работе учтен опыт тьюторского сопровождения духовно-нравственного воспитания в кадетском классе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы № 1212 г.
Исследование проводилось в три этапа:
- 2015-2016 учебный год:
а. Производился историко-педагогический анализ, в ходе изучения литературы по становлению и развитию духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России;
б. Изучалась история тьюторства. Получение и закрепление знаний в области индивидуализации и тьюторскогосопроводжения образовательного процесса.
в. В ходе практической деятельности, закреплялись навыки тьюторского сопровождения образовательного интереса кадета (тьюторанта) разрабатывался план и задачи исследования
- 2016-2017 учебный год:
а. Полученные знания в области духовно-нравственного воспитания, ретранслировались на практическую деятельность в кадетском классе ГБОУ Школа № 1212;
б. Осваивались новые практики технологий открытого образования, впоследствии внедряемые в тьюторское сопровождение образовательного запроса кадет вверенного мне класса;
в. Положено начало использования технологий открытого образования в воспитательном процессе кадет класса;
г. Произведен анализ духовно-нравственного воспитания современных кадетских корпусах, суворовских военных училищах и военных институтах;
д. Произведен анализ результатов практической деятельность по духовно-нравственному воспитанию кадет класса;
е. Одним из результатов воспитательной работы основанной на духовно-нравственных ценностях, по самоопределению кадет стала организация волонтерского отряда «Доброделы» ГБОУ Школа № 1212 , как,;
ж. Разрабатывалась программа факультативного курса по духовно- нравственному воспитанию;
з. Сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования.
- Первая половина 2017-2018 учебного года – выявлялись и закреплялись педагогические условия духовно-нравственного воспитания кадет, методами тьюторского сопровождения, завершалось оформление результатов исследования в форме диссертации и методических рекомендаций.
Новизна исследования заключается в следующем
- Осуществлен историко-педагогическиий анализ причин успешности образования в дореволюционных кадетских корпусах.
- Определено, что условием успешности кадетского образования являлась его открытость, в части касающейся заимствования лучших образцов европейского образования и индивидуализация, в части касающейся выстраивания образовательного маршрута кадета, с учетом его индивидуальных особенностей
- Важнейшим условием успешности кадетского образования являлось духовно- нравственное воспитание кадета основанное на религиозных ценностях традиционных конфессий России
- Выявленные элементы успешности кадетского образования дореволюционной России, дали основание для определения его сущности, структуры и содержания: Сформулирована его ценность, значимость и результативность.
5.Осуществлен историко-педагогическиий анализ причин успешности Английского университетского образования, с компонентом тьюторского сопровождения
6.Выявлено, что тьюторское сопровождение процесса обучения всегда опиралось на духовно-нравственное воспитание
7.Выявленные факторы успешности тьюторской практики, в части касающейся воспитательного сопровождения студентов дали основания для определения его сущности, структуры и содержания. Сформулирована ее ценность, значимость и результативность.
8.Обоснована необходимость учета положительного опыта кадетского образования дореволюционной России и института тьюторства для качественного улучшения образовательного процесса не только в кадетских корпусах, но и во всем современном Российском образовании в целом (фундаментальность, результативность, проверенность временем, приложимость к современным условиям).
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 113 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.