Влияние тьюторского сопровождение проектной деятельности подростков на развитие и поддержание познавательного интереса (Кузнецова Е.И.) 2018г.
 /  Магистерские диссертации / Влияние тьюторского сопровождение проектной деятельности подростков на развитие и поддержание познавательного интереса (Кузнецова Е.И.) 2018г.

Влияние тьюторского сопровождение проектной деятельности подростков на развитие и поддержание познавательного интереса (Кузнецова Е.И.) 2018г.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования по проблематике теории и практики тьюторства охватывают широкий круг проблем, т.к. специфика работы тьютора определяется теми методами и методиками, которые позволяют обеспечить поступательное развитие личности на основании осознанной практической деятельности. Специфика развития экономики предполагает, что человек за жизненный цикл будет менять несколько профессий, что накладывает отпечаток на задачи тьюторской работы, имея конкретные экономические предпосылки. Смена профессий, отсутствие отраслевой карьеры, доминирование горизонтальных социальных лифтов над вертикальными породили тип проектной экономики, который предполагает недолговечность участия каждого члена команды в общем деле.

Проектная деятельность – это особый вид деятельности, предполагающий как самостоятельную работу, так и работу в команде. Реализация того или иного проекта зависит напрямую от того, насколько вовлечён каждый её член, насколько ему интересно. При этом работа над проектом включает человека в активное, творческое отношение к социальной среде и окружающему миру, обогащая его внутренний мир. Важно понимать, проектная деятельность школьников, подростков, студентов априори связана с получением новых знаний, приобретением навыков, получением опыта.

Соответственно на уровне проектной деятельности школьников возникает взаимосвязь между получением знаний по конкретному предмету и реализацией того или иного проекта. При этом познание смещается из области обязательного, навязанного блага в сферу прикладных интересов субъекта, реализация которых способна вывести его на новый виток углубления познавательного интереса или на определение нового предметного поля. Следовательно, определение взаимосвязи между познавательным интересом в рамках проектной деятельности с одной стороны и рабочими методиками тьюторского сопровождения с другой является актуальной.

В рамках гипотезы данного исследования мы предполагаем, что тьюторское сопровождение проектной деятельности подростков за счет своей деятельностной и антропопрактической направленности обладает такими ресурсами и инструментами сопровождения, которые помогают тьюторантам более эффективно осознавать, развивать и поддерживать свой познавательный интерес в процессе реализации проектов.

Объект исследования: проектная деятельность подростков.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса подростков в рамках тьюторского сопровождения проектной деятельности.

Целью исследования является обоснование возможностей влияния тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков на развитие их познавательного интереса. В связи с обозначенной целью исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие интерес на основании психолого-педагогического подхода;
  2. Рассмотреть понятие познавательный интерес, дать его интегральное определение;
  3. Дать характеристику тьюторского сопровождения познавательного интереса подростков;
  4. Выделить сущность и задачи позиции тьютора при сопровождении проектной работы;
  5. Определить возможное методическое содержание тьюторского сопровождения проектной деятельности подростков с учетом фокуса развития их познавательного интереса.

Практическая значимость данной работы обуславливается предложением методической основы для сопровождения проектной деятельности с целью устойчивого развития познавательного интереса.

Теоретико-методологическую базу исследования составили принципы деятельностного подхода в обучении, опирающиеся на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, исследования проблемы интереса и познавательного интереса в психологии и педагогике (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова и др.), базовые принципы проектной деятельности и ее реализации в образовательном процессе (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, Ю.В. Громыко), а также теоретические основания тьюторского сопровождения и индивидуализации в образовании (Т.М. Ковалева, В.М. Розин, С.В. Дудчик).

При написании данной работы были использованы общенаучные методы: теоретического анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования для определения теоретической базы исследования, а также метод эмпирического обобщения, систематизации антропологического анализа и концептуализации.

Эмпирической базой исследования выступает опыт сопровождения автором проектной деятельности подростков от 11 и до 17 лет (см. Приложение 1) в рамках реализации субъектного познавательного интереса. Специфика работы тьютора существенно ограничивает возможности формальных измерений или социального контроля, так как предполагает своим эпистемологическим основанием ориентированность на субъект. Следовательно, жёсткая оценка результатов является на данном этапе труднореализуемой. Данная проблема может быть решена за счёт внедрения внешнего фактора, которым может выступать либо предметный результат тьюторанта, либо конкретный продукт, созданный тьюторантом.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования (2016 г.) был проведён анализ учебной, научной, методической литературы, с целью определения понятия поля образовательный интерес. Были проанализированы философские, психологические, педагогические концепции данного понятия.

Параллельно с первым этапом с сентября 2016 г. автор реализовывал второй этап или практику сопровождения проектной деятельности подростков по трем направлениям:

  • сопровождение выбора темы проекта учащимися 7 класса частной школы «Золотое сечение»;
  • сопровождение разновозрастной группы детей от 3 до 14 лет (автор сопровождает двух старших детей 12 и 14 лет) в семье. Сопровождение идет в очно-заочном формате: два раза в год группа сопровождающих тьюторов выезжает на очные проектные сессии длительностью одна-две недели, в остальное время сопровождение ведется дистанционно;
  • сопровождение проектов учащихся 8-11 классов социально-педагогического комплекса «Школа на Хавской».

На третьем этапе происходила обработка опыта и проектирование методики проектной работы тьютора по развитию и поддержанию познавательного интереса подростков.

 

Полный текст ВКР.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости