Заметка М.Драгиле о симпозиуме “Индивидуальная образовательная траектория как текст для понимания”
 /  Рефлексивные заметки участников конференции «Тьюторство и текстовая культура" / Заметка М.Драгиле о симпозиуме “Индивидуальная образовательная траектория как текст для понимания”

Заметка М.Драгиле о симпозиуме “Индивидуальная образовательная траектория как текст для понимания”

Рефлексивная заметка

Симпозиум: «Индивидуальная образовательная траектория как текст для понимания»

Ведущие: Чередилина М.Ю., Буланов М.В.

Работу симпозиума условно можно разделить на 3 такта:

1 – введение от организаторов, постановка задачи участникам симпозиума

2 – доклады участников

3 – групповая работа

4 – подведение итогов

1 ТАКТ – ВВЕДЕНИЕ

Ведущие данного симпозиума сразу сформулировали задачи для работы и участников, как приглашение к совместной деятельности по разработке новых способов и видений составления текстов ИТО и ИОП.

Для создания общего понятийного пространства организаторами была проведена презентация с введением понятий:

  • ИОТ – движение от прошлого в настоящее, шаги, которые сделаны.
  • ИОП – движение от настоящего в будущее
  • Траектория – тот шаг, который сделан.
  • Жанры текста
  • составные части текста ИОТ – цель, задачи, партнёр, проблемы, средства и технологии/.
  • Введение составных частей таблицы
  • Способы работа тьютора с текстом и др.

По итогам презентации организаторов всем участникам были розданы таблицы для анализа текстов ИОТ и сформулирована задача-предложение: слушать доклады выступающих сквозь призму таблицу, с целью выявления особенностей текстов ИОТ, которые будут в прямо или опосредованно представлены в докладах. По результатам этой работы планируется общее обсуждение с выходом на “новое” в понимании / технологиях / содержании / методах и др. работы тьютора с тьюторантом по составлению текстов ИОТ и ИОП и анализа их.

Важно отметить, что докладчиком предварительно не была сформулирована задача построения своего выступления под задачу организаторов. Это создало ситуацию неопределённости (дополнительные трудности) как для ряда докладчиков, так и для участников симпозиума.

2 ТАКТ – ДОКЛАДЫ

2.1. Дежина Л.В. “Системнодеятельностный подход при выполнении исследовательских работ и проектов экологической направленности” (г. Тверь) – презентация доклада доступна у организаторов

Зафиксирована проблема отсутствия навыка работы с текстом у учащихся 8 класса на уроках по точным науках.

Докладчик в своём докладе ссылается на ФГОС, в рамках которого организует проектно-и следовательскую деятельность.

Качество полученного образования (опыта) учащихся рассматривается сквозь призму ЗУН (знания, умения, навыки), что демонстрирует приверженность докладчика к системе традиционной школе, несмотря на то, что в докладе и названии используются “слова” из СМД-педагогики.

Доклад носил в большей мере отчетный характер с элементами рекламного характера проектного метода в рамках ФГОС. При этом, работа с учащимися в больше мере строилась по задачному принципу, сформулированному преподавателем.

Докладчику были заданы следующие вопросы, на которые она не смогла дать развёрнутого ответа:

  • “какие виды текстов создают дети?”
  • “В чем заключается исследовательская задача, которая ставится перед детьми?”
  • “Кто формулирует задачу для детей?” И др

Также стоит отметить, что докладчик понимает разрыв межу “философиями” классической системы образования (в пространстве которой она находится в профессиональной педагогической позиции) и между “новой философией” образования, ориентированного на ребёнка, а не на ЗУНы (содержательное пространство конференции) – это создавало определенной дискомфорт докладчика, что выражалось в его психофизиологическом состоянии: извинение, неуверенность, ориентация на “того кто знает” и Т.д. При этом, произошла ли постановка индивидуальных целей на профессиональное развитие у докладчика или нет, по итогам работы конференции – не понятно. Скорее всего нет.

2.2. Климова Т.А. “Ребёнок: “чистый лист” или “открытая книга”? Опыт тьюторской работы с родителями, обучающими детей в форме семейного образования, в “Проектной мастерской” (г. Томск) – презентация доступна у организаторов

Докладчик представляет центр, в котором происходит работа с т.н. хоумскуллерами, семьями, дети в которых находятся на домашней форме обучения (в соотвествии с решением родителей, а не по медицинскими или другими показаниям)

Проблема, которую выделяет докладчик, заключается в объектном отношении к ребенку со стороны родителей, которая выражается в реализации проекта родителей на ребёнке, без учёта его индивидуальных особенностей и предпочтений.

Для решения этой проблемы разработана “Проектная мастерская”, как место, в котором ребёнок может выступить как автор своей образовательной программы.

В проектной мастерской происходит совместная деятельность родителей и детей, которая строится на следующих принципах:

  • Включённость родителей
  • Субьект-субъектные отношения
  • Ребёнок – автор
  • Индивидуализация

В результате совместной деятельности носит в рамках проектной мастерской порождаются как индивидуальные, так и групповые проекты, например: мастер-классы (обмены опытом), исследования, дни рождения, выставки и др.

Работа Тьютора в этой ситуации заключается во взаимодействии с ребёнком, как обучающимся субъектом и родителем. Иными словами, тьютор формирует триаду: тесное и целенаправленное взаимодействие тьютора-родителя-ребёнка на благо развитие ребёнка.

В результате работы в ПМ родители стали формулировать запрос на свое образование. А дети, в свою очередь, стали подходить к своим жизненным событиям (день рождение, поездка, домашнее задание) как к проектам.

От родителей дополнительно поступают запросы на образование, целенаправленная работа с родителями по развитию “позиции родителя”

Докладчиком также было зафиксировано, что после работы в проектной мастерской, дети редко возвращаются в школу, как в классно-урочную систему. При этом во время подготовительных семинаров для родителей, часть родителей отказываются от семейной формы обучения, поскольку понимают, что не справятся с этой ответственностью.

Доклад вызвал интерес у аудитории, были заданы вопросы в форму организации и особенности организационной работы и др. Докладчик ответил на поставленные вопросы.

2.3. Канзулова И.Н. “Осмысленное вопрошающие как средство формирование образовательного запроса” – визуальной презентации не было

Докладчик представил участникам краткий обзор собственной методической разработки по “осмысленному вопрошанию” в результате которой, можно выйти на формулирование запроса к ИОП.

Методика отработана в рамках проекта “Китеж” на примере темы “как стать интересной личностью”

Методика состоит из нескольких этапов, которые направлены на развитие интереса и понимания себя как человека с определёнными целями и запросами.

В результате прохождения через методику, дети оспособляются самостоятельно задавать себе вопросы по существу предмета и в ходе ответов на них простраивают ИОП.

Формируется дерево задач и рейтингование их: что нужно сделать в первую очередь чтобы стать интересной личностью? На последнем шаге методики (при разработке ИОП)  используются элементы swot анализа, рефлексии, исследования и др. Что необходимо для разработки жизнеспособного плана по достижению поставленной цели.

Данная методика была единоразово апробирована на детях, при этом по мнению докладчика может быть использована многократно и вне зависимости от возраста.

2.4. Мачалкина К.С. “Открытый тьюторский онлайн-фестиваль: образовательные возможности дистанционного формата” – презентация доступна у организаторов

докладчиком был представлен проект Открытого тьюторского онлайн-фестиваля, который в этом году проходил во второй раз.

Особенность площадки заключается в создании общей площадки для взаимодействия участников не только для получения нового педагогического инструментария, но и обмена опытом, полученному из личной практики и из участия в других семинарах. Своего рода GuidePark

Участники фестиваля, по мнению докладчика, едины общей целью, при этом каждый удерживает свою рамку.

Форма организации и проведения семинара:

  1. Индивидуальное целеполагание
  2. Начало каждого дня в виде рефлексии предыдущего и формулированию вопросов на будущий день
  3. По итогам фестиваля, рефлексия соответствия поставленных целей и полученным результатам
  4. Виртуальная площадка – как место пролонгирования содержания фестиваля

Вопрос из зала о критерии оценки качества фестиваля организаторами. Показателем оценки качества была обратная связь – ответ организаторов.

Проблема фестиваля, зафиксированная М.Ю.Чередилиной, главный организатор фестиваля, заключается в невозможности сделать целостную программу, поскольку в фестиваль включены разные специалисты, содержание программ которых не согласовывается на шаге проектирования. Поэтому, целое собирается на каждом отдельном участнике фестиваля.

Это с одной стороны осложняет процесс подготовки, проектирования и проведения, а с другой – создаёт условия для получения индивидуальных интересных продуктов в виде “новых” людей, профессионалов, у которых личное осмысление – есть фиксация целого.

2.5. Ядгарова П.А. “ПРоблема сформированности модели субъектности в деятельности современного педагога” – презентация доступна у организаторов

Докладчик представляет работу “теоретические размышления”, без практики, основанные на анализе работ других специалистов.

Все теоретические работы, посвящённые субъективности носят в большей мере психологическую парадигму, нежели практическую.

Докладчик ссылается на работы Слободчиков В.И., Исаев Е.И. “Основные ступени развития субъектности человека”, которые рассматривают процесс формирования субьективности включает в себя следующие стадии:

                 оживление (от 0 до 12 мес). Взрослый помогает преодолевать переход из одного “состояния” в другое. Смена физической среды.

                 Одушевление

                 Персонализация

                 Индивидуализация (17-42 года)

                 Универсализация

Все эти психологистические явления являются инструментами работы тьютора при работе с данными возрастными группами. Что предлагается отслеживать в текстах:

 – процесс мотивации к осознанности

                 процесс Неорганизованности к организованности

                 Рефлексия

                 Коммуникационная компетентность – является рамочной составляющей, которая осваивается в процессе перехода от ступени к ступени, в течении всей жизни.
Анализ вышеупомянутых направлений показывает потенциал учащегося в ИОД, а также может являться точками отсчета и фиксации его индивидуального движения

3 и 4 ТАКТ – ГРУППОВАЯ РАБОТА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Задачей групповой работы – обсуждение докладов через призму выданного организаторами материала – элементы анализа текстов ИОТ

Группа решила анализировать доклады заявившихся докладчиков, что привело к формированию 4 групп по обсуждению текстов ИОТ.

На групповую работу было отведено 20 минут, почте чего докладчиками была проведена краткая презентация результатов работы.

За счёт короткого времени отведённого на групповую работу, содержательную сдвижку или доращивание своего содержания за счёт групповой работы зафиксировать было сложно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Данный симпозиуме может быть полезен для тьюторского сообщества в качестве заявления новой “другой” формы и содержания работы с учащимися.

В развитии тьюторского сообщества могут быть использованы представленные разработки, в некоторых из которых были представле5ны конкретные инструменты и технологии работы с текстами.

Маргарита Драгиле
Студентка 1го курса
магистерской программы “Тьюторство в сфере образования”
1 ноября 2016г

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости