Тьютор: личный проводник вашего ребёнка в мире знаний
 /  Без рубрики / Тьюторство в начальной школе / Тьюторство в открытом образовании / Тьютор: личный проводник вашего ребёнка в мире знаний

Тьютор: личный проводник вашего ребёнка в мире знаний

На Dzen.ru вышел мой очередной материал в рамках родительского университета МГПУ. Прошу комментировать!

Представьте, что ваш ребёнок — путешественник в огромном и интересном мире знаний. Но в этом мире так много всего, что легко заблудиться и потерять интерес. Кто поможет ему не сбиться с пути и выбрать то, что действительно важно? Тьютор! Кто такой тьютор и зачем он нужен, рассказывает Вадим Евгеньевич Карастелёв, кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ и преподаватель будущих тьюторов.

Кто такой тьютор?

Тьютор — это опытный проводник в мире знаний, который помогает вашему ребёнку:

  • понять себя. Узнать, что ему интересно, к чему у него есть способности, какие у него цели в жизни.
  • планировать путешествие. Составить личный план обучения, выбрать предметы и занятия, которые помогут достичь целей.
  • искать сокровища. Находить нужную информацию, отличать правду от вымысла, использовать разные источники знаний.
  • развивать суперспособности. Учиться думать самостоятельно, решать сложные задачи, общаться с другими людьми.
  • не бояться трудностей. Преодолевать препятствия, находить выход из сложных ситуаций, учиться на ошибках.

Зачем нужен тьютор?

В школе все учатся по одной программе, но ведь каждый ребёнок уникален! Тьютор помогает сделать обучение:

  • Личным. Учитывать интересы, способности и цели вашего ребёнка.
  • Интересным. Выбирать занятия, которые вдохновляют и мотивируют.
  • Эффективным. Использовать самые лучшие методы обучения.
  • Самостоятельным. Учиться принимать решения и нести за них ответственность.
  • Уверенным. Верить в свои силы и не бояться пробовать новое.

Что делает тьютор?

Тьютор не даёт готовые ответы, а помогает ребёнку:

  • задавать вопросы: искать ответы на свои вопросы, не бояться спрашивать.
  • думать: размышлять, анализировать, делать выводы.
  • выбирать: принимать решения, основываясь на своих знаниях и опыте.
  • действовать: ставить цели и достигать их, не бояться ошибок.
  • расти: развивать свои способности, становиться лучше.

Тьютор помогает ребёнку раскрыть свой потенциал и стать успешным в жизни. Он не просто учит, а помогает учиться!

Тех, с кем работает тьютор, принято называть тьюторантами.

Миссия тьютора — открывать вместе с тьюторантом различные перспективы его жизненного пути, соотнеся их как с миром идеального содержания («большими идеями»), так и с актуальными в его ситуации ресурсами и возможностями.

Тьютор — это проводник, который не диктует путь, а помогает тьюторанту осознанно выбирать его, учиться ориентироваться в многообразии возможностей и достигать поставленных целей в условиях неопределённого будущего.

Итак, тьютор — профессионал, который помогает ребёнку (и взрослому!) ориентироваться в огромном потоке знаний и выбирать то, что действительно важно именно для него, а также соотносить свой выбор с имеющимися ресурсами.

Как работает тьютор?

Тьютор и тьюторант работают вместе, как команда. Тьютор не только задаёт вопросы, но и создает условия для появления у тьюторантов собственных вопросов, а также помогает размышлять и искать ответы, а не даёт готовые решения. Такой подход помогает тьюторанту лучше понимать себя, свои сильные стороны и зоны для роста.

Тьютор создаёт пространство, где тьюторант может пробовать новое, ошибаться и учиться на своих ошибках. Он не претендует на роль всезнающего наставника, а поддерживает тьюторанта в поиске своего пути и работе с неопределённостью.

Для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) нужны особые тьюторы. Они могут иметь в качестве базы специальную подготовку (дефектологическую, логопедическую, психологическую), но самое важное, что такие тьюторы не столько должны быть сосредоточены на том, чтобы приблизить этих детей к нормотипичным, сколько поселить в них и вокруг них атмосферу доверия и веры в себя, раскрытия своих уникальных возможностей несмотря ни на что. Работа с детьми с ОВЗ регулируется специальной нормативной базой в зависимости от заболевания, такие тьюторы могут сопровождать ребенка в ходе учебных занятий и т.д.

Каковы особые методы тьюторского сопровождения?

В отличие от других специалистов, тьюторы пользуются следующими методами:

  1. Интерактивное вопрошание.
  2. Образовательное картирование и использование личностно-ресурсных карт для «образовательной навигации».
  3. Организация событийных форматов.
  4. Организация деятельностных проб.

Где и как найти тьютора?

В России тьюторство активно развивается с 1990-х годов, хотя примеры тьюторской деятельности были и в царской России. В 2017 году Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включая обобщенную трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся». На сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации можно познакомиться со списком сертифицированных тьюторов и практик тьюторства. Оперативно подать заявку можно на сайте Агентства тьюторских услуг “Содружество тьюторов”, которое создано выпускниками магистратуры тьюторства МГПУ.

Тьютор — это проводник в современном мире знаний, который помогает тьюторанту стать самостоятельным, уверенным и ответственным за своё образование. Он делает обучение не просто усвоением фактов, а осознанным и увлекательным процессом, который готовит к жизни в быстро меняющемся мире. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок учился с интересом, развивал важные навыки и умел строить своё будущее, тьютор — именно тот человек, который может помочь в этом. Этот подход к образованию особенно актуален сегодня, когда возможности для обучения стали практически безграничными, а умение ориентироваться, принимать эффективные образовательные решения и выбирать стало важнее, чем просто запоминать информацию и решать учебные задачи.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости