ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТГУ ПРИ ОСВОЕНИИ БАЗОВОГО ПРЕДМЕТА
 /  Томская область / Тьютор / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТГУ ПРИ ОСВОЕНИИ БАЗОВОГО ПРЕДМЕТА

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТГУ ПРИ ОСВОЕНИИ БАЗОВОГО ПРЕДМЕТА

Являясь сотрудниками разных факультетов и кафедр, мы работаем в одних и тех же группах со студентами-метеорологами,  преподавая им  общую физику и физическую метеорологию.   Упомянутые курсы проводятся в первые два года обучения, что накладывает особую ответственность на педагогов, которые могут помочь (или не помочь) первокурснику «выжить», осмыслить свои первые шаги в университете.

Профилирующим предметом у будущих метеорологов является, конечно же, физика, а следующими наиболее важными предметами – высшая математика, химия, астрономия. Что касается физики, то выпускники школ, как правило, подготовлены довольно слабо, более того, они её попросту боятся. Астрономия в школах давно не ведётся, химию и математику выпускники школ знают фрагментарно. Теперь добавим ориентацию этих ребят на «свободную и взрослую» жизнь в студенчестве, отсутствие практики ведения хоть и немудрёного хозяйства (для приезжих студентов), массу новых впечатлений, которые тоже нужно как-то пережить и осмыслить. И в итоге мы получаем «букет» проблем студента-первокурсника, да и второкурсника тоже. И это те студенты, которые станут специалистами, без которых и самолёт не полетит, и корабль не поплывёт, и урожай не вырастет.

Тьюторов, как освобождённых работников, в университетах на кафедрах, выпускающих наших специалистов (и бакалавров, и магистров), пока еще нет.

Едва удаётся сотрудникам факультета «разрулить» все проблемы и преподать все курсы, необходимые для полноценной подготовки студентов упомянутого профиля.  Преподать – да, а вот взяли ли студенты необходимое – вопрос. Деканат геолого-географического факультета, вобравшего все направления наук о Земле – геологию, геохимию, метеорологию, климатологию, гидрологию, географию, при огромном количестве студентов и кафедр, расположенных в нескольких корпусах, – помочь нам в этом отношении не может.

В особенно трудном положении оказывается кафедра метеорологии и климатологии, студенты которой неожиданно для себя оказываются обучающимися в области физики атмосферы. Действительно, кто бы мог такое представить себе  на геолого-географическом факультете?

Понятно, что с первой же встречи необходимо вывести студента из состояния шока, уверить его в том, что физика – вполне постигаемый предмет, а уж физика атмосферы (физическая метеорология) – вообще волшебная область знаний.

И эта совершенно необходимая работа ложится, конечно же, на преподавателей базовых предметов – физики и физической метеорологии. Никто, кроме них, выполнить такую работу не сможет.

Правда, на кафедре метеорологии и климатологии давно налажена  такая общественная деятельность,  как заведование воспитательной работой, которую ведёт одна из авторов настоящей статьи. Под её «крылом» оказываются студенты-метеорологи не только младших курсов.

Но этого мало. Воспитание предполагает «целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни,  в соответствии с нормативными моделями. Воспитание – это механизм обеспечения и сохранения исторический памяти популяции».[1] Одного только «воспитания» нам было недостаточно. И тогда мы обратились к современным инновационным педагогическим концепциям и технологиям, которые могли бы обеспечить вхождение студента не в «нормативные модели» и «историческую память популяции», а в свою персональную образовательную историю. И поняли, что ресурны для нас индивидуализация и тьюторское сопровождение. И конечно же позицию тьютора взяли на себя  авторы настоящей публикации, одна из которых – физический метеоролог,  а вторая – физик, работающие одними и теми же студентами первого и второго курсов.

Разворачиваемая работа со студентами может быть сформулирована в следующих пунктах:

1). Принимая во внимание сложность начала обучения (с учётом слабой подготовки новоиспеченных студентов по физике, математике, химии),  считаем, что базовые преподаватели, проводящие занятия на указанных курсах, непременно должны осуществить тьюторское действие – разобраться в образовательных целях и смыслах самих студентов.  С учетом того, что на это не выделены ни финансы, ни время – преподавателям приходится становиться преподавателем с тьюторской позицией.

2). Ищем способы, формы организации занятий, приемы, которые помогут студенту почувствовать свою индивидуальность: тренинги, взаимообучение, активную обратную связь, обсуждение оп принципу Круглого стола, консультации, специальные тьюторские вопросы.

Так на первом же занятии мы проводим тренинг, который помогает  нам выяснить, какие занятия в школе студенты любили, чем они занимаются в свободное время, какое доминирующее качество в себе они уже видят, какие хотели бы развить. В результате каждый студент осмысливает самого себя, решает  вопросы взаимодействия с другими,  педагог понимает, с кем он будет работать и на каком «языке» говорить на занятиях.

На лабораторных занятиях, когда не всем все понятно, мы даем возможность студентам самим разобраться в задании, те, кто лучше понял установку преподавателя к выполнению данной работы, поясняют другим. Даем возможность студентам задавать вопросы  нам, стараясь представлять задающих вопросы  в «выгодном свете».  «Плохие» вопросы комментируем осторожно, отделяя вопросы от личности задающего. Мы считаем, что очень важно с первых дней установить доверительные отношения со студентами: «помогу всем, кто хочет учиться, при этом в любом вопросе, не только в вопросах обучения». При затруднениях на лабораторных занятиях курса физическая метеорология, где широко используются знания, полученные в курсе общей физики, оперативно устраиваем общий «круглый стол». На традиционные затруднения обращаем внимание в ходе «установки» на  работу, а затруднения, характерные для данной группы, устраняем на «круглых столах». Именно здесь выясняется отношение каждого студента к себе, к выполняемой работе, к одногруппникам, его видение дальнейшего применения полученного навыка, знания. Преподватель-тьютор помогает студенту обернуть вопросы на себя:   «а если мы попробуем сделать так…», «А каким вы сами видите решение?»;  «а если эту проблему разобьём на части, что будет…»,  «как Вы сами думаете?». В этом случае студент не чувствует себя одиноким, с ним рядом и его команда и взрослый, обеспечивающий поддержку и сопровождение. Студент активно вносит предложения, к которым относится тьютор, и он уходит, окрылённый ощущением, что выход из его проблемы есть, помощь тоже будет.

3). Отдельное внимание уделяем иноязычным студентам, которые оказываются вдали от дома, от родного языка, культуры, менталитета в целом. Мы  уточняем,  связался ли студент со своим томским землячеством, хорошо ли он ориентируется в изложении преподавателем учебного материала, какие отношения выстраиваются в группе. Исключительно важно, чтобы другие студенты услышали, как данный студент говорит о своей культуре, о промышленном, сельскохозяйственном и ином развитии своей страны или национального центра, узнать,  к какому языку ближе их родной язык, как даётся изучение русского языка. Это помогает  студенту раскрыться и тьютору увидеть такого студента в «истинном свете».

4). Мы считаем, что объединяет коллектив и помогает осмыслить свой образовательный процесс общая идея.  В нашем случае – это практическое занятие «охота на облака», ведь облака –   «лакмусовая бумажка» процессов, протекающих в атмосфере. Студенты объединяются в группы, выбирают содержание и формы работы, а тьютор с предельной осторожностью и вниманием относится к любой работе в выбранном направлении. «Ловля» (фотографирование) облаков, сопровождает впоследствии студентов весь период обучения, студенты, давно сдавшие физику и физическую метеорологию, даже выпускники, продолжают нести и присылать фото облаков, которые мы разбираем со студентами первых курсов.

5). Нелишней бывает связь тьютора с родителями, бабушками и  дедушками, с девушками или молодыми людьми проблемного и не только студента – мы часто говорим о проблемах, но не часто говорим об успехах…., а иногда это очень помогает. Иногда возникает необходимость связываться  с преподавателями общих «трудных» предметов – высшей математики, химии, или просто с преподавателями, с которыми студент или вся студенческая группа не могут найти взаимопонимания;

6). Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с эстетическим воспитанием студентов, с их мироощущением. Мы  приглашаем студентов на концерты университетских коллективов, в которых участвуем сами – ансамбль скрипачей, инструментальное трио, камерный оркестр, нередко эти студенты становятся постоянными слушателями хорошей музыки. Мы обсуждаем с ними телевизионные молодёжные и политические передачи, стараясь быть «на уровне» интересов студентов, особенно, если этот интерес является общим для группы или для значительной её части;

7). Заботит нас и образ жизни студентов, их отношение к своему  здоровью, привычкам, свободном времяпрепровождении. К сожалению, сегодня студенты могут рано терять своё здоровье, а с ним – и интерес к учёбе, да и к окружающему миру тоже. Мы изучаем  диетологию и применяем ее принципы в личной жизни, поэтому можем делиться со студентами личным опытом в этой области. Сам тьютор должен быть достаточно убедительным в своей деятельности и успешным в жизни в целом – если у него нет положительного опыта в решении своих проблем, то стоит ли к нему обращаться? Нам важно как можно больше знать о своих подопечных, обсуждать  с ним их слабые и сильные места в  учёбе и жизни в целом – при систематической работе это много времени не занимает, а студентам важно,  что значимый для него разговор сложился не случайно;

8). Важно поддерживать успешность студента в молодёжной среде, его конкурентоспособность не только в профессиональной сфере, но и в сфере коммуникации. Студенты, обучающиеся по специальностям гуманитарного профиля, выглядят «выигрышней», они могут легко говорить о политике, экономике, культуре. И мы ненавязчиво помогаем нашим подопечным комментариями, организуем дискуссии, обсуждения на различные темы.

9). Отдельная работа проводится со студентами-заочниками, которые и подготовлены обычно слабее, чем студенты-очники, и старше их, и обременены дополнительными семейными сложностями. Одной из проблем является отсутствие достаточного количества учебных пособий,  поэтому мы разрабатываем и публикуем методические материалы, обеспечивающие поддержку обучению. Так нами изданы  пособия по Физической метеорологии – «Физическая метеорология (отдельные разделы), «Облака»,  пособие, обеспечивающее разворачивание  органической связи Физики с Физической метеорологией (Ж.В. Рыбакова, В.Г. Блинкова «Общая физика и некоторые аспекты физической метеорологии»,  первая и вторая части которой опубликованы, а  третья готова к публикации. Запланированы пособия, связывающие Физическую метеорологию с Химией, Высшей математикой, Астрономией, пособие, вводное в базовый курс «Введение в физическую метеорологию и климатологию», которое давно уже ждут студенты-географы, пособие «Начальная метеорология» на английском языке для студентов из дальнего зарубежья, которые на первых этапах обучения английский язык знают лучше русского. Данные пособия помогают не только изучать, но и  с первых же шагов «примерять» полученные знания  к будущей работе,  формировать потребность и умение анализировать исходный материал и полученные результаты, сформировать умение подготовиться к зачёту, экзамену, используя анализ и сравнительный анализ формул, уравнений, а также многочисленных параметров объектов и сред, в частности, атмосферы.

10). На завершающих этапах тьютор должен получить обратную связь – опросить студентов, что им помогало и что мешало адаптироваться в учёбе и в студенческой жизни в целом.

Проводимая работа привела нас к выводу о том, что мы не только тьюторы своим студентам, мы со студентами – тьюторы друг для друга. Они нередко помогают в той же мере, в какой сами получают помощь, поэтому  можно рассматривать элементы тьюторской работы как возможности собственного творческого роста. Например, студенты одной из групп спровоцировали нас на изучение архитектуры, студенты другой – на знакомство с японской поэзией, студенты  третьей – на изучение минералов и кристаллов. Интересно, что нам все эти «повороты» удавалось свести к атмосферным процессам.

В итоге мы хотели бы познакомить вас с нашими проектными предложениями:

– получить «зелёный свет» тем учебным пособиям, которые представляют собой ресурсы для работы тьютора, для повышения успеваемости, для снижения числа отчисляемых студентов. В нашем случае просим рекомендовать Издательскому Дому ТГУ издать пособия:                                Ж.В. Рыбакова «Введение в физическую метеорологию и климатологию» и Ж.В. Рыбакова, В.Г. Блинкова «Общая физика и некоторые аспекты физической метеорологии» Ч. 3.

– предоставить преподавателям-тьюторам дополнительные 2 – 4 часа на осуществление работы тьютора.

Ж. В. Рыбакова,  доцент каф.

 метеорологии ГГФ ТГУ

   В. Г. Блинкова, ст. преподаватель

каф.общей физики ФФ ТГУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости