Воскресенье
11 АвгИстория тьюторства
Историческая справка:
- Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун».
- Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах: Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.)
- В дореволюционной России в связи с немецкой моделью университетского образования нашло применение только в домашнем обучении
Тьютор– (от лат. tutorem– наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился в конце XIV века в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом. Его задача состояла в соединении на практике содержания жизни студента с академическими идеалами. С XVII века сфера деятельности тьютора стала расширяться. Все большее значение в ней начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план учебной работы, следит за академической успеваемостью студентов и их подготовкой к университетским экзаменам. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы. В течение XVIII–XX веков в старейших университетах Англии она занимает центральное место в обучении. Лекционная система служила лишь дополнением к ней. Таким образом, тьютор – исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, сопровождая процесс индивидуального продвижения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования.
История тьюторства в России:
1989-1990 гг. – проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики (П.Г. Щедровицкий), г.Москва.
1991 г. – создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» (науч.рук. Т.М.Ковалева), г.Томск.
1996-2013 гг., 2016 г. – Всероссийские научно-практические тьюторские конференции (г.Томск).
2007 г. – создание Межрегиональной тьюторской ассоциации.
2008 г. – введение профессии «тьютор» в реестр профессий, в номенклатуру должностей.
с 2008 г. – международные тьюторские конференции в Москве.
2010 г. – открытие магистерской программы подготовки тьюторов (МПГУ).
2011-2017 гг. – разработка корпоративного стандарта профессиональной тьюторской деятельности.
2012 г. – концепт тьюторской модели образования стал одним из победителей конкурса «Школа Сколково».
2012-2015 гг. – Проект «Разработка системы оценки качества условий индивидуализации образования», ФИП МОиН РФ.
2012 г. – ПЕРВЫЙ Летний университет тьюторства в г. Геленджике.
2013 г. – программа подготовки экспертов в сфере индивидуализации и тьюторства по корпоративным стандартам МТА.
2015 г. – открытие кафедры индивидуализации и тьюторства (МПГУ)
2015 г. – совместно с АНО ДПО “ПрЭСТО” проведение первого Всероссийского конкурса «Тьютор года».
2016 г. – заключен договор о сотрудничестве с Международной ассоциацией организаций финансово-экономического образования – Тьютор финансовой грамотности.
2017 г. – утверждён профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включивший в себя обобщенную трудовую функцию “Тьюторское сопровождение обучающихся”
2017 г. – МТА выиграла Президентский грант на реализацию проекта “Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства”.
2017 г. – совместно с АНО ДПО “ПрЭСТО” проведение второго Всероссийского конкурса «Тьютор года».
2018 г. – первая магистратура по Тьюторству в России переезжает из МПГУ (Московский Государственный Педагогический Университет) в МГПУ (Московский Городской Педагогический Университет).
2018 г. – ЛУТ в Санкт-Петербурге.
2019 г. – МТА выиграла Президентский грант на реализацию проекта “Тьюторский хакатон: площадка для разработки и апробации технологий индивидуализации и персонализации образования”.
2019 г. – совместно с АНО ДПО “ПрЭСТО” проведение третьего Всероссийского конкурса «Тьютор года».
2019 г. – ЛУТ в Томске.
2020 г. – МТА выиграла Президентский грант на реализацию проекта “Навыки самообразования” – интенсивный учебный курс подготовки тьюторов.
2020 г. – ЛУТ в Геленджике.
2021 г. – принят Этический кодекс тьютора Правлением МТА и директоратом АНО ДПО “ПрЭСТО”.
2021 г. – ЛУТ в Ижевске.
2022 г. – создание кафедры “Тьюторство” в Академии социальных технологий
2022 г. – IV Всероссийский конкурс “Тьютор года”
2022 г. – ЛУТ «Экосистема тьюторства в РФ: специализация, разделение труда и сетевое взаимодействие». Формат: онлайн, оффлайн, гибридный, очный. Карта тьюторских мест.
2023 г. – Всероссийский тьюторский сейшн в г. Чайковский Пермского края.
2023 г. – Обновлен профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включивший в себя обобщенную трудовую функцию “Тьюторское сопровождение обучающихся”
2023 г. – Летний университет наставничества и тьюторства «Позиции тьютора и наставника: ценности, модели, технологии, результаты» в гибридном формате. Стратегический семинар в Йошкар-Оле.
2024 г. – V Всероссийский конкурс “Тьютор года”
2024 г. – Стратегический семинар МОО МТА в г. Чайковский Пермского края