Понедельник
14 ИюнКурс “Навыки самообразования” – завершение проекта
Проект по разработке и публикации открытого онлайн-курса подготовки тьюторов “Навыки самообразования” близок к завершению. За прошедший год команда проекта совершила удивительный рывок в осмыслении и понимании феномена самообразования и роли тьюторского подхода в актуализации новых востребованных компетенций для пребывания человека в самообразовании. Многое стало понятно и в том, каким может быть подход к организации онлайн-сред и ресурсов для самообразования: какие функции можно переложить на саму онлайн-среду и онлайн-сервисы, а какие необходимо остаются для реализации человеком в реальном сопровождении.
В периоды экспериментального и апробационного запусков курса разработчики внимательно изучали, какие методические ходы работают, а какие не являются эффективными для курсантов. На каждом этапе команда проводила еженедельные внутренние семинары, на которых выдвигались и подтверждались или отвергались гипотезы, шли жаркие дискуссии – так каждый складывал и вкладывал новое содержание в общий проект. Без преувеличения можно сказать, что команда проекта прошла путь коллективного самообразования, обогатив как свои практики на местах, так и сделав значительный вклад в тьюторское сообщество. Находки, сделанные во время разработки курса вызвали интерес и научного сообщества – сделано несколько докладов по тематике самообразования: на форуме EdExpo 2021 в Санкт–Петербурге,на конференции «Современная дидактика и качество образования» – 2021 в Красноярске, на секции «Самоопределение в пространстве самообразования» IV Международной научно–практической конференции “Непрерывное образование в контексте идеи будущего: экосистемный взгляд на новые грамотности» (Москва, 2021). На VII Международном форуме по педагогическому образованию IFTE 2021 в Казани эксперт секции профессор, PhD (Кембридж) Коннор Гелвин (C. Galvin) отметил, что предложенная модель компетенций самообразования “основанная на ценностях, компетентности и активном вызове, является увлекательной и мощной, … очень богатой, глубокой”. Очевидно, что роль педагога и преподавателя на сегодняшний день меняется, – для команды проекта эти изменения фокусируются в тьюторском подходе и актуализации компетенций самообразования. Именно в соответствии с этими установками и создан курс, главными идеями которого стали продуктивное действие, образовательная задача и вызов самому себе, самоорганизация в коммуникации.
Конечно же, разработка такой востребованной на сегодняшней день темы будет продолжаться для членов команды и в дальнейшем профессиональном пути. Надеемся, что курс “Навыки самообразования”, который в данное время уже презентуется в региональных отделениях МТА и вскоре будет открыт для регистрации и зачисления всех желающих, вызовет интерес к теме самообразования и роли тьюторского подхода в нем у большого числа педагогов, преподавателей высшей школы и СПО и родителей, ведь для каждой из этих групп актуализация компетенций самообразования – это способ обогащения своей личной и профессиональной практики и нового взгляда на образование в целом.
Проект “Навыки самообразования” – интенсивный курс подготовки тьюторов” реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества