Субъектность? Энтузиазм? Инициатива?

Субъектность? Энтузиазм? Инициатива?

Участники сетевых  лабораторий, объединившись   под  описание признаков  субъектности в дошкольном, школьном и дополнительном образовании, могут с гордостью сказать: Done!

Книги под названием «Практики субъектности» и «Мозаики практик субъектности»  – это результат работы 10 сетевых лабораторий, собравших более 500 человек, 25 образовательных площадок из 7 регионов страны.

Уникальность  данной работы складывается из многих параметров:

  • Регулярные очные и виртуальные встречи задают высокую эффективность обсуждений;
  • Энергетика «людей спорящих» над общей задачей удерживает внутреннюю мотивацию и  поиск точных слов, которые будут услышаны собеседниками;
  • Детальное наблюдение и тщательное обсуждение рождает язык описания феноменов практики;
  • Реконструкция, восстановление опыта позволяет  называть  приемы и повышать осознанность педагогического действия на каждом такте работы.

Субъектность – слово достаточно новое для образования, для дошкольного образования – особенно. Чаще в педагогическом словаре слышится слово «самостоятельность».

В своих работах авторы постарались различить эти два понятия. В кейсах можно увидеть «хвостики субъектности» у малышей, вполне осознанное действие у людей постарше, понимание своего субъектного отношения к происходящему у профессионалов. Одно из оснований для различения лежит в том, чей замысел реализует человек, действуя самостоятельно: внешний или свой собственный? Перед педагогом стоит важная задача: не подменить детскую инициативу своей, педагогической, а, значит, так выстроить тьюторское\педагогическое  сопровождение, чтобы сохранить \создать пространство для  инициативы, поиска ресурсов, реализации, рефлексии и  фиксации ребенком завершенного действия.

Некоторые сетевые лаборатории высказали намерение сделать следующий шаг в описании инструментов, позволяющих фиксировать субъектные действия человека на своем образовательном пути, некоторые стали исследователями, собирающими данные для подтверждения поставленных гипотез, некоторые взялись за разработку новых программ по подготовке педагогов «нового поколения».

Невероятный энтузиазм практиков, показал, что  сетевой способ взаимодействия  может  поднять огромный пласт педагогического опыта и оформить его в двухтомник практических кейсов и методических пособий.

Материал подготовила Т.А.Костенко

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости