Итоги Первого Всероссийского конкурса “Тьютор года”
 /  Первый Всероссийский профессиональный конкурс "Тьютор года-2015" / Итоги Первого Всероссийского конкурса “Тьютор года”

Итоги Первого Всероссийского конкурса “Тьютор года”

Успешно завершился Первый Всероссийский конкурс “Тьютор года”.
Имена победителей:
1 место – Фатыма Мухамедова, Томск,
2 место – Юлия Андреева, Ангарск, Иркутская область, 
3 место – Юлия Неволина, Чайковский, Пермский край.

19 апреля 2015 года в Пермском крае подведены итоги Всероссийского профессионального конкурса «Тьютор года-2015», организованного АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО» (Пермь) и МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (Москва) при поддержке Министерства образования и науки Пермского края.

 

Этот конкурс стал первым событием федерального масштаба, предполагающим состязание тьюторов в реальной практике сопровождения школьников. Конкурс проводился на базе XIV Краевого тьюторского метапредметного лагеря “Вперед, в будущее!”, где ученики 8-10 классов школ Пермского края выстраивали свои индивидуальные образовательные траектории, проходили профессиональные пробы и метапредметные испытания. Все это стало тем пространством выбора, в котором тьюторы помогали школьникам сориентироваться и обнаружить свои собственные интересы, осмыслить свои успехи и неудачи.

В очном этапе конкурса приняли участие 12 тьюторов из Москвы, Перми, Чайковского, Томска, Ангарска. В первом туре они решали тьюторскую задачу – описание жизненной ситуации, в которой необходимо помочь школьнику принять образовательное решение с учетом его интересов и пожеланий его семьи. Второй тур носил уже практический характер – тьюторы проектировали и проводили для участников лагеря профессионально-деятельностные пробы. Среди профессий, которые выбрали на пробу ребята, – художник, воспитатель детского сада, повар, журналист, психолог, администратор гостиницы, дизайнер, прокурор и другие. В финал конкурса прошло пять участников – им предстояло провести групповую рефлексию по итогам метапредметных испытаний («Публичное выступление», «Моделирование», «Смысловое чтение», «Аргументация», «Учебное сотрудничество»), а в заключительном туре представить и защитить так называемую «тьюторскую историю» – рассказ о реальной практике сопровождения школьника.

По итогам всех четырех туров призовые места распределились так: 1 место – Фатыма Мухамедова (Томск), 2 место – Юлия Андреева (Ангарск, Иркутская область), 3 место – Юлия Неволина (Чайковский, Пермский край).
Победители получили в подарок современные цифровые устройства. Дополнительным подарком от Межрегиональной тьюторской ассоциации стало бесплатное участие в Летнем университете тьюторства, который пройдет в июле 2015 года в Республике Чувашия. «Путевку» в университет, помимо призеров, получили два финалиста – Альбина Жилик и Анна Бачева, и обладатель спецприза Александр Гладышев. Все трое работают тьюторами в школах Перми.

По словам организаторов, конкурс «Тьютор года-2015» стал уникальной площадкой для объединения различных подходов к тьюторству. Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации: «Это первый подобный конкурс в нашей практике, и мы впервые работаем двумя командами, у каждой из которых свои традиции, свой язык. Это было непросто – вместе делать этот новый проект». По словам Виктора Имакаева, директора по науке Сетевого института ПрЭСТО и председателя оргкомитета конкурса, очевидно, что конкурс положил начало серьезной традиции, которая обогатит опытом выработки «общего языка» и осмысления тьюторских задач как команды, организующие его, так и все профессиональное тьюторское сообщество в нашей стране.

 

14 апреля состоялся Первый тур конкурса “Тьютор года-2015”. Педагогический ТРИЗ. На нем участники решали на выбор одну из предложенных задач. За час им надо было описать несколько вариантов действий тьютора в предложенной ситуации.

Задача 1
В образовательном учреждении, имеющем сильные традиции физико-математической подготовки, введена практика обязательных групповых тьюториалов. На них школьники обсуждают ситуацию своего профессионального самоопределения, совершения образовательных выборов, обозначения действия, рефлексии и т.д. Регулярность встреч с тьютором – раз в четверть, один тьютор общается с 7-9 учащимися.
На тьюториале в апреле десятиклассник Иннокентий рассказывает, что всегда был успешен во всех естественнонаучных предметах без особых усилий. Остальные предметы до сих пор ему тоже даются достаточно свободно. Любое другое дело вызывает у Иннокентия первоначальное увлечение, он быстро достигает определенных успехов, потом его интерес угасает и он бросает этим заниматься. Так, за 9 месяцев он научился играть в шахматы и достиг 2-го разряда, после чего бросил играть. В секции большого тенниса Иннокентий пробыл полтора года и после двух побед на первых турнирах постепенно перестал посещать секцию. Во Дворце творчества стал неплохо рисовать, но сейчас это ему уже неинтересно. Самостоятельно научился играть на гитаре и выучил несколько популярных песен.
Сейчас Иннокентий ничем, кроме учебы в школе, не занимается. Родители мальчика достаточно обеспечены и готовы поддержать его в любом деле, но сам Иннокентий считает, что он перепробовал уже всё возможное, и не знает, как выбрать дело, которое увлекло бы его надолго.

Задача 2
Тьютор работает с мальчиком Костей 14 лет. Тьюторское сопровождение началось месяц назад. Индивидуальные тьюториалы проходят 3 раза в неделю. Родители Кости решили сменить школу, поскольку та, в которой он учится сейчас, дает слабый уровень образования и не пробуждает интереса к учебе. Костя не интересуется практически ничем, кроме компьютерных игр. Тьютор, начиная работу, не озвучивал идею родителей о смене школы и начал работу с Костей, объяснив свое появление так: «Мы вместе будем искать, что тебе интересно, и реализовывать твои цели и идеи». Через месяц стойких интересов у Кости не проявилось, появились направления, где он готов попробовать что-то поделать – это физика и информатика. Также в этот период у Кости появились романтические отношения с одноклассницей. При разговоре о смене школы он выразил категорический протест: в этой школе мои друзья, моя девушка – я в другую не пойду! 
При анализе образовательного пространства Кости многие знакомые с ситуацией люди считают, что школу действительно лучше поменять. Образовательный опыт, получаемый в ней, во многом деструктивен: педагогический коллектив недоброжелательно относится к детям, обучение проходит на очень слабом уровне. Решимость родителей в вопросе смены школы окрепла, Костя категорически против.

По итогам первого тура лидерами стали:

1 место – Чудинова Елена Валерьевна (31,4 балла)
2 место – Неволина Юлия Максумовна (29,8 балла)
3 место – Жилик Альбина Викторовна (26,6 балла)

 

15 апреля 2015г. – 3-й день
1 Всероссийского конкурса “Тьютор года” (Пермь, Усть-Качка).
/>Сегодня день серьезных испытаний и для тьюторов, и для тьюторантов:
– групповое проектирование 
(Проекты новых игр, которые оценивают 7-летние члены жюри); 
– профессиональные пробы (заказ тьюторантов и организация пробы тьютором-конкурсантом: профессии журналиста, актера, химика, сферы гост.бизнеса, прокурора, повара, актера…)

Коллекция фото с конкурса в прикреплённых.
Дети, конкурсанты, организаторы.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости