Ни для кого не секрет

Ни для кого не секрет

Что же такое тьюторство

Ни для кого не секрет, что ритмы современного мира ускоряются с каждым днем: запущенная глобализация и непрекращающиеся научно-технические прорывы вращают планету все с большей скоростью, заставляя общество двигаться вместе с ней. Таким образом, вопрос о том, как успевать за «бегущим миром» имеет достаточную актуальность и по сей день.

Я могу выделить три типа бега за планетой: а) спринтерский. В попытке догнать современные тенденции человек производит резкую мобилизацию всех своих ресурсов и несется со своей самой максимальной скоростью. Конечно, такой тип значительно повышает шансы нагнать все упущенное, однако вопрос о том, сможет ли человек бежать дальше и насколько длинным будет его путь – остается открытым. Б) Бег трусцой. Такой тип не подразумевает выхода из зоны комфорта, человек движется в своем темпе, не разрушая своих старых ценностей и взглядов. Но стремление к комфортному преодолению расстояния, в нашем случае, может породить больший дискомфорт, ведь человек отстает от мира, становясь его заложником. В) Фартлек. Тип бега, подразумевающий частые перемены скорости. Таковой я считаю самым оптимальным методом выживания в современном мире, ведь человек способен менять темп своей жизни, ему не страшны перемены, ему не страшна стабильность, он движется вперед в любой ситуации.

Таким образом, мы можем выделить одну из важнейших задач современности – воспитать поколение фартлейсеров- людей, умеющих жить в мире перемен. Справляется ли с этим современная школа? Не думаю. А что может помочь ей справиться? Мой ответ – тьюторство. Не удивительно, что понятие этого феномена было сформулировано достаточно недавно: тьюторство – сопровождение обучающегося в его образовательной среде- здесь все понятно, однако вопрос о том, кто есть человек, осуществляющий это сопровождение – тьютор, остается открытым. Могу предположить, что такая размытость понятийных рамок связана, в первую очередь, с отличным видением задач тьютора разными объектами этого процесса. Ведь тьюторское сопровождение связывает между собой не только тьютора и тьюторанта, а еще и родителей, и обычных школьных педагогов. Соответственно, у всех участников этого процесса есть определенное видение тьютора, ожидания от его деятельности или, проще говоря, каждый имеет свое понятие

Я, Крапивец Татьяна- действующий тьюторант, по совместительству ученица 10 класса школы «Эврика-развитие», решилась посмотреть на позицию тьютора глазами тьюторантов, родителей и учителей-предметников, чтобы по итогу получить универсальное понятие. Приступим.

Тьютор своими глазами

Прежде чем говорить о видении тьютора другими людьми, чье мнение не всегда может опираться только лишь на образовательные ценности, предлагаю разобраться в том, какое предназначение видят тьюторы в своей деятельности, какие задачи берутся выполнять, какие нюансы считают ценными и т.п. На Летнем университете тьюторства я пообщалась с тьюторами трех отличных друг от друга образовательных площадок, и имеющих разные размеры багажа опыта и проб. Несмотря на все отличия, мнения тьюторов оказались достаточно схожими. Главная тьюторская задача, по их мнению,

заключается в сопровождении ребенка в образовательном процесс так, чтобы его индивидуальность сохранялась. Для этого необходимо помочь ребенку осознать свои желания, внести категории определенности в его образовательный путь- поставить цели и прописать задачи.

В этом плане, тьютор отличается от психолога и классного руководителя в двух моментах: первый- тьютор является сопроводителем в деятельности, он находится рядом с ребенком как во время зарождения его образовательных смыслов, так и в конце реализации тех или иных целей. Второй нюанс- тьютор никогда не делает работу «за», ведь в его цели входит направление тьюторанта к решению своих задач, а не решение их за него. Ребенок должен понимать, что вся его жизнь зависит только от его действий, работа с тьютором – отличная возможность прочувствовать это. Таким образом, тьютор видит себя человеком, направляющим тьюторанта к реализации своих целей, конструктивному решению возникающих проблем.

Тьютор глазами тьюторанта

Я думаю, вы согласитесь с тем, что самую главную роль в процессе тьюторского сопровождения играет тьюторант, ведь именно ради его роста данная практика существует и будет существовать. Мне повезло, я всю жизнь занимала позицию тьюторанта- с детского сада меня сопровождали педагоги, применяющие технологии тьюторства, соответственно, я, как никто другой могу говорить о ценности присутствия тьютора для ребенка, и о том, как ребенок воспринимает этого человека. Для меня тьютор- это учитель, являющийся «инструментом» для решения тех или иных проблем. Однако, хочу отметить, что с каждым годом трудности, с которыми я обращалась к моему сопроводителю, изменяли свою суть: если в детском саду тьютор интересовал меня, как человек, способный: во-первых, провести меня по образовательной среде и найти мне интересное занятие, а во-вторых, разрешить за меня те ситуации, с которыми мне страшно или некомфортно справляться. Сегодня, словно поняв, что требовать решения проблемы за меня- бессмысленно, я подхожу с готовыми запросами, реализация которых для меня не понятна. В этом случае я жду от тьютора четкой инструкции к действию, и, скорее всего, разочаруюсь, когда окажется, что сопроводитель будет пододвигать меня к самостоятельному написанию задач. Таким образом, тьюторанты зачастую видят в сопровождающем гида, который прекрасно знает, как реализовать ту или иную задумку, и готов воплотить ее вместе с тобой. Не стоит забывать, что тьюторанты бывают разными, есть и такой тип, который видит в тьюторе раздражителя, который заставляет расшатывать свою зону комфорта. В таких случаях ценность в тьюторском сопровождении видят только родители, поэтому я предлагаю перейти к этой категории прямо сейчас.

Тьютор глазами родителя

С этими участниками процесса образовательного сопровождения зачастую возникает больше проблем, чем с самими тьюторантами, ведь если на самом первом этапе тьюторской деятельности, родитель не поймет в чем заключается роль тьютора-дальнейшая работа будет затруднена. Я опросила два типа родителей: а) чьи дети оказывают активное противодействие своему образованию, б) чьи дети пытаются найти свой образовательный путь. Предлагаю разобрать все три категории по отдельности. Категория «А» видит в тьюторе свою «последнюю» надежду, осознав, что ни школа, ни

они сами не могут заинтересовать ребенка в собственном образовании, они ждут этого от тьютора. Им бы хотелось, чтобы тьютор стал неким мотиватором, человеком, который готов научить их ребенка учиться. Понятие «учиться» в нашем случае неоднозначно: кто-то бы хотел, чтобы тьютор повысил успеваемость ребенка, кто-то же, напротив, опасается оценочной системы и ждет появления у ребенка внутренней мотивации к обучению. «Важно отметить», -говорит Ольга, -«мне как маме очень боязно за своего ребенка. Мне бы не хотелось, чтобы пробы, осуществляемые вместе с тьютором, приносили ему сильный внутренний дискомфорт». Что касается категории Б, то такие родители ждут от тьютора внесения определенности в хаос желаний и интересов ребенка. «Я мама девочки, находящейся на этапе самоопределения. Я думаю, что в нашем случае тьютор может помочь ей реализовывать свои желания и планы, научить ее пробовать». – говорит Елена.

Тьютор глазами учителя-предметника

Эти участники тьюторского процесса не столько радеют за личностный рост учащегося, сколько за его развитие в рамках определенного предмета. Так же, как бы грустно это не звучало, учителя должны выставлять отметки – выбора оценивать ребенка или нет они просто не имеют. Соответственно, учителя-предметники ждут от работы тьютора готовность ребенка учится в школе: выполнения домашних работ, активной позиции на уроке, посещения их предмета. «Я учитель, готовый идти навстречу тьютору. Я готова принимать задания, выполненные в особой форме, переводить ученика на систему экстерна, давать ему возможности выступать на уроке. Но в таких случаях мне важен контакт с тьютором, мне ценно поделиться своими наблюдениями по поводу ребенка и хочется слышать какие-то рекомендации с его стороны», – говорит педагог Софья.

Можно сказать, что тьютор для учителя это человек, обеспечивающий работу ученика в рамках определенного предмета.

***

Таким образом, мы видим, что понятия тьютора в философиях учителей, учеников и родителей отличаются. В некоторых случаях они даже противоречат друг другу: родитель хочет обеспечить ребенку безопасное, комфортное прохождение образовательного пути, ученики так же норовят остаться в своей зоне комфорта, а в то время тьюторы настаивают на получение разного образовательного опыта. Пытаясь составить общее понятие, я пришла к выводу, что для всех 4 участников тьюторского сопровождения тьютор- человек, помогающий ребенку найти комфортные и эффективные пути для его деятельности.

Татьяна Крапивец

Руководитель проекта Летний университет наставничества и тьюторства

Теров Андрей Александрович

Теров Андрей Александрович

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости