Тьюторский Университет для родителей

Тьюторский Университет для родителей

Идея проведения Тьюторского университета для родителей органична тьюторскому сообществу Томска. С одной стороны Томск – город пяти университетов, с другой – Игра “Университет” – традиционная и сертифицированная тьюторская практика Школы «Эврика-развития», а с третьей – идею популяризации тьюторства для родителей города  поднимает родительское сообщество школы. Так группой родителей написана книга «Большой поход», уже снимается одноименный мультфильм. Рассказывая о своих замыслах для книги и мультфильма, автор идеи Александр Банников говорит так: «Мне повезло, что у моего ребенка есть тьюторское сопровождение, но так повезло не всем. И для тех, кому «не повезло», надо рассказывать о тьюторстве и делать доступными такие услуги, потому, что тьютор качественно меняет жизнь как ребенка, так и его родителей». В 2021 году региональным отделением был проведен День тьютора, на котором мы попытались реализовать идею популяризации тьюторства. И вот созрел второй такт. Стимулом, конечно, оказался дистанционный этап Летнего университета наставничества и тьюторства.

Итак! В прошедшую субботу, 10 июня 2023 года, в стенах школы “Эврика-развитие” города Томска в рамках Летнего университета наставничества и тьюторства прошёл Тьюторский университет для родителей. Целью данного образовательного события было, с одной стороны, распространение идей и ценностей тьюторства, с другой – создание общего для тьюторов, педагогов, родителей и администрации образовательных учреждений смыслового поля и языка коммуникации, создание возможности услышать и быть услышанными для всех участников образовательного процесса.

На этапе предварительной регистрации своё желание посетить мероприятие выразили 59 человек (76% из них – родители, 12% – тьюторы и педагоги, 5% совмещают роли родителя и педагога). На самом событии присутствовало 64 человека.

После небольшого вступления участники разделились на рабочие группы для знакомства и формулирования образовательного запроса на работу Университета. Все по- тьюторски!!! Самоопределение проходило по следующим группам: родители, уже получающие тьюторскую услугу, родители, не знающие о тьюторстве  и педагоги, работающие/неработающие тьюторами. В процессе 40-минутной работы гости и хозяева мероприятия ближе познакомились, а также выяснили запрос на предстоящее взаимодействие. Так, в группе родителей интересующихся тьюторством, собралось 15 человек, большинство из которых имели небольшое представление о тьюторстве. Кто-то на примере своих собственных детей увидел  разницу между традиционным обучением в лицее и обучением с поддержкой тьютора, что вызвало живой интерес и желание разобраться в механизме работы этого волшебства. Кто-то увидел работу тьютора и оценил, насколько уважение к ребёнку, с которым она связана, отлично от того, что он сам получил в детстве, задался вопросом, а как он сам может научиться тому же. Кто-то познакомился с тьюторством, пока ребёнок ходил в детский сад и захотел разобраться, действительно ли уже с такого юного возраста можно что-то такое принципиально сделать, кто-то, напротив, видел важность тьютора в подростковой школе, когда вместо одного учителя, который успевает узнать и понять детей, появляется целая группа специалистов. Были те, кто долгое время связывал тьюторство с сопровождением детей ОВЗ, а обнаружив, что тьюторство возможно и существует для всех детей, решил узнать об этом подробнее. Иные, напротив, переживали о своём ребёнке с особыми потребностями (без медицинского протокола) и хотели понять, как и чем тьютор может помочь ему.

В группе родителей, знакомых с тьюторством, вопросы были иные. Их интересовало, за счёт чего и как один педагог может совмещать несколько позиций: тьютор,  классный руководитель и учитель- предметник? Как организовано тьюторское сопровождение на разных ступенях образования в школе? Родители поддерживали идею того, что образовательная линия с родителями по тематике тьюторства должна быть регулярной в течение года. Родители классов “Универсум” интересовались, возможно ли ввести у них тьюторское сопровождение  так, как это сделано в классах Монтессори, РО, Вальдорфской педагогики? Возможно ли создать методичку-схему плана тьюторской деятельности для родителей, дети которых обучаются  в различных педагогических системах? Как работает тьюторское сопровождение в начале (запуск), в середине (за чем можно наблюдать) в конце учебного года (результаты)? Оплачивает ли родитель тьюторскую услугу тьютору, взаимодействующему с ребенком ОВЗ?

На представлении результатов работы групп обобщили круг вопросов, интересующих участников: границы тьюторства с другими позициями в образовании (учитель-предметник, классный руководитель, психолог, коррекционный педагог) и антропопрактиками (коуч, наставник, медиатор); чем отличается работа тьютора в разных педагогических системах, как продуктивно выстроить взаимодействие тьютора и родителей, как выстроить своё погружение в деятельность и освоение её начинающему тьютору, что такое групповое тьюторство (и возможно ли оно, как можно в группе развивать индивидуализацию), что лучше: совпадение сред в школе и дома или их разнообразие, – что полезнее для ребёнка, как найти баланс между контролем и доверием с ребёнком, какие инструменты тьютора могут быть полезны родителю.

Небольшой перерыв так же был и местом работы – организаторы уточняли содержание дальнейшей работы с учётом запросов участников, а участники  самоопределялись с кафедрой, на которую они поступают работать на следующем такте, смотрели фильм о тьюторстве, знакомились в кулуарах.

После перерыва участники разошлись на 5 кафедр: кафедра дошкольного образования, кафедра начальной школы, кафедра подростковой школы, кафедра старшей школы и бизнес-инкубатор (пространство для исследования взаимосвязи тьюторского сопровождения с развитием такого качества, как предприимчивость). Кафедры работали под руководством опытных тьюторов в течение часа, каждая – в своём отдельном пространстве.

На кафедре начальной школы тьюторы (Шаляпина Ольга, Бельц Мария, Мухамедова Фатыма), опираясь на содержание образовательных событий, в интерактивной форме совместно с родителями  обнаружили, какие возможности взаимодействия разных позиционеров (педагог, кл. рук, тьютор, родитель, ребенок) могут проявиться в одном смысловом поле, если оно настроено на поддержку интереса каждого тьюторанта, независимо от ценностей педагогической системы. Завершился диалог рефлексивными высказываниями родителей.

На бизнес-инкубатор пришли 9 участников (родители, тьюторы, работники высшего образования). После небольшого приветствия и вступления участникам было предложено тьюторское упражнение “Линия времени”. В течение 15 минус в парах участники рассказывали об одном-двух событиях в своей жизни, когда им хотелось что-то предпринять (придумать и реализовать) и что из этого вышло, а собеседник, задавая тьюторские вопросы (Что ты чувствовал, чего тебе хотелось, какие выводы ты сделал, какую “суперсилу” раскрыл или взрастил этот опыт), помогал более экологично пережить (в случае, если ситуация связана с негативом), либо осмыслить отдельные действия и результаты в контексте жизни. По словам участников, во время работы кафедры сложилась удивительно доверительная атмосфера, поэтому, оказавшись в роли тьюторов, участники признавались, что даже столкнувшись с совершенно диаметрально противоположным человеком (и его стилем жизни), они совершенно не хотели его переделать (и это было для них удивительно). В процессе завершающей рефлексии совместно удалось прийти к следующим выводам:

  • предприимчивость свойственна всем людям с самого раннего возраста,
  • однако, среди выпускников школ, приходящих на соответствующие специальности в вузы (на примере ТПУ), очень мало по-настоящему предприимчивых людей,
  • со стороны ситуация видится иначе (поэтому тьютор может показать ребёнку те аспекты, которые тот не замечает),
  • бывает, что родители концентрируют внимание на негативе, чтобы спровоцировать в ребёнке желание меняться в лучшую сторону (тьютор же работает наоборот: формирует ситуацию успеха),
  • предприимчивость ребёнка связана с риском (и для него, и для родителей, даже если это просто риск волноваться за него).

После обеда все участники собрались для демонстрации результатов работы кафедр и совместной рефлексии. На многих кафедрах участники сами смогли встать на место тьютора, где-то всесторонне обсуждалась тьюторская деятельность: в чём особенность работы тьютора с детьми дошкольного возраста, как тьютор работает в рамках образовательных событий, какие качества и принципы отличают тьютора, какое значение имеет работа тьютора при выборе профессионального профиля в старшей школе (и каковы возможные последствия ошибок в этом выборе, возможные действия тьютора для их предотвращения).

Кроме уже обозначенных выводов звучали следующие:

тьютор обладает большим количеством важных качеств, реализация которых – не такое уж простое занятие (участники обнаружили, что им самим мало что из того, что сами же назвали, удалось реализовать),

как может такое сложное дело, как тьюторское сопровождение, стоить так мало?

давать советы – не по-тьюторски,

целый набор цитат практикующих тьюторов, из который наибольший эффект произвела следующая: “Ребёнок должен быть не объектом любви, а её субъектом”

и многое другое.

Самым главным итогом этого события можно назвать ощущение единения и проявление желания продолжать эту деятельность. О планах продолжать работу в этом направлении поделилась администрация школы, готовность продолжать работу и принимать участие в последующих событиях выразили родители.

Как и бывает обычно в тьюторском действии, ответы родили новые вопросы, а с ними и желание продвигаться дальше в знакомстве с таким ещё не достаточно понятным большинству, но уже маняще интересующем явлении, как тьюторство.

Познакомиться с форматом и результатами Тьюторского университета для родителей можно будет 19 июня на Мастер-классе “Организация тьюторского университета для родителей”, который пройдёт в рамках Летнего университета наставничества и тьюторства.

Авторы: Юлия Ефремова , Патима Мухамедова,  Лариса Антропянская

 

Руководитель проекта Летний университет тьюторства

Теров Андрей Александрович

Теров Андрей Александрович

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости