ЛУТ в Эврике

Летний Университет Тьюторства – 2019 проходил в Томске, городе инноваций в разных областях науки и образования. Один из дней ЛУТа был посвящен знакомству с образовательными площадками, на которых создано пространство индивидуализации и активно на протяжении многих лет реализуется тьюторское сопровождение. Одна из них – школа «Эврика-развитие». О том, как это было, написала ученица 10 класса школы Крапивец Татьяна.

Миссия выполнима или о том, как стать тьютором будущего…

«Друзья, мы целых 4 дня учились быть тьюторами: честно ходили на тренинги, «отхакатонивали» наболевшие педагогические проблемы, все это хорошо, однако организаторы ЛУТа увидели одну колоссальную несправедливость- мы учимся тьюторить, а быть объектами нашей деятельности, наоборот, нет. Мы предлагаем немного освежиться и поменять позиции». – Именно эта установка стала лозунгом 5 дня сибирского ЛУТа. Участникам предложили примерить «шкуру» томских тьюторантов методом «полного погружения» в их естественную среду деятельности. Что это значит? А то, что сегодняшний день тьюторы проведут в школе «Эврика-развитие», став непосредственными участниками образовательных структур этой площадки.

Я-Крапивец Татьяна, ученица 10 теперь уже класса школы «Эврика», буду рада устроить краткий экскурс по форматам сегодняшнего дня. Приступим!

Кто есть тьютор в образовательной системе: монтессори, вальдорф, свободная педагогика?

Помимо того, что «Эврика-развитие» является одной из первых площадок, начавших практиковать тьюторство, школа задает особые формы тьюторского сопровождения, обусловленные наличием разных образовательных систем. Таким образом, первым тактом сегодняшней встречи стало знакомство с этими структурами. На выбор было предложено три системы: монтессори, свободная педагогика и вальдорф. К счастью, наше время не ограничено жесткими рамками, поэтому предлагаю погрузиться в работу сразу всех площадок.

1. Монтессори.

Только зайдя в кабинет тренинга, тьюторы уловили основную ценность этой системы- свобода. В монтессори-пространстве мы не увидели ни парты, ни доски- ничего, что могло бы как-то ограничить учащегося. Напротив, класс состоял из стеллажей с дидактическими, а, как окажется позже- автодидактическими материалами. Свобода передвижения так же соседствует и со свободой выбора, ведь в этой системе нет учителя, ставящего цели и задачи, каждый ученик сам планирует свои занятия, выбирает материал и сложность заданий, таким образом, учитель должен выполнять функцию консультанта, приложения к среде. Не удивительно, что гостям позволили отправиться в свободное плаванье- выбрать материал и позаниматься с ним. Казалось бы, значение глагола «выбрать» в этом случае понимается достаточно просто, однако на практике тьюторы столкнулись с рядом проблем: «я не знаю, что хочу попробовать», «я не вижу того, что

мне нравится», «я бы хотел посмотреть на математику, но не знаю, где она»- проще говоря, наличие тьютора как человека, помогающего сделать выбор стало острой необходимостью в этом пространстве. Также участники сфокусировали свое внимание на ценности рефлексии в монтессори-среде, важно научить тьюторанта наблюдать последствия своего выбора, а помочь в этом может только тьютор и его сопровождение.

2. Вальдорф.

Наверняка, к традициям школы «Эврика-развитие» относится встреча гостей необычными способами. На локации вальдорфской школы тьюторов даже не посадили на стулья, а предложили испытать на себе искусство эвритмии. Дело в том, что одним из столпов вальдорфской системы является ритм как способ тактильного переживания окружающего пространства. Осознанные движения позволяют ребенку познать новые возможности своего тела, укрепить силу воли и найти баланс между своими чувствами и действиями. Таким образом, мы наблюдаем, что роль тьютора в такой системе заключается в том, чтобы помочь ребенку зафиксировать свои ощущения и вынести из них определенный урок.

-«В вальдорфской школе я заметила одну важную деталь- во время ритмических упражнений ты лучше ощущаешь тех, кто находится рядом с тобой: во-первых, ты чувствуешь плечо другого человека, то есть чувствуешь его физически, а во-вторых ты учишься подстраиваться под другого, слышать его, а не только себя»- делится своими ощущениями учитель биологии и тьютор средней школы Софья из Москвы.

3. Свободная педагогика.

Пространство этой системы максимально близко к пространству классической школы, однако сути этих двух структур имеют колоссальные различия. Программа предполагает движение ребенка по учебному процессу в собственном темпе с опорой на его увлечения. Сегодняшняя встреча была посвящена важной составляющей свободной педагогики- вопросу. Именно интерес к чему-либо, в философии данной системы, становится двигателем образовательного процесса. Ребенок должен научиться интересоваться- формулировать вопросы, искать на них ответ, фиксировать полученные данные и делиться ими с другими. Участники этого тренинга разбирали тьюторскую позицию в процессе формирования вопросов. Оказывается, в большинстве случаев, тьютор должен просто находиться рядом, поддерживая интерес тьюторанта.

– «Я думаю, что тьютор в свободной педагогике очень важен. Он должен помочь ребенку найти свои интересы методом проб. Здесь поможет вопрос-особая структура, которая позволяет ребенку учиться весело, ведь его образованием начинает двигать естественное увлечение, а не навязанные стимулы»- считает начинающий тьютор Евгения Михайловна Токмакова из Владивостока.

4. Развивающее обучение.

Не могу умолчать о том, какое удивление застало гостей эвриканского потока: оказывается, в школе «Эврика-развитие» вместе уживаются не три, а целых четыре направления, четвертым является загадочная система Эльконина-Давыдова

(развивающее обучение). Тьюторы не раз слышали о таковой из уст ведущих лекторов ЛУТа, однако, увидеть ее «живьем», на этот раз, не вышло:

– «Моя преподавательница в университете тьюторства часто упоминала систему развивающего обучения как одну из немногих систем, идеально опирающихся на столпы известного ученого Л.Н. Выготского. Если честно, то я расстроилась, что не смогла познакомиться с РО поближе, думаю, придется приезжать еще раз, чтобы наверстать упущенное»,- делится начинающий тьютор Евгения Михайловна Токмакова из Владивостока.

Раз познакомиться с системой РО на эвриканской встрече не удалось, я предлагаю узнать о ней прямо сейчас в формате «онлайн». Итак, система Эльконина-Давыдова держится на двух столпах: групповой работе и квазиисследовательской деятельности. Предлагаю разобрать эти форматы поподробнее. А) Групповая работа в контексте структур развивающего обучения является настоящим феноменом для современной системы образования. Почему? Дело в том, что главной задачей командной работы является не получение новых знаний, а приобретение навыка работы с другими людьми: ребенок учится занимать разные позиции, от таймкиппера до аналитика, таким образом, он находит свою нишу, ту роль, которая ему комфортна. Б) Квазиисследовательская деятельность – понятие достаточно непривычное, однако его содержание вполне понятно. Оно предполагает поиск способов для решения той или иной задачи, т.е. ученику не предлагаются определенные формулы и механизмы, он выводит их сам. Для этого ученику предстоит научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между разными способами и структурами. Соответственно, присутствие тьютора в этой системе крайне необходимо. Во-первых, потому что, без сопровождения человека из вне работа в команде не будет столь продуктивной для каждого ученика- ребенок займет одну позицию без желания поменять ее. И вопрос о том, как ребенок найдет свою позицию без обсуждений со взрослым, остается открытым. Во-вторых, тьютор нужен как человек, способный на направление и корректировку поисковой деятельности учащихся. Учитель должен спровоцировать ребят на поиск ответа, сделать так, чтобы по итогу ответ был найден.

Тьютор, тьюторант и образовательное событие: как достичь максимальной продуктивности?

«Эврика-развитие»- школа образовательных инноваций. Огромное количество форматов и проектов было реализовано именно на нашей площадке. К таковым относятся и олимпиады, и конкурсы, и разнообразные сетевые проекты. Последняя категория появилась в списке наших проб только в этом году, был создан сетевой лицей. Это площадка, на которой школы разных городов России или даже мира могут заниматься общей деятельностью. На сегодняшний день выделено два направления такой деятельности: ШИК- школа инженерной культуры и театральная студия. Сегодня гости посетили эти проекты, что же из этого вышло?

1. Школа инженерной культуры.

Судочек с яйцами, пластиковые бутылки, скотч…Такой инвентарь явно нехарактерен для обыкновенной лекции. Если кто-то из участников ожидал презентацию в павер поинте и ознакомительное видео, то он вероятно ошибся, ведь сегодня их ждала действительно

актуальная проблема, требующая незамедлительного решения- при спуске космонавтов с орбиты, капсулы подвергаются огромным нагрузкам и могут разрушиться при соприкосновении с землей, нам необходимо придумать и сконструировать амортизирующий механизм, способный обезопасить приземление космонавта. Важный нюанс задачи заключается в том, что созданный механизм будут проверять в деле, поместив в капсулу сырое яйцо. Хочется сказать несколько слов о пользе таких задач: во-первых, прокачиваются коммуникативные навыки – нужно договариваться со своими партнерами, грамотно разделять задачи, уметь представить свою позицию, во-вторых, работая в команде, ребенок должен найти свою нишу в рабочем процессе, такой навык обязательно пригодится во взрослой жизни. «Однако без участия тьютора командная работа может принести только половину возможного опыта»,- считает Ирина Евстигнеева, одна из организаторов ШИКа.

– «Тьютор должен помочь ребенку зафиксировать свои успехи и провалы. Именно поэтому на ШИКе мы ведем карты наблюдений, где отмечаем сильные стороны тьюторанта, какую роль он занимал походу работы и т.д. По окончанию рабочего дня мы составляем графики продуктивности для ребят, которые они могут посмотреть и проанализировать».

2. Театральная студия.

Искусство- еще один путь, способный объединить людей. Сегодня тьюторам театрального направления повезло объединиться под лозунгом: «Даешь перформанс!». Задача была достаточно простой- оживить статичную картину известного художника, придумав для нее сюжет, и главное- кульминацию. Удивительно, что не все команды справились с этой целью, оказалось, что, пребывая в творческой среде, люди забывают о условиях и рамках.

-«Я считаю, что театральная студия ценна для ребенка, особенно в подростковом возрасте. Через театр ребенок становится более открытым, он учится доверять другим, проигрывать те эмоции, которые накопились. Помимо того, что сам театр- полезная штука, еще и работа в команде накладывает свой след. Ты должен договориться с другим, высказать свое желание, только в этом случае работа будет комфортной. Тьютор в такой работе, я считаю. Должен просто организовать пространство, а работа начнет кипеть сама», – делится своими ощущениями учитель биологии и тьютор средней школы Софья.

Погружение в образовательное пространство состоялось, для каждого участника Летнего университета тьюторства оно оказалось невероятно содержательным и наполненным эмоциями.

Татьяна Крапивец

Руководитель проекта Летний университет наставничества и тьюторства

Теров Андрей Александрович

Теров Андрей Александрович

Координатор страницы Томской области

 Антропянская Лариса Николаевна

Антропянская Лариса Николаевна

antropan@mail.ru

Руководитель регионального отделения Томской области

 Банников Александр Александрович

Банников Александр Александрович

bannikov87@gmail.com

  • Визитка РО Томской области
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости