Среда
14 ИюнЧто важного было на Дне вопрошания?
10 июня впервые прошел День вопрошания, ниже представлен взгляд на него со стороны Татьяны Зюриной, магистрантки 2 курса МГПУ, направление «Тьюторство в цифровой образовательной среде”. В конце приведены ссылки на видеозаписи и презентации.
Уютная сессия в кругу единомышленников и гуру вопрошания. Именно так можно назвать сегодняшнее событие — «День вопрошания» в рамках Летнего университете наставничества и тьюторства — 2023.
На первом Дне вопрошания было 53 участника из самых разных уголков России — от Владивостока до Москвы. Были гости из Казахстана и Сербии.
День вопрошания строился на принципах технологии открытого пространства (англ. Open Space Technology). На сессии отсутствовали жёсткие формальные рамки и программа Дня вопрошания оформлялась здесь и сейчас. Каждый участник свободно планировал и выбирал активности по душе, мог свободно перемещаться от секции к секции.
На сессии оформилось три основных трека, которые и были анонсированы авторами:
1) Мастерская Натальи Сомовой «Вопросы, которые определяют будущее»;
2) Мастерская Валентины Ошмариной и Татьяны Зюриной «Практика интерактивного вопрошания в работе педагога-наставника»;
3) Тематическая секция Вадима Карастелева «Практики вопрошания в работе учителя».
Секция Вадима Карастелева включала выступления учителей — предметников, преподавателей — Татьяны Зюриной, Ольги Глушковой, Ирины Власовой, Маргариты Паткиной, Евгении Гречишкиной, которые представили опыт использования приемов и техник интерактивного вопрошания (далее — ИВ) на уроках истории, английского языка, географии, во внеурочной деятельности. Лидия Шилохвостова представила опыт проведения образовательного путешествии в технологии интерактивного вопрошания. Каждый участник секции мог задать вопросы авторам практик в технике «Три угла», а авторы, в свою очередь — ответить на вопрос сразу или взять паузу и поразмышлять над заданным вопросом.
Участники мастерских, после их посещения, имели возможность ответить на вопрос: «Что важного получили?» Можно утверждать, что обе мастерские вызвали неподдельный интерес участников и вывели их на новые личностные смыслы и новые инициативы.
Участники мастерской Натальи Сомовой отмечают, что было «интересно, понравилась техника», «Возникли новые вопросы к себе. Подсветили некоторые не очевидные для меня области», «Понравилась идея задавать вопрос к вопросу. Не хватило посидеть в этом. Спасибо за эту технику и возможность подумать о будущем. Инсайты случились», «два фокуса вопросов на будущее и прошлое хорошо показывает собственные сквозные линии». Также участники фиксируют, что не хватило глубины, недостаточно времени на обсуждение и проработку каких-то вопросов, на сборку: «Мало времени и живого обсуждения в группах. Это важно в этой технике», «Мне не хватило сборки. Даже понимание, как собирать результат по такому количеству вопросов», «Время на мастерские должно быть минимум 2 часа — в вопрошании о будущем с групповой работой быстро работать это сложно и не так глубоко».
Мастерская «Практика интерактивного вопрошания в работе педагога-наставника» также не оставила участников равнодушными. На мастерской была анонсирована апробированная авторами программа повышения квалификации для педагогов-наставников, участники мастерской прожили две техники интерактивного вопрошания «Вопросный взрыв» и «Мультвопрос». Участники отметили эмпатийность и молодость ведущих мастерской, их умение четко работать со временем, созданную атмосферу доверия и уюта.
На вопрос «Что важного получили?» были получены вот такие ответы: «Раскрытие дополнительной ресурсности техник ИВ», «Практичный опыт, ушёл с новой техникой и вопросом для себя», «Удовольствие. Вопрос, который я бы себе не задала и который разбудил “внутреннего ребенка” и любопытство для поиска решения трудной задачи», «Полтора часа удовольствия от работы группы и эмпатичных ведущих», «Понимание важности установки доверия на начальном этапе взаимодействия с наставляемым», «Понимание, что спустя год практики ИВ мне легко генерировать вопросы».
Очень уместными и ценными для участников Дня вопрошания были суждения федерального эксперта Тамары Боровковой (Владивосток), которая акцентировала внимание на сущности технологии интерактивного вопрошания — переход вопрошающего от доличностного к личностному вопрошанию.
Участники Дня вопрошания отметили ценность мнения эксперта, увидели палитру возможностей и интересные решения применения техник интерактивного вопрошания, услышали про вопрошание в разных контекстах и сферах применения, зафиксировали еще раз удобство и экологичность цифрового инструмента Google Jamboard.
И, конечно же, завершилась сессия вопрошания вопросами, которые вызывают интерес, но требуют серьёзной проработки, а может быть даже и для исследования. Для поиска ответов на поставленные в рамках Дня вопрошания вопросы, родилась идея создания группы единомышленников «Вопросная песочница», в которой и только начинающие вопрошать и уже гуру вопрошания смогут обсуждать волнующие вопросы, представлять свои практики, получать обратную связь участников, оттачивать мастерство вопрошания.
Итак, субботний день прошел в компании хороших знакомых и уже почти родных лиц, новые практики, новые вопросы и ответы, новые смыслы и новые инициативы — что может быть лучше?
P.S. Видеозаписи: часть 1 (краткое представление содержания), часть 2 (работа тематической секции Вадима Карастелева), часть 3 (рефлексия и предложение инициатив). Доступ к презентациям участников.
День вопрошания реализуется победителем Конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.