Рабочие версии процедуры и карты экспертизы методических разработок, разработанные экспертами МТА Никулиной Т.Г., Кобыщей Е.И., Кряжевым Н.С., Олефир Л.Н.
 /  Содержание и критерии методической разработки тьютора / Рабочие версии процедуры и карты экспертизы методических разработок, разработанные экспертами МТА Никулиной Т.Г., Кобыщей Е.И., Кряжевым Н.С., Олефир Л.Н.

Рабочие версии процедуры и карты экспертизы методических разработок, разработанные экспертами МТА Никулиной Т.Г., Кобыщей Е.И., Кряжевым Н.С., Олефир Л.Н.

ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРТИЗЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

в области ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ и ТЬЮТОРСТВА,  ВКЛЮЧАЯ ПРОЦЕДУРУ

на ЛЕТНЕМ УНИВЕСИТЕТЕ ТЬЮТОРСТВА

1.Экспертиза представленных Заявителями методических разработок в области индивидуализации и тьюторства  состоит из двух этапов:

– этапа предварительной экспертизы (работа экспертов с представленной Заявителем методической разработкой и приложениями);

– этапа открытой экспертизы на Летнем университете тьюторства. 

2.Заявитель с 01 октября до 01 февраля текущего учебного года отправляет руководителю направления «Методическая разработка» МТА заявку

на прохождение этапа предварительной экспертизы (Приложение 1) по адресу: mta-expertiza@mail.ru

3.Предметом  экспертизы является идентификация состояния тьюторской практики (технологии), представленной в форме методической разработки, ее интерпретация в контексте индивидуализации образования, изучение возможностей ее практического использования и  потенциального влияния на развитие практики тьюторского сообщества. 

4.Заявитель подбирает кандидатуру эксперта или самостоятельно, обращаясь к списку федеральных экспертов на сайте МТА в разделе «Экспертиза» в открытом доступе, или через руководителя направления  «Методическая разработка».

5. До 01 февраля текущего учебного года Заявитель заключает соглашение с одним из федеральных экспертов МТА на экспертно-консультационное сопровождение на этапе предварительной экспертизы и составление экспертного заключения. Финансовые и юридические отношения между Заявителем и федеральным экспертом регулируются самостоятельно.

6.До 01 апреля текущего учебного года реализуется предварительный этап экспертизы, о чем федеральный эксперт сообщает по электронной почте руководителю направления  «Методическая разработка».

7.На предварительном этапе экспертизы федеральный эксперт МТА идентифицирует состояние методической разработки, анализирует потенциал и осуществляет экспертно-консультационное сопровождение Заявителя: изучает предоставленные материалы, оказывает методическую поддержку и консультирует Заявителя по вопросам повышения качества методической разработки.

8. По итогам предварительного этапа экспертизы в срок с 01 по 15 апреля, федеральный эксперт составляет экспертное заключение, в котором отражает вывод о соответствии/несоответствии методической разработки корпоративному стандарту МТА и дает рекомендации Заявителю по усовершенствованию методической разработки. В случае соответствия корпоративному стандарту МТА, эксперт рекомендует Заявителю прохождение открытой экспертизы в номинации «Методическая разработка» на Летнем Университете тьюторства. Экспертное заключение направляется Заявителю и руководителю направления «Методическая разработка».

9. В случае получения экспертного заключения о несоответствии объекта экспертизы корпоративному стандарту МТА Заявитель может участвовать в Летнем университете тьюторства без прохождения этапа открытой экспертизы. В спорных и исключительных случаях решение вопроса о прохождении следующего этапа экспертизы выносится на заседание Правления МТА.

10.В срок до 01 июня Заявитель направляет руководителю направления «Методическая разработка» предлагаемую на открытую экспертизу методическую разработку с  пакетом приложений.

11.В срок до 20 июня руководитель направления «Методическая разработка» рассматривает собранные материалы заявок, формирует и рекомендует к утверждению Правлением МТА список Заявителей на этап открытой экспертизы, которая проходит в рамках программы Университета тьюторства текущего года.

12.Процедура открытой экспертизы проходит в экспертных лабораториях Летнего университета тьюторства в присутствии участников, выбравших данную лабораторию. В состав экспертных групп входят федеральные эксперты и, возможно, эксперты-стажеры.

13.До начала открытой экспертизы в рамках Университета тьюторства проводится установочный семинар, на котором совместно экспертами и Заявителями обсуждаются процедура, критерии и инструменты открытой экспертизы.

14.Экспертные группы знакомятся с материалами Заявителей, с заключением федерального эксперта, проводившего предварительную экспертизу.

15. В соответствии с разработанным графиком, проводятся открытые обсуждения выступлений представителей авторского коллектива Заявителя, где члены экспертных групп уточняют понимание представленного содержания и представляют его участникам экспертной лаборатории.

16. В случае необходимости, члены экспертных групп могут организовать дополнительные встречи с Заявителем для выяснения возникших вопросов.

17.По итогам работы с материалами и Заявителем, экспертная группа составляет экспертное заключение, которое передаётся в Правление МТА.

18.Правление МТА до окончания Университета тьюторства принимает решение о присвоении/неприсвоении статуса «Методическая разработка».

19.В случае положительного решения Правления МТА, Заявитель получает сертификат о присвоении статуса «Методическая разработка». Информация об этом доводится до сведения региональных органов управления образования и публикуется на сайте МТА.

ТРЕБОВАНИЯ  К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ в ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ и ТЬЮТОРСТВА, НАПРАВЛЯЕМЫМ на ОЧНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРТИЗЫ

на  ЛЕТНИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЬЮТОРТСВА

             Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Требования к методической разработке рассматриваются в четырех аспектах: общие требования, требования к структуре, содержанию и оформлению.

1.Общие требования, предъявляемые к методической разработке.

1.1.Методическая разработка должна быть написана в соответствии с Положением о методической разработке и соответствовать стандартам МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (далее  МТА) и корпоративным Профессиональным стандартам тьютора.

1.2. В методической разработке должна быть  отражена связь с индивидуализацией образования и тьюторством  (предлагаемый материал является или разработкой,  реализующей принцип индивидуализации образования, или элементом тьюторской практики, или элементом тьюторской технологии).

1.3.В методической  разработке должно быть указание на тип издания (например, учебно-методическое пособие, производственно-практическое издание и др.), на степень новизны (авторская или модифицированная работа).    Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

1.4.В методической разработке должны быть указаны область практического применения разработки (например, используется при создании условий индивидуализации в социально-образовательной среде, или для организации тьюторского сопровождения, или при формировании организационно-управленческих условий индивидуализации и т.д.).

1.5..Язык описания должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным и целесообразным. Использование терминологического аппарата в описании разработки должно  соответствовать тьюторскому тезаурусу.

1.6.Методическая разработка должна учитывать конкретные организационно-управленческие условия осуществления процесса, ориентированного на индивидуализацию.

1.7. В методической разработке желательно указать возможные формы диссеминации.

1.8.При открытой экспертизе на ЛУТе Заявитель должен иметь весь пакет документов (методическая разработка, приложения и экспертное заключение) в электронной версии.

2.Требования к структуре:

2.1. Титульный лист (наименование организации; заглавие  (название) работы; с указанием,  кем выполнена работа, для кого и чего предназначена,  место и год).

2.1. Введение (обоснование актуальности темы; определение области, в рамках которой используется разработка; цель и предполагаемый конечный результат работы.);

2.2. Аналитическая часть (научное обоснование проблемы, выполненной на основе  анализа, как различных литературных источников, так и образовательной ситуации, где возникла  необходимость появления такой методической разработки; указание на  философские и культурологические основания, ставшие опорными  (базовыми)  при описании   содержания разработки);

2.4. Практическая часть (изложение путей и способов решения поставленной проблемы, описание методической разработки, особенностей ее реализации в контексте тьюторской технологии или содержания практики индивидуализации и/или тьюторства.);

2.5. Заключение (выводы, а также рекомендации по использованию полученных результатов в практике индивидуализации образования);

2.6. Список использованной в работе источников (оформляется в алфавитном порядке, в начале подаются все нормативные документы, в конце списка указываются  интернет-источники;

2.7. Приложения (таблицы, диаграммы, графики, конспекты занятий, сценарии событий, программы круглых столов и т.д.).

3.Требования к содержанию.

3.1. Содержание методической разработки должно соответствовать заявленным  теме и целям;

3.2. Цели и задачи  должны быть сформулированы ясно и четко; цели должны быть конкретны и  реалистичны.

3.3. Описание методической разработки должно содержать не только описание самой деятельности в области индивидуализации  и/или тьюторства, но и описание предполагаемых  результатов деятельности, содержание должно быть целостно и логично.

3.4.Планируемые результаты деятельности, отраженные в методической разработке, должны соотноситься с заявленными целями и ориентировать  пользователя разработки на решение поставленных задач.

3.5. В методической разработке необходимо представить  культурологические и философские основания, послужившие в процессе разработки концептуальной опорой для автора (группы авторов);  не рекомендуется повторять содержание известных в МТА методик и практик, необходимо описывать специфические результаты и эффекты, возникающие от применения адаптированных к новым конкретным условиям практик, методик, технологий и др., предлагаемых авторами разработки.

3.6. Методы, методические приемы, формы и средства тьюторской деятельности, используемые и/или рекомендуемые авторами разработок, должны содержать указания на культурологические  и философские основания,  иметь обоснование их выбора. 

3.7.Описание разработки должно быть наглядно, желательно в приложении представить материал практического использования, доступный для восприятия,  содержащий  описание конкретных событий (учебных занятий, уроков, тренингов, интеллектуальных состязаний, игр, круглых столов, дискуссий и т.д.),  разработанных на основе заявленных  методов и технологий.

 4. Требования к оформлению методических разработок

4.1. Примерный объем документа, не считая титульного листа и списка литературы, должен составлять 10 страниц.

4.2.Параметры страницы: поля страницы составляют слева – 3см и по 2 см – сверху, снизу и справа;  нумерация страниц  организована по центру снизу арабскими цифрами.

4.3.Параметры шрифта: гарнитура Times New Roman, размер 14 пунктов, одинарный междустрочный интервал. Параметры шрифта в таблицах: гарнитура Times New Roman, размер 12 пунктов, одинарный междустрочный интервал.

4.4.Параметры абзацев: выравнивание текста должно быть по ширине страницы; красная строка составляет 1, 25 (пять знаков).

4.5 Параметры заголовков:  гарнитура Times New Roman, размер 14 пунктов, одинарный междустрочный интервал, полужирное начертание. Возможно размещение заголовков по центру страницы.

4.6. Иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», и нумероваться по порядку.

4.7. Содержание титульного листа: наименование организации (учреждения), название работы, автор(ы); место и год. На обороте титульного листа указываются: рецензенты работы (категория, звание, должность, место работы, ФИО).

ЭКСПЕРТНАЯ  КАРТА -1

оценки методической разработки в области индивидуализации и тьюторства

Наименование методической разработки _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Наименование ОО______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Авторы-составители____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Дата поступления на экспертизу _________________________________________________________________________________________

ФИО эксперта _________________________________________________________________________________________________________

I.

Общие требования к методической разработке

соответствует

не соответствует

полностью

частично

1.1.

Актуальность создания (модификации) методической  разработки обоснована и определяется:

– проблемами индивидуализации  образования в профессиональном сообществе;

– проблемами  сетевого  взаимодействия  ряда образовательных организаций (ОО);

– проблемами конкретной образовательной организации (ОО);

– проблемами семьи и/или частных (физических) лиц;

– иными проблемами.

1.2.

Степень новизны разработки может принимать следующие значения:

– разработка является  авторской;

– разработка является модифицированной.

1.3.

Связь разработки с  индивидуализацией  образования,  тьюторской практикой, технологией обозначена:

– является разработкой,  реализующей индивидуализацию образования;

– является элементом тьюторской практики;

– является элементом тьюторской технологии.

1.4.

Область практического применения разработки соответствует стандарту МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» и относится к одному или нескольким критериям:

– используется при создании условий индивидуализации в социально-образовательной среде;

– используется для организации тьюторского сопровождения;

– используется  при формировании организационно-управленческих условий индивидуализации.

1.5.

Разработка по заявленному автором типу издания (ГОСТ 7.60-2003) является:

– производственно-практическим изданием, содержащим сведения по технологии, технике и организации производства (образовательного процесса, процесса управления), а также из других областей, образовательных и социокультурных практик, рассчитанных  на специалистов различной квалификации.

– учебно-методическим пособием, содержащим материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или методике воспитания и т.д.

1.6.

Язык описания должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать тьюторскому тезаурусу.

1.7.

Методическая разработка имеет признаки отчуждаемости,  которые  проявляются следующим образом:

– универсальный способ  решения  задач  индивидуализации образования;

– опирается на опыт и примеры тьюторских технологий, реализуемых  в образовательной организации;

– зависит от уникальных особенностей тьюторской практики образовательной организации;

– использование разработки  возможно только в образовательной организации заявителя.

1.8.

Готовность к диссеминации проявляется в следующем:

– оформлена так, что  не требует дополнительной  деятельности по распространению;

– распространение  опирается на созданную инфраструктуру  ОО;

– распространяется только  в форме  тьюторской практики ОО:

– не подлежит распространению.

Замечания, предложения 

II.

Структура методической разработки

соответствует

не соответствует

полностью

частично

2.1.

Построение методической разработки логично и целостно.

2.2.

Структура методической разработки соответствует утвержденным требованиям (Положение о методической разработке)

Замечания, предложения




III.

Содержание методической разработки

соответствует

не соответствует

полностью

частично

3.1.

Содержание соответствует заявленным теме и цели, раскрывает приемы, способы и методы процесса сопровождения в области индивидуализации  и тьюторства.

3.2.

Цели и задачи  сформулированы ясно и четко;  конкретны,  реалистичны.

3.3.

Описание методической разработки целостно и логично, содержит как  описание самой деятельности в области индивидуализации  и тьюторства, так и предполагаемых  результатов деятельности.

3.4.

Планируемые результаты деятельности  соотносятся с заявленной целью разработки, ориентируют пользователя разработки на решение поставленных задач:

– приводят к системным изменениям;

– приводят к модульным и локальным изменениям;

– обеспечивают  повышение качества индивидуализации образования;

– улучшают условия получения традиционного качества образования;

– влияют на решение иных задач.

3.5.

Содержание описываемой деятельности  соответствует требованиям   стандартов МОО МТА и корпоративных профессиональных  стандартов  тьютора.

3.6.

Содержание разработки  наглядно, материал доступен для восприятия.

3.7.

В разработке представлен материал практического использования,  содержащий  описание конкретных событий (учебных занятий, уроков, тренингов, интеллектуальных состязаний, игр, круглых столов, дискуссий и т.д.),  разработанных на основе заявленных  методов и технологий

3.8.

Наличие  уникального компонента в методической разработке 

3.9.

Рекомендуемые авторами методы, методические приемы, формы и средства тьюторской деятельности содержат указания на теоретические, философские и культурологические  основания,  имеют обоснование их выбора и базируются:

– на результатах научных исследований в области индивидуализации и тьюторского сопровождения;

– на содержании нормативных документов МТА;

– на практическом (здравом) опыте заявителя.

Замечания, предложения





Заключение эксперта   рекомендую направить методическую разработку

– на утверждение

– на устранение замечаний

– на существенную доработку

Дата                                                                                                                                                                                                      Подпись

ЭКСПЕРТНАЯ  КАРТА – 2

оценки методической разработки в области индивидуализации и тьюторства

Наименование методической разработки _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Наименование ОО______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Авторы-составители____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Дата поступления на экспертизу _________________________________________________________________________________________

ФИО эксперта _________________________________________________________________________________________________________

Критерии

Показатели

Баллы

Актуальность МР (масштаб)

Определяется  проблемами индивидуализации  образования в профессиональном сообществе

3

Определяется  проблемами  сетевого  тьюторского взаимодействия  ряда ОО

 

2

Определяется  проблемами конкретной ОО

1

Не определяется

0

Степень научной

обоснованности

МР

МР базируется на результатах научных исследований в области индивидуализации и тьюторского сопровождения

3

МР базируется на содержании нормативных документов МТА

2

МР базируется на практическом (здравом) опыте заявителя                           

1

Научная обоснованность МР отсутствует

0

Степень связи МР  с  индивидуализацией  образования,  тьюторской практикой, технологией

Является  МР,  реализующей индивидуализацию образования

1

Является элементом ТП

2

Является элементом ТТ

3

Не поддерживает цели индивидуализации образования

0

Степень отчуждаемости МР

МР представляет собой универсальный способ решения  задачи индивидуализации образования

3

МР опирается на опыт и примеры ТТ, реализуемой в  ОО

2

МР зависит от уникальных особенностей ТП ОО

1

Использование  МР возможно только в ОО заявителя

0

Степень готовности  МР к диссеминации

МР «упакована» и не требует дополнительной  деятельности по распространению

3

Распространение МР опирается на созданную инфраструктуру  ОО

2

МР  распространяется только  в форме  тьюторской практики ОО

1

МР не подлежит распространению

0

Качество оформления МР

МР оформлена на уровне нормативных документов, соответствии с ГОСТ Р 56261-2014

3

МР оформлена  как методическая рекомендация, программа

2

МР оформлена на уровне обобщенного опыта ОО/автора

1

МР представлена как  невоспроизводимая деятельность  ОО/автора

0

Результативность использования МР

Реализация МР приводит к системным изменениям в  образовательной среде

3

Реализация  МР обеспечивает  повышение качества индивидуализации образования

2

Реализация  МР  улучшает условия получения традиционного качества образования

1

Результативность реализации  МР  не подтверждена

0

Инновационность МР

Разработка соответствует заявленному автором типу инновации (ГОСТ Р 56261-2014):

Продуктовые инновации: разработка (значительное улучшение) характеристик существующей разработки.

-Процессные инновации: разработка (значительное улучшение, внедрение) процесса тьюторского сопровождения.

                                                                                             

Организационные инновации: разработка (значительное улучшение, внедрение) организационной структуры (регламентов) обеспечения процесса индивидуализации и/или тьюторского сопровождения.

Маркетинговые инновации: разработка (значительное улучшение) форм, методов, способов представления и/или продвижения результатов деятельности и/или формирования ценностных стратегий

Заключение эксперта   рекомендую направить методическую разработку

– на утверждение

– на устранение замечаний

– на существенную доработку

Дата                                                                                                                                                                                                      Подпись

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости