Суббота
23 АпрРабочие версии процедуры и карты экспертизы методических разработок, разработанные экспертами МТА Никулиной Т.Г., Кобыщей Е.И., Кряжевым Н.С., Олефир Л.Н.
ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРТИЗЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
в области ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ и ТЬЮТОРСТВА, ВКЛЮЧАЯ ПРОЦЕДУРУ
на ЛЕТНЕМ УНИВЕСИТЕТЕ ТЬЮТОРСТВА
1.Экспертиза представленных Заявителями методических разработок в области индивидуализации и тьюторства состоит из двух этапов:
– этапа предварительной экспертизы (работа экспертов с представленной Заявителем методической разработкой и приложениями);
– этапа открытой экспертизы на Летнем университете тьюторства.
2.Заявитель с 01 октября до 01 февраля текущего учебного года отправляет руководителю направления «Методическая разработка» МТА заявку
на прохождение этапа предварительной экспертизы (Приложение 1) по адресу: mta-expertiza@mail.ru
3.Предметом экспертизы является идентификация состояния тьюторской практики (технологии), представленной в форме методической разработки, ее интерпретация в контексте индивидуализации образования, изучение возможностей ее практического использования и потенциального влияния на развитие практики тьюторского сообщества.
4.Заявитель подбирает кандидатуру эксперта или самостоятельно, обращаясь к списку федеральных экспертов на сайте МТА в разделе «Экспертиза» в открытом доступе, или через руководителя направления «Методическая разработка».
5. До 01 февраля текущего учебного года Заявитель заключает соглашение с одним из федеральных экспертов МТА на экспертно-консультационное сопровождение на этапе предварительной экспертизы и составление экспертного заключения. Финансовые и юридические отношения между Заявителем и федеральным экспертом регулируются самостоятельно.
6.До 01 апреля текущего учебного года реализуется предварительный этап экспертизы, о чем федеральный эксперт сообщает по электронной почте руководителю направления «Методическая разработка».
7.На предварительном этапе экспертизы федеральный эксперт МТА идентифицирует состояние методической разработки, анализирует потенциал и осуществляет экспертно-консультационное сопровождение Заявителя: изучает предоставленные материалы, оказывает методическую поддержку и консультирует Заявителя по вопросам повышения качества методической разработки.
8. По итогам предварительного этапа экспертизы в срок с 01 по 15 апреля, федеральный эксперт составляет экспертное заключение, в котором отражает вывод о соответствии/несоответствии методической разработки корпоративному стандарту МТА и дает рекомендации Заявителю по усовершенствованию методической разработки. В случае соответствия корпоративному стандарту МТА, эксперт рекомендует Заявителю прохождение открытой экспертизы в номинации «Методическая разработка» на Летнем Университете тьюторства. Экспертное заключение направляется Заявителю и руководителю направления «Методическая разработка».
9. В случае получения экспертного заключения о несоответствии объекта экспертизы корпоративному стандарту МТА Заявитель может участвовать в Летнем университете тьюторства без прохождения этапа открытой экспертизы. В спорных и исключительных случаях решение вопроса о прохождении следующего этапа экспертизы выносится на заседание Правления МТА.
10.В срок до 01 июня Заявитель направляет руководителю направления «Методическая разработка» предлагаемую на открытую экспертизу методическую разработку с пакетом приложений.
11.В срок до 20 июня руководитель направления «Методическая разработка» рассматривает собранные материалы заявок, формирует и рекомендует к утверждению Правлением МТА список Заявителей на этап открытой экспертизы, которая проходит в рамках программы Университета тьюторства текущего года.
12.Процедура открытой экспертизы проходит в экспертных лабораториях Летнего университета тьюторства в присутствии участников, выбравших данную лабораторию. В состав экспертных групп входят федеральные эксперты и, возможно, эксперты-стажеры.
13.До начала открытой экспертизы в рамках Университета тьюторства проводится установочный семинар, на котором совместно экспертами и Заявителями обсуждаются процедура, критерии и инструменты открытой экспертизы.
14.Экспертные группы знакомятся с материалами Заявителей, с заключением федерального эксперта, проводившего предварительную экспертизу.
15. В соответствии с разработанным графиком, проводятся открытые обсуждения выступлений представителей авторского коллектива Заявителя, где члены экспертных групп уточняют понимание представленного содержания и представляют его участникам экспертной лаборатории.
16. В случае необходимости, члены экспертных групп могут организовать дополнительные встречи с Заявителем для выяснения возникших вопросов.
17.По итогам работы с материалами и Заявителем, экспертная группа составляет экспертное заключение, которое передаётся в Правление МТА.
18.Правление МТА до окончания Университета тьюторства принимает решение о присвоении/неприсвоении статуса «Методическая разработка».
19.В случае положительного решения Правления МТА, Заявитель получает сертификат о присвоении статуса «Методическая разработка». Информация об этом доводится до сведения региональных органов управления образования и публикуется на сайте МТА.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ в ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ и ТЬЮТОРСТВА, НАПРАВЛЯЕМЫМ на ОЧНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРТИЗЫ
на ЛЕТНИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЬЮТОРТСВА
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Требования к методической разработке рассматриваются в четырех аспектах: общие требования, требования к структуре, содержанию и оформлению.
1.Общие требования, предъявляемые к методической разработке.
1.1.Методическая разработка должна быть написана в соответствии с Положением о методической разработке и соответствовать стандартам МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (далее МТА) и корпоративным Профессиональным стандартам тьютора.
1.2. В методической разработке должна быть отражена связь с индивидуализацией образования и тьюторством (предлагаемый материал является или разработкой, реализующей принцип индивидуализации образования, или элементом тьюторской практики, или элементом тьюторской технологии).
1.3.В методической разработке должно быть указание на тип издания (например, учебно-методическое пособие, производственно-практическое издание и др.), на степень новизны (авторская или модифицированная работа). Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
1.4.В методической разработке должны быть указаны область практического применения разработки (например, используется при создании условий индивидуализации в социально-образовательной среде, или для организации тьюторского сопровождения, или при формировании организационно-управленческих условий индивидуализации и т.д.).
1.5..Язык описания должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным и целесообразным. Использование терминологического аппарата в описании разработки должно соответствовать тьюторскому тезаурусу.
1.6.Методическая разработка должна учитывать конкретные организационно-управленческие условия осуществления процесса, ориентированного на индивидуализацию.
1.7. В методической разработке желательно указать возможные формы диссеминации.
1.8.При открытой экспертизе на ЛУТе Заявитель должен иметь весь пакет документов (методическая разработка, приложения и экспертное заключение) в электронной версии.
2.Требования к структуре:
2.1. Титульный лист (наименование организации; заглавие (название) работы; с указанием, кем выполнена работа, для кого и чего предназначена, место и год).
2.1. Введение (обоснование актуальности темы; определение области, в рамках которой используется разработка; цель и предполагаемый конечный результат работы.);
2.2. Аналитическая часть (научное обоснование проблемы, выполненной на основе анализа, как различных литературных источников, так и образовательной ситуации, где возникла необходимость появления такой методической разработки; указание на философские и культурологические основания, ставшие опорными (базовыми) при описании содержания разработки);
2.4. Практическая часть (изложение путей и способов решения поставленной проблемы, описание методической разработки, особенностей ее реализации в контексте тьюторской технологии или содержания практики индивидуализации и/или тьюторства.);
2.5. Заключение (выводы, а также рекомендации по использованию полученных результатов в практике индивидуализации образования);
2.6. Список использованной в работе источников (оформляется в алфавитном порядке, в начале подаются все нормативные документы, в конце списка указываются интернет-источники;
2.7. Приложения (таблицы, диаграммы, графики, конспекты занятий, сценарии событий, программы круглых столов и т.д.).
3.Требования к содержанию.
3.1. Содержание методической разработки должно соответствовать заявленным теме и целям;
3.2. Цели и задачи должны быть сформулированы ясно и четко; цели должны быть конкретны и реалистичны.
3.3. Описание методической разработки должно содержать не только описание самой деятельности в области индивидуализации и/или тьюторства, но и описание предполагаемых результатов деятельности, содержание должно быть целостно и логично.
3.4.Планируемые результаты деятельности, отраженные в методической разработке, должны соотноситься с заявленными целями и ориентировать пользователя разработки на решение поставленных задач.
3.5. В методической разработке необходимо представить культурологические и философские основания, послужившие в процессе разработки концептуальной опорой для автора (группы авторов); не рекомендуется повторять содержание известных в МТА методик и практик, необходимо описывать специфические результаты и эффекты, возникающие от применения адаптированных к новым конкретным условиям практик, методик, технологий и др., предлагаемых авторами разработки.
3.6. Методы, методические приемы, формы и средства тьюторской деятельности, используемые и/или рекомендуемые авторами разработок, должны содержать указания на культурологические и философские основания, иметь обоснование их выбора.
3.7.Описание разработки должно быть наглядно, желательно в приложении представить материал практического использования, доступный для восприятия, содержащий описание конкретных событий (учебных занятий, уроков, тренингов, интеллектуальных состязаний, игр, круглых столов, дискуссий и т.д.), разработанных на основе заявленных методов и технологий.
4. Требования к оформлению методических разработок
4.1. Примерный объем документа, не считая титульного листа и списка литературы, должен составлять 10 страниц.
4.2.Параметры страницы: поля страницы составляют слева – 3см и по 2 см – сверху, снизу и справа; нумерация страниц организована по центру снизу арабскими цифрами.
4.3.Параметры шрифта: гарнитура Times New Roman, размер 14 пунктов, одинарный междустрочный интервал. Параметры шрифта в таблицах: гарнитура Times New Roman, размер 12 пунктов, одинарный междустрочный интервал.
4.4.Параметры абзацев: выравнивание текста должно быть по ширине страницы; красная строка составляет 1, 25 (пять знаков).
4.5 Параметры заголовков: гарнитура Times New Roman, размер 14 пунктов, одинарный междустрочный интервал, полужирное начертание. Возможно размещение заголовков по центру страницы.
4.6. Иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», и нумероваться по порядку.
4.7. Содержание титульного листа: наименование организации (учреждения), название работы, автор(ы); место и год. На обороте титульного листа указываются: рецензенты работы (категория, звание, должность, место работы, ФИО).
ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА -1
оценки методической разработки в области индивидуализации и тьюторства
Наименование методической разработки _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Наименование ОО______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Авторы-составители____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления на экспертизу _________________________________________________________________________________________
ФИО эксперта _________________________________________________________________________________________________________
I. |
Общие требования к методической разработке |
соответствует |
не соответствует |
|
полностью |
частично |
|||
1.1. |
Актуальность создания (модификации) методической разработки обоснована и определяется: |
|
|
|
|
– проблемами индивидуализации образования в профессиональном сообществе; |
|
|
|
– проблемами сетевого взаимодействия ряда образовательных организаций (ОО); |
|
|
|
|
– проблемами конкретной образовательной организации (ОО); |
|
|
|
|
– проблемами семьи и/или частных (физических) лиц; |
|
|
|
|
– иными проблемами. |
|
|
|
|
1.2. |
Степень новизны разработки может принимать следующие значения: |
|
|
|
|
– разработка является авторской; |
|
|
|
– разработка является модифицированной. |
|
|
|
|
1.3. |
Связь разработки с индивидуализацией образования, тьюторской практикой, технологией обозначена: |
|
|
|
|
– является разработкой, реализующей индивидуализацию образования; |
|
|
|
– является элементом тьюторской практики; |
|
|
|
|
– является элементом тьюторской технологии. |
|
|
|
|
1.4. |
Область практического применения разработки соответствует стандарту МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» и относится к одному или нескольким критериям: |
|
|
|
|
– используется при создании условий индивидуализации в социально-образовательной среде; |
|
|
|
– используется для организации тьюторского сопровождения; |
|
|
|
|
– используется при формировании организационно-управленческих условий индивидуализации. |
|
|
|
|
1.5. |
Разработка по заявленному автором типу издания (ГОСТ 7.60-2003) является: |
|
|
|
|
– производственно-практическим изданием, содержащим сведения по технологии, технике и организации производства (образовательного процесса, процесса управления), а также из других областей, образовательных и социокультурных практик, рассчитанных на специалистов различной квалификации. |
|
|
|
– учебно-методическим пособием, содержащим материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или методике воспитания и т.д. |
|
|
|
|
1.6. |
Язык описания должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать тьюторскому тезаурусу. |
|
|
|
1.7. |
Методическая разработка имеет признаки отчуждаемости, которые проявляются следующим образом: |
|
|
|
|
– универсальный способ решения задач индивидуализации образования; |
|
|
|
– опирается на опыт и примеры тьюторских технологий, реализуемых в образовательной организации; |
|
|
|
|
– зависит от уникальных особенностей тьюторской практики образовательной организации; |
|
|
|
|
– использование разработки возможно только в образовательной организации заявителя. |
|
|
|
|
1.8. |
Готовность к диссеминации проявляется в следующем: |
|
|
|
|
– оформлена так, что не требует дополнительной деятельности по распространению; |
|
|
|
– распространение опирается на созданную инфраструктуру ОО; |
|
|
|
|
– распространяется только в форме тьюторской практики ОО: |
|
|
|
|
– не подлежит распространению. |
|
|
|
|
Замечания, предложения
|
||||
II. |
Структура методической разработки
|
соответствует |
не соответствует |
|
полностью |
частично |
|
||
2.1. |
Построение методической разработки логично и целостно. |
|
|
|
2.2. |
Структура методической разработки соответствует утвержденным требованиям (Положение о методической разработке) |
|
|
|
Замечания, предложения
|
||||
III. |
Содержание методической разработки
|
соответствует |
не соответствует |
|
полностью |
частично |
|||
3.1. |
Содержание соответствует заявленным теме и цели, раскрывает приемы, способы и методы процесса сопровождения в области индивидуализации и тьюторства. |
|
|
|
3.2. |
Цели и задачи сформулированы ясно и четко; конкретны, реалистичны. |
|
|
|
3.3. |
Описание методической разработки целостно и логично, содержит как описание самой деятельности в области индивидуализации и тьюторства, так и предполагаемых результатов деятельности. |
|
|
|
3.4.
|
Планируемые результаты деятельности соотносятся с заявленной целью разработки, ориентируют пользователя разработки на решение поставленных задач: |
|
|
|
|
– приводят к системным изменениям; |
|
|
|
– приводят к модульным и локальным изменениям; |
|
|
|
|
– обеспечивают повышение качества индивидуализации образования; |
|
|
|
|
– улучшают условия получения традиционного качества образования; |
|
|
|
|
– влияют на решение иных задач. |
|
|
|
|
3.5. |
Содержание описываемой деятельности соответствует требованиям стандартов МОО МТА и корпоративных профессиональных стандартов тьютора. |
|
|
|
3.6. |
Содержание разработки наглядно, материал доступен для восприятия. |
|
|
|
3.7. |
В разработке представлен материал практического использования, содержащий описание конкретных событий (учебных занятий, уроков, тренингов, интеллектуальных состязаний, игр, круглых столов, дискуссий и т.д.), разработанных на основе заявленных методов и технологий |
|
|
|
3.8. |
Наличие уникального компонента в методической разработке |
|
|
|
3.9. |
Рекомендуемые авторами методы, методические приемы, формы и средства тьюторской деятельности содержат указания на теоретические, философские и культурологические основания, имеют обоснование их выбора и базируются: |
|
|
|
|
– на результатах научных исследований в области индивидуализации и тьюторского сопровождения; |
|
|
|
– на содержании нормативных документов МТА; |
|
|
|
|
– на практическом (здравом) опыте заявителя. |
|
|
|
|
Замечания, предложения
|
||||
Заключение эксперта рекомендую направить методическую разработку
|
||||
– на утверждение – на устранение замечаний – на существенную доработку
Дата Подпись
|
ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА – 2
оценки методической разработки в области индивидуализации и тьюторства
Наименование методической разработки _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Наименование ОО______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Авторы-составители____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления на экспертизу _________________________________________________________________________________________
ФИО эксперта _________________________________________________________________________________________________________
Критерии
|
Показатели |
Баллы |
Актуальность МР (масштаб) |
Определяется проблемами индивидуализации образования в профессиональном сообществе
|
3 |
Определяется проблемами сетевого тьюторского взаимодействия ряда ОО
|
2 |
|
Определяется проблемами конкретной ОО
|
1 |
|
Не определяется
|
0 |
|
Степень научной обоснованности МР
|
МР базируется на результатах научных исследований в области индивидуализации и тьюторского сопровождения |
3 |
МР базируется на содержании нормативных документов МТА
|
2 |
|
МР базируется на практическом (здравом) опыте заявителя
|
1 |
|
Научная обоснованность МР отсутствует
|
0 |
|
Степень связи МР с индивидуализацией образования, тьюторской практикой, технологией |
Является МР, реализующей индивидуализацию образования
|
1 |
Является элементом ТП
|
2 |
|
Является элементом ТТ
|
3 |
|
Не поддерживает цели индивидуализации образования
|
0 |
|
Степень отчуждаемости МР |
МР представляет собой универсальный способ решения задачи индивидуализации образования
|
3 |
МР опирается на опыт и примеры ТТ, реализуемой в ОО
|
2 |
|
МР зависит от уникальных особенностей ТП ОО
|
1 |
|
Использование МР возможно только в ОО заявителя
|
0 |
|
Степень готовности МР к диссеминации |
МР «упакована» и не требует дополнительной деятельности по распространению
|
3 |
Распространение МР опирается на созданную инфраструктуру ОО
|
2 |
|
МР распространяется только в форме тьюторской практики ОО
|
1 |
|
МР не подлежит распространению
|
0 |
|
Качество оформления МР |
МР оформлена на уровне нормативных документов, соответствии с ГОСТ Р 56261-2014
|
3 |
МР оформлена как методическая рекомендация, программа
|
2 |
|
МР оформлена на уровне обобщенного опыта ОО/автора
|
1 |
|
МР представлена как невоспроизводимая деятельность ОО/автора
|
0 |
|
Результативность использования МР |
Реализация МР приводит к системным изменениям в образовательной среде
|
3 |
Реализация МР обеспечивает повышение качества индивидуализации образования
|
2 |
|
Реализация МР улучшает условия получения традиционного качества образования
|
1 |
|
Результативность реализации МР не подтверждена
|
0 |
|
Инновационность МР |
Разработка соответствует заявленному автором типу инновации (ГОСТ Р 56261-2014): |
|
|
–Продуктовые инновации: разработка (значительное улучшение) характеристик существующей разработки.
|
|
-Процессные инновации: разработка (значительное улучшение, внедрение) процесса тьюторского сопровождения.
|
|
|
–Организационные инновации: разработка (значительное улучшение, внедрение) организационной структуры (регламентов) обеспечения процесса индивидуализации и/или тьюторского сопровождения.
|
|
|
–Маркетинговые инновации: разработка (значительное улучшение) форм, методов, способов представления и/или продвижения результатов деятельности и/или формирования ценностных стратегий |
|
Заключение эксперта рекомендую направить методическую разработку
– на утверждение – на устранение замечаний – на существенную доработку
Дата Подпись
|