Аннотация методической разработки “Открытка из образовательного путешествия”
 /  Содержание и критерии методической разработки тьютора / Аннотация методической разработки “Открытка из образовательного путешествия”

Аннотация методической разработки “Открытка из образовательного путешествия”

Аннотация методической разработки «Открытка из образовательного путешествия»

Иванова Евгения Евгеньевна,

учитель изобразительного искусства, технологии, педагог дополнительного образования, тьютор ГБОУ школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка Ивановой Е.Е. «Открытка из образовательного путешествия» представляет учебно-методическое пособие для педагога, желающего освоить педагогическую технологию образовательного путешествия с использованием методов, приемов изобразительного искусства и художественного труда. Целью такого синтеза является создание условий для формирования и сопровождения индивидуального образовательного маршрута подростка на стыке его субкультуры и системы образования. С введением ФГОС нового поколения, на первый план выходят личностные и метапредметные знания, основанные на персональном опыте и включающее когнитивные и коммуникативные умения.

В содержание методической разработки «Открытка из образовательного путешествия» входят имеющиеся в распоряжении автора источники [1], [2], [3], [4]*, которые послужили теоретической основой для разработки в виде цитат, тезисов статей и работ специалистов. С некоторыми учеными Ивановой Е.Е посчастливилось сотрудничать по разработке конкретных тем уроков, занятий, программ. На определенном этапе сотрудничества у автора возникла необходимость обобщить опыт и придать ему новый уровень применения. Для начала были созданы программы элективных курсов: «Все дело в шляпе» (2010), «Современное искусство на улицах Города» (2013, дополнен 2014), в реализации которых оформилась идея соединения образного восприятия подростками мира и культурной европейской традиции образовательного путешествия. Способом и средством воспроизведения становится художественный «открыточный» образ – развивающийся, изменчивый, эклектичный, позволяющий сделать импринтинг, зафиксировать «след» впечатления, чтобы затем вернуться к нему рефлексивно.

Опыт проведения элективных курсов позволил автору обратиться к проблематике картирования в образовательном путешествии, а затем и составлении некоторых методических правил «путешествия», типологий карт и открыток из путешествия. Все эти наработки представлялись в форме мастер-классов, образовательных путешествий, социальных практик. Для моделирования «ситуативной» открытки, несущей смысловую нагрузку, обучающегося надо познакомить с приемами конструирования, техниками дизайна, материалами и инструментами. Апробация педагогического приема «Открытка» проходила в течение нескольких лет в Студии «Авторской открытки» по программе дополнительного образования «Квиллинг развивает» (В 2011 году участие в Городском конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020»: программа, учебное электронное методическое пособие «Квиллинг» / СПБ. АППО, 2008 г./, серия мастер-классов); при реализации учебной программы «Основы дизайна и Художественный труд» 5,6,7 класс (предмет технология 2012/2013, 2013/2014 учебные года), на занятиях программы внеурочной деятельности общекультурного направления для 5 класса «Основы и технологии дизайна в авторской открытке» (2015).

Следующий акцент методической разработки связан с педагогической технологией «Образовательное путешествие», которая: «… позволяет преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявление культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека» [1]*. Образовательные путешествия создавались в сотрудничестве с кафедрой культурологического образования СПб АППО и Коробковой Еленой Николаевной (к.п.н., доцент, зав кафедрой культурологического образования СПб АППО). В 2010 году мы нашли социального партнера Детский центр Государственного музея-заповедника «Павловск».

Площадкой, где была сформирована и реализована методическая разработка являлась ГБОУ СОШ № 643 (темы опытно-экспериментальной площадки «Механизм тьюторского взаимодействия организационно-педагогическое условие развития компетентностей субъектов образовательного процесса» 2011-2013; и «Тьюторское сопровождение проектирования учащимися индивидуального учебно-образовательного маршрута профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций» 2014-2016). Образовательные путешествия с созданием открытки-впечатления, открытки-символа стали методической разработкой тьюторских практик. Этот педагогический прием используется для составления индивидуального образовательного маршрута с картой событий (или альбомом открыток), случившихся или прогнозирующихся обучающимся на его образовательной траектории. Материалы методической разработки Ивановой Е.Е. «Открытка из образовательного путешествия» стали частью ДПП ПК «Практика тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы обучающегося» (ИМЦ Московского района, статус Межрегиональной тьюторской ассоциации) в виде разработанного модуля «Тьюторство и практики работы с новым: картография и образовательное путешествие».

Для тьюторантов создан практико-ориентированный элективный курс прикладного вида «Проектирование индивидуальной образовательной программы», в котором обучающиеся основываясь на опыте, полученном в образовательных путешествиях, составляют, структурируют, фиксируют, анализируют и корректируют свой образовательный маршрут, выбирая направления дальнейшего профессионального образования. Педагогические методы, технологии и приемы, методической разработки «Открытка из образовательного путешествия» лежат в контексте современной инновационной образовательной политики. Они позволяют обучающимся погрузиться в открытое поле культуры, найти смыслы, проанализировать личностный опыт и поделиться результатами собственных открытий. Двигаясь от события к событию, школьники выстраивали собственный альбом «открыток», где фиксировали личностно-значимые моменты. Так. в образовательных путешествиях, уроках/занятиях, которые вошли в методическую разработку, ученики выявляли значимую для себя проблему, анализировали возможные варианты решения, совершали пробные действия, которые позволили получить деятельностный опыт для развития своих способностей и самореализации.

Распространение педагогического опыта: публичное проведение уроков/занятий, мастер-классов, представление результатов разработки на конференциях, семинарах, опубликование педагогических разработок на сайтах ГБОУ СОШ № 643, ГБОУ СОШ № 553, ГБОУ СОШ №331, ИМЦ Московского района, ИМЦ Невского района в сети «Два берега» и на сайте Межрегиональной Тьюторской Ассоциации. Признание интереса к методической разработке подтверждено победами на педагогических конкурсах (грамоты, дипломы в приложении) *. Опыт реализованных проектов, образовательных путешествий опубликован в статьях разного уровня. Среди коллег есть учителя, активно использующие элементы этой методической разработки: Марина Галина Алексеевна (школа № 553), Богатырева Ирина Валентиновна (школа № 331), Эунманн Наталия Карловна (школа № 496), Стаценко Анастасия Владимировна (школа № 643) и другие.

ПРИЛОЖЕНИЕ методической разработки Претендента

[1] Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. – СПб: СПб АППО, 2012

[2] Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб: СПб АППО, 2003

[3] Ковалева Т. М., Рыбалкина Н. В. Образовательное путешествие: журнал «На путях к новой школе», 2003 г., № 2

[4] Ванюшкина Л. М. Внеаудиторное образование-путь в новое образовательное пространство. Монография. – СПб, 2003. -224 с.

[5] Иванова Е.Е.: Элективный курс «Все дело в шляпе» для учащихся 9 классов/ Допущен президиумом РЭС КО СПб, протокол №1 от 16.09.2010 г./

[6] Марина Г.А., Иванова Е.Е.: Программа «Основы дизайна и Художественный труд» 5,6,7 класс. // Допущена президиумом ЭНМС СПб, 17 октября 2012/

[7] Иванова Е.Е.: Элективный учебный курс (предметный) для 10 классов «Современное искусство на улицах Города» / Допущен президиумом ЭНМС СПб, пр. №2 от 12.11.2013. Дополнен и перерегистрирован пр.№4 от 24.06.2014/ База элективных курсов СПб АППО № 45 http://www.spbappo.ru/enms/ekspertniy-nauchno-metodicheskiy-sovet /

[8] Иванова Е.Е., консультант Новожилова Н.С. методист ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга: Программа дополнительного образования «Квиллинг развивает» /2012, 2013, 2014, 2015/

[9] серия мастер-классов

[10] модуль «Практическая часть дополнительной профессиональной программы (курсы повышения квалификации учителей) «Тьюторство и практики работы с новым: Практика тьюторского сопровождения индивидуального учебного плана/образовательной программы/ маршрута обучающегося».

[11] Олефир Л.Н., Иванова Е.Е.: Элективный курс прикладного вида для обучающихся 9 класса «Проектирование индивидуальной образовательной программы» / Допущен президиумом ЭНМС СПб, 18.11.2015/ База элективных курсов СПб АППО № 238 http://www.spbappo.ru/enms/ekspertniy-nauchno-metodicheskiy-sovet /

[12] Марина Г.А., Иванова Е.Е.: Программа внеурочной деятельности общекультурного направления для 5 класса «Основы и технологии дизайна в авторской открытке» / Утверждена на педагогическом совете ГБОУ СОШ № 643 (протокол №1 от 27.08.2015); Утверждена на педагогическом совете ГБОУ СОШ № 553 (протокол №1 от 27.08.2015). https://sites.google.com/site/culturologyappo/vneurocnaa-deatelnost

[13] Иванова Е.Е.: Методическая система как тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута подростка в период его школьного образования учителем, тьютором, педагогом дополнительного образования /Официальный сайт школы № 643, ЭОР, методическая копилка http://www.643spb.edusite.ru , /Официальный сайт ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, сетевое взаимодействие, кластер «Тьюторское движение» http://imc-mosk.ru/ /Сайт Межрегиональной Тьюторской Ассоциации https://thetutor.ru/region/St_Petersburg

[14] Грамоты, благодарственные письма от партнеров

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости