Вторник
8 МайПроведение фокус-группы на выявление мнений и ожиданий потребителей услуг тьюторского сопровождения во Владивостоке
Проведение фокус-группы на выявление мнений и ожиданий потребителей услуг тьюторского сопровождения во Владивостоке
Фокус-группа организована и проведена в рамках проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Метод фокус-групп определяется социологами как групповое глубокое интервью, относится к числу так называемых “гибких” или “качественных” методов социологического исследования. В России метод фокус-групп использовался больше в маркетологии для изучения мнения разных социальных групп в отношении услуг и товаров. По мнению современных педагогов и психологов преимуществами фокус-метода являются то, что исследователь получает больше информации по изучаемой теме, которая лежит вне рамок гипотез, чему способствует групповая динамика, позволяющую проникнуть в глубинные пласты мотивации поведения людей, их ожиданий, надежд, переживаний и особенностей личного опыта.
14 апреля 2018 года на базе МОУ СОШ № 13 г. Владивостока состоялось первое фокус-интервью «работа с одаренными детьми», целью которого было узнать мнение родителей о необходимости профессионального тьюторского сопровождения при раскрытии и развитии способностей у одаренных детей разного возраста.
Количество участников-респондентов было 12 человек. Организаторами выступили сотрудники Дальневосточного Центра развития тьюторских практик (руководитель Т.И. Боровкова). Ассистенты, оператор фото- и видео-съемки – студенты магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» Школы педагогики ДВФУ. В качестве участников фокус-группы были приглашены родители учеников трех школ – школы № 13 с углубленным изучением английского языка, школы 63 с углубленным изучением китайского языка и гимназии № 2.
В фокус-интервью я принимала участие впервые. Было очень интересно узнать мнение родителей в отношении того, что для них одаренность. И оказалось, что многие из них не считают своих детей, да и себя, одаренными. Очень понравилось мнение мамы старшеклассника, которая назвала своего ребенка одаренным, потому что он делает что-то лучше других просто потому, что в нем это уже заложено от рождения. Что касается тьюторства, то выяснилось, что далеко не все в нашем городе знают о том, кто такой тьютор, о деятельности и функциях тьютора, а некоторым незнакомо даже это слово. В начале встречи модератор Тамара Ивановна Боровкова познакомила с целью проводимого исследования и развитием тьюторских практик во Владивостоке, Дальневосточном федеральном университете. И было приятно видеть живую заинтересованность во взглядах участников нашей группы, когда они обсуждали вопросы о тьюторах и тьюторстве, действительно желая понять что-то новое, для них доселе неизвестное. Также приятно удивил факт, что родители не зациклены на образовательных учреждениях как точках развития своих детей и рассматривают в качестве ресурсов развития детей городские учреждения культуры и искусства, улицы, магазины, транспорт, живое общение с людьми, отмечают необходимость сопровождения со стороны взрослого в поиске нужного ресурса.
В общей дискуссии родители сошлись во мнениях, что если у одаренного ребенка будет тьютор, то он обретет уверенность, цель в жизни, будет успешен в самоопределении и самореализации. Без тьютора же не будет совершаться много попыток найти себя. Будет много ошибок и большие сожаления. Ребенок обязательно попытается найти значимого другого, появится неуверенность, неспособность выявить свою одаренность и развить ее.
Для меня значимы в этом событии возможность получить опыт участия в качестве ассистента в живом творческом процессе, рождение новых смыслов и приглашение поучаствовать в следующей фокус-группе в качестве родителя ребенка с ОВЗ.
И в заключении, привожу акроним для Центра Тьюторских Практик.
ЦЕНТР ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ТЬЮТОРСКИХ ТВОРЧЕСТВО
ПРАКТИК ПАРТНЕРСТВО
Охотина Софья, преподаватель Тихоокеанского государственного медицинского университета, студентка тьюторской магистратуры