Четверг
10 МайИнформационный обзор «Подготовка специалистов для проведения профессиональной и общественной экспертизы в образовательной сфере РФ» (Соколов В.Ю.)
Соколов В.Ю.
Подготовка специалистов для проведения профессиональной и общественной экспертизы в образовательной сфере РФ
Информационный обзор для проекта по гранту МТА
Подготовка экспертов для образовательной сферы в 2000-е годы
Для понимания ситуации с подготовкой экспертов для образовательной и социальной сферы в нашей стране имеет смысл опираться на исторический подход. Очевидно, что потребность в экспертном сообществе сформировалась после того, как в 1990-е годы в нашей стране произошел резкий рост инноваций в общественной и культурной жизни. Обилие инноваций разного качества и направленности потребовало развернутых, качественных оценок, которые и должно было произвести экспертное сообщество.
Об актуальности данного вопроса говорит появление на рубеже 1990 – 2000-е гг. публикаций, в которых обосновывается необходимость формирования экспертного мышления у современных специалистов в сфере образования, предлагаются варианты учебных модулей для подготовки подобного рода экспертов. (1) В этих публикациях навыки экспертной деятельности представляются в качестве компетенции, повышающей конкурентноспособность выпускника, прошедшего обучение в подобном учебном модуле.
Более развернутое обоснование актуальности подготовки специалистов по экспертизе в образовании можно найти в ряде диссертаций, защищенных в 2000-е годы в РФ. Их появление говорит о переходе к системной разработке данного вопроса. Силами авторов данных диссертаций выделен пул базовых специалистов в сфере экспертизы в образовании, обозначен ряд подходов к исследованию этого
вопроса, показано место экспертизы в развитии современного образования. (2)
«Анализ теоретических источников и имеющегося практического опыта позволяет сделать вывод о том, что хотя экспертиза, в том числе в образовании, стал
объектом специальных научных исследований сравнительно недавно — лишь во второй половине XX века — на сегодняшний день в этой области имеются значительные наработки.
В 60-70-х годах XX века эмпирическое представление об экспертизе и экспертной деятельности, стихийно сложившееся в предшествующий исторический период, было теоретически осмыслено на основе философских представлений о ценностной предметности. Экспертное оценивание представлено как особый метод оценивания качества материальных и иных объектов, основанный на субъективных оценках экспертов в случаях, когда другие, объективные средства оценивания качества этих объектов отсутствуют (неизвестны) или недоступны (Г. Г. Азгальдов, С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич, Л. Г. Евланов и другие).
Разработке экспертной проблематики применительно к сфере образования посвящены работы А. Г. Алексеева, О. С. Анисимова, С. Л. Братченко, Г. Н. Прозументовой, А. И. Субегто, В. С. Черепанова и др. Особое внимание в них уделяется разработке вопросов формирования критериально-оцеиочных баз оценивания для отдельных классов ситуаций с учетом специфики сферы образования, процедур организации и проведения экспертизы, стратегии и тактики экспертной деятельности.
Начиная с 90-х годов XX века, экспертиза в образовании приобретает все более массовый характер. Вследствие нормативного закрепления обязательности
ситуаций принятия ответственных решений, в нее вовлекается все большее число лиц (работников образования, представителей общественности и т.д.).
Соответственно, значительные научные усилия сосредоточиваются на исследовании проблем, связанных с качеством субъекта экспертизы. Выделены основания для классификации субъектов экспертизы, сформированы и обоснованы различные наборы требований, предъявляемых к экспертам, определен порядок измерения качества субъекта экспертизы и (или) отбора экспертов в той или иной конкретной экспертной ситуации (С. Г. Баронене, Н. Г. Калашникова, А. Н. Кузибецкий, Т. Г. Новикова, А. И. Субетто, В. С. Черепанов и др.). Накоплен практический опыт подготовки различных категорий лиц для участия в экспертизе: освоение основных методов получения и математико-статистической обработки экспертных оценок (Д. С. Шмерлинг); подготовка специалистов системы образования к работе в экспертных группах в рамках аттестации руководящих и педагогических работников (Н. И. Буренчева, А. П Долгов, Л. И. Филатова и др.); подготовка экспертов для работы в комиссиях по аттестации дошкольных образовательных учреждений (И. И. Дранникова, Н. Г. Калашникова, М. В. Крулехт, И. В. Тельшок и др.); подготовка учителя к экспертной деятельности (Е. А. Федорова, Р. М. Шерайзина и др.); психолого-педагогическая подготовка специалистов экспертных групп образовательных учреждений (Т. В. Сидорина); спецпрактикум по экспертизе современных образовательных технологий и сред (В. А. Гуружапов). Аналогичные по целевым ориентирам и содержанию образовательные программы реализуются практически во всех учреждениях дополнительного профессионального образования работников образования Российской Федерации». (3)
Ознакомиться с ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ обзора.