Четверг
10 МайИнформационный обзор «Анализ и оценка качества условий и результатов индивидуализации образования» (Кушнир С.В.)
Кушнир С.В.
Анализ и оценка качества условий и результатов индивидуализации образования
Информационный обзор для проекта по гранту МТА
Анализ публикаций последних лет позволил выявить в проблематике индивидуализации образования в России следующее.
Индивидуализация образования рассматривается как элемент модернизации системы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе, как средство обеспечения современного качества образования [2, 4, 5, 28, 31, 34, 35, 41, 54, 57, 59, 65, 68, 71]. Формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования становится чрезвычайно важной целевой ориентацией [65]. Любой элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект (принцип вариативности и открытости образования) [34].
Существует тезис о том, что набирающая силу идеология индивидуализации выражает, прежде всего, протест против единообразия школы и стремление к преодолению обезличенности массового образования [41].
Индивидуализация образования стала одним из ключевых компонентов инновационной деятельности [13, 34, 43, 63, 68].
Тьюторское сопровождение при реализации принципа индивидуализации отвечает актуальным задачам современного образования и может быть принято в качестве одного из наиболее актуальных направлений совершенствования профессиональной деятельности современного преподавателя [41, 62, 74].
Тьюторство рассматривается как новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации [53].
Изучая методологические основы индивидуализации, современные исследователи опираются на исторические труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна: «Процесс индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим [56, 64]. А также на гуманистические теории развития личности, обучения и воспитания К. Роджерса, К.Н. Вентцеля, А.Б. Орлова, В.А. Сухомлинского и др. [37].
Современные научные исследования (монографии, диссертации) касаются, в частности, актуальных проблем педагогики индивидуализации; проектирования студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования; изучения ведущих трендов развития образования в XXI веке: индивидуализации, персонализации, персонификации; социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста; рассмотрения индивидуальной образовательной траектории школьника как средства достижения личностных результатов; и др. [2, 11, 29, 31, 55, 61]
Ознакомиться с ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ обзора.